Задача коммивояжера (TSP) точное решение — метод динамического программирования

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


«Только две вещи бесконечны - Вселенная и человеческая глупость, хотя насчёт Вселенной я не уверен». (Альберт Эйнштейн)

Задача коммивояжёра – одна из интереснейших подзадач комбинаторной оптимизации. Впервые мне пришлось с ней столкнуться, работая над логистической системой торгового предприятия.

Типичный маршрут доставки товара предприятия состоял из пары десятков точек, изредка доходящий до 25-26. Матрица расстояний рассчитывалась с помощью алгоритма Дейкстры. Дальше нужно было выбрать оптимальный маршрут из возможных.

Решение методом грубой силы не подходило из-за вычислительной сложности. Была предпринята попытка реализовать метод ветвления и границ с отсечением в глубину. В целом, подход себя оправдывал, но иногда при некоторых специфических входных данных алгоритм выдавал решение далёкое от оптимального.

Хотя обычному человеку достаточно сложно построить оптимальный маршрут на десятках точек, но он легко зрительно замечает, если граф не планарен при его визуализации в виде пути на карте.

Так было и в тот раз, шеф сказал: - Это вообще никуда не годится. Мне нужно только точное решение, точное и ни как иначе!

Не хочу слышать про NP-сложность, только точное решение, ты просто не хочешь думать!
Не хочу слышать про NP-сложность, только точное решение, ты просто не хочешь думать!

Собственно, мне известны только три метода нахождения точного решения:

  1. Перебор грубой силой (brute force).

  2. Ветвления и границ с полным перебором.

  3. Динамическое программирование.

Изначально все тексты были реализованы на Pascal. Но так как современные разработчики достаточно прохладно относится к данному архаичному языку, я конвертировал тексты на Python. Этот более современный язык, невероятно удобен и дружествен к программисту, но и скорость работы программ на нём сильно уступает, о чём я добавлю пару слов ниже.

1. Метод грубой силы

Мне часто встречалась мысль о том, что при полном переборе поиск оптимального маршрута можно ждать веками.

Википедия указывает:

Поскольку коммивояжёр в каждом из городов встает перед выбором следующего города из тех, что он ещё не посетил, существует (n-1)! маршрутов для асимметричной и (n-1)!/2 маршрутов для симметричной задачи коммивояжёра.

Прикинем на глаз, для 26 городов в симметричном варианте как верхний предел.

Получаем 25!/2 = 7755605021665492992000000 маршрутов.

Даже если проверять по миллиарду маршрутов в секунду, то солнце потухнет раньше, чем мы дождёмся результата.

Если у Вас остались сомнения? Смотрите код ниже и до встречи через миллиарды лет.

Код
import random import matplotlib.pyplot as plt import networkx as nx import math as mt from bitarray import bitarray  def distance(x1, y1, x2, y2):     return mt.sqrt((x2-x1)**2 + (y2-y1)**2)  INF = 2 ** 31-1  #random.seed(1)  n = 10  v1 = [] points = {} for i in range(n):     points[i] = (random.randint(1,1000), random.randint(1,1000))  input_matrix = [] for i, vi in points.items():      m1 = []     for j, vj in points.items():         if i==j:              m1.append(INF)         else:             m1.append(int(distance(vi[0], vi[1], vj[0], vj[1])))             v1.append([i,j,int(distance(vi[0], vi[1], vj[0], vj[1]))])     input_matrix.append(m1.copy())   plt.figure(figsize=(8, 8))  graph = nx.Graph() graph.add_nodes_from(points)   # Добавляем дуги в граф for i in v1:     graph.add_edge(i[0], i[1], weight=i[2])           # ----------------------------------------------------------------- def calc_next(m, s, n, src):     min = INF     best = 255     for i, val in enumerate(s.tolist()):         if val == 0:                        s0 = s.copy()             s0[i] = 1             if n>2:                 sum = m[src][i]                 r = calc_next(m, s0, n-1, i)                 sum = sum + r[0]                 temp = r[1]             else:                    for j, val_j in enumerate(s0.tolist()):                     if val_j == 0:                         break                               temp = [j]                 sum = m[src][i] + m[i][j] + m[j][len(m)-1]             temp.append(i)             if sum < min:                 min = sum                 best = i                 temp2 = temp.copy()     return [min, temp2]             #----------------------------------------------------------------- s = bitarray(n-1) s.setall(0) r = calc_next(input_matrix, s, n-1, n-1); r[1].append(n-1)    print('min:', r[0]) print(r[1])  d = [] s = r[1] for i, v in enumerate(s):     d.append([int(s[i-1]), int(s[i])])  # Рисуем всё древо nx.draw(graph, points, width=1, edge_color="#A0A0A0", with_labels=True) nx.draw(graph, points, width=2, edge_color="blue", edgelist=d, style='dashed')

Для остальных, кто не готов ждать столько времени, у нас есть другие методы решения.

2. Метод ветвления и границ с полным перебором

Отличный метод, хотя не прост для понимания, но на большинстве наборов данных даёт отличные результаты. Очень нестабильный по времени алгоритм, в некоторых ситуациях разница доходила более 1000 раз от среднего на типовых маршрутах. А самое печальное: нет возможности узнать, как долго ещё будет идти обработка, секунды или дни, всё случайно.

Что бы не ждать вечность и была использована попытка схитрить (не искать именно точное решение), отсекать маловероятные решения для уменьшения количества расчётов. Маловероятное событие не значит невозможное и один такой прокол послужил причиной недовольства руководителя, обыгранной выше.

Не оптимальный маршрут виден не вооружённым взглядом, если есть пересечение на графе.

Провал выглядит примерно так
Провал выглядит примерно так

Отсутствие пересечения ещё не говорит об оптимальности маршрута, но вот их наличие говорит о явной не оптимальности.

Это Фиаско, братан!
Это Фиаско, братан!

Возможно, моя следующая статья будет именно об этом элегантном методе, в его честной реализации, но сегодня герой не он.

3. Метод динамического программирования

Суть метода в том, что выбирается город, а затем для всех остальных городов в связке с ним строятся все возможные маршруты и выбирается самый короткий. Алгоритм рекурсивно применяется для всех оставшихся городов за вычетом выбранного на предыдущем этапе и так до тех пор, пока не выбранными остаются только два города. Для симметричной задачи часть маршрутов будет повторяться, а если результат сохранять отдельно, то его нужно рассчитать всего один раз.

Алгоритм довольно известный, но возможно Вам будет любопытно увидеть авторскую реализацию. В ней мне хотелось максимально ускорить каждый шаг алгоритма. Были применены некоторые спорные ухищрения для его более эффективного машинного исполнения. 

Тут и далее мы будем подразумевать следующее:

  • входные данные это матрица смежности расстояний между городами;

  • граф расстояний будет не ориентированным и симметричным;

  • маршрут будет замкнутым;

  • кольцевые маршруты запрещены (значение элементов главной диагонали входной матрицы будет проигнорировано);

  • для расчётов мы будем использовать множество натуральных чисел.

Задача коммивояжера может быть решена быстрее, чем за n!, если использовать дополнительную память, много дополнительной памяти.

В данной версии нужно совершить шагов алгоритма на любом наборе данных:

n+frac{(n-1)}{2}*(n-2) *  2^{(n-2)}

Но если учитывать только шаги, которые производят вычисления, а не считывают уже рассчитанные значения из памяти, то их окажется всего:

(n-1)^{2} + (n-1) *  2^{(n-2)}

Это прекрасно, ведь мы можем точно сказать, сколько будут длиться вычисления. Однако самое замечательное свойство алгоритма в том, что скорость выполнения практически не изменяется от набора входных данных.

В процессе работы нам нужно хранить все возможные комбинации построенных маршрутов, а также длину минимального маршрута на данный момент.

Для этого нам понадобятся два массива дополнительной памяти по (n-1)*2(n-1) элементов. Первый нужен для хранения локальной суммы на шаге, а второй массив будет содержать путь к вершине, по которому нужно двигаться, чтобы выбрать кратчайший маршрут. Если в итоге нужна только величина оптимального решения, то от второго массива можно совсем отказаться, уменьшив время работы и объём используемой памяти.

Почему именно столько элементов, а не n*2n? На примере ниже мы видим массив для n = 4 элементов. По горизонтали отмечен путь в ту вершину, которую мы должны посетить, находясь в данном узле, а по вертикали числовое представление двоичной маски тех вершин, которые мы уже посетили к данному моменту.

Можно заметить, что часть массива не используется. Это связанно с тем что, начиная обход всегда с нулевой вершины можно более чем вдвое уменьшить число необходимой памяти. Этого можно добиться переместив крайне левый нижний элемент в свободную область, а также сместив индексы на единицу. Такой манёвр достигается выделением из алгоритма отдельного первого шага, который немного отличается от остальных шагов. Конечно, ещё остаются свободные участки памяти, но бороться с ними уже вычислительно сложнее, мне видится это не рационально.

Мне думается, что использовать числа с плавающей точкой для точной задачи не совсем корректно. Да и работа с целыми числами при определённых условиях несколько быстрее. (Для Python это не так, но так как алгоритм портируемый, здесь оставлено как в оригинале). Все значения равные и выше MaxLongint (2,147,483,647) будем считать за бесконечность (inf). Это сделано для того, чтобы при сложении двух бесконечностей, у нас не происходило переполнение. Так мы экономим одну проверку на каждый шаг алгоритма.

Как результат, минимальный маршрут не должен быть больше или равен MaxLongint. Если данное условие не выполняется, считаем, что в графе нет разрешённого маршрута.

Вместо тысячи слов
import random import matplotlib.pyplot as plt import networkx as nx import math as mt from datetime import datetime  def distance(x1, y1, x2, y2):     return mt.sqrt((x2-x1)**2 + (y2-y1)**2)  INF = 2 ** 31-1  # random.seed(1)  n = 16  v1 = [] points = {} for i in range(n):     points[i] = (random.randint(1,1000), random.randint(1,1000))  input_matrix = [] for i, vi in points.items():      m1 = []     for j, vj in points.items():         if i==j:              m1.append(INF)         else:             m1.append(int(distance(vi[0], vi[1], vj[0], vj[1])))             v1.append([i,j,int(distance(vi[0], vi[1], vj[0], vj[1]))])     input_matrix.append(m1.copy())   plt.figure(figsize=(8, 8))  graph = nx.Graph() graph.add_nodes_from(points)   # Добавляем дуги в граф for i in v1:     graph.add_edge(i[0], i[1], weight=i[2])      #----------------------------------------------------------------- def tsp(input_matrix):         n = len(input_matrix)     # Генерация служебных массивов         s = (1 << (n - 1)) - 1     path = [0] * s     local_sum = [0] * s               for i in range(s):          path[i] = [0] * (n-1)         local_sum[i] = [-1] * (n-1)       m = [n - 1, input_matrix.copy(), path, local_sum]                sum_path = INF     for i in range(m[0]):                index = 1 << i         if s & index != 0:              sum_temp = tsp_next(m, s ^ index, i) + m[1][i + 1][0]             if sum_temp < sum_path:                               sum_path = sum_temp                 m[2][0][0] = i + 1     m[3][0][0] = sum_path          # Вывод оптимального пути     res = []     init_point = int(path[0][0])     res.append(init_point)     s = ((1 << m[0]) - 1) ^ (1 << init_point - 1)     for i in range(1, m[0]):         init_point = int(path[s][init_point - 1])         res.append(init_point)         s = s ^ (1 << init_point - 1)     res.append(0)     return [sum_path, res] #----------------------------------------------------------------- def tsp_next(m, s, init_point):     if m[3][s][init_point] != -1:          return m[3][s][init_point]      if s == 0:         return m[1][0][init_point + 1]     sum_path = INF     for i in range(m[0]):                 index = 1 << i         if s & index != 0:                sum_temp = tsp_next(m, s ^ index, i) + m[1][i + 1][init_point + 1]             if sum_temp < sum_path:                 sum_path = sum_temp                 m[2][s][init_point] = i + 1     m[3][s][init_point] = sum_path     return sum_path #----------------------------------------------------------------- # Расчёт минимальной дистанции start_time = datetime.now() res = tsp(input_matrix) print(datetime.now() - start_time) print(res) #----------------------------------------------------------------- d = [] s = res[1] for i, v in enumerate(s):     d.append([int(s[i-1]), int(s[i])])  # Рисуем всё древо nx.draw(graph, points, width=1, edge_color="#C0C0C0", with_labels=True) nx.draw(graph, points, width=2, edge_color="red", edgelist=d, style="dashed")

Реализация на Python меня на столько разочаровала по скорости исполнения, что не нашёл ничего лучше, как подключить dll собранную на Pascal к скрипту. Скорость работы внешней функции оказалась раз в тридцать быстрее Пайтоновской, поэтому далее оценивал только её.

Мне не вполне удалось разобраться с передачей во внешнюю библиотеку списков Python, поэтому в данной реализации на вход передаётся строка. После завершения возвращается так же строка.

Выглядит это так
from ctypes import * lib = cdll.LoadLibrary(r"../tsp_dynamic.dll")  lib.tsp_dynamic.restype = c_char_p lib.tsp_dynamic.argtypes = [c_char_p] result = lib.tsp_dynamic(str([n, input_matrix]).encode('utf-8')).decode('utf-8').split(',')
library tsp_dynamic; uses   SysUtils; function tsp_dynamic(input: PChar): PChar; cdecl;   begin // Обрабатываем ввод … // Возвращаем результат tsp_dynamic := pChar('…');  end; exports   tsp_dynamic; end.
Полный код + dll
import random import matplotlib.pyplot as plt import networkx as nx import math as mt from ctypes import * from datetime import datetime  def distance(x1, y1, x2, y2):     return mt.sqrt((x2-x1)**2 + (y2-y1)**2)  # random.seed(1)  n = 21  v1 = [] points = {} for i in range(n):     points[i] = (random.randint(1,1000), random.randint(1,1000))  input_matrix = [] for i, vi in points.items():      m1 = []     for j, vj in points.items():         if i==j:              m1.append(INF)         else:             m1.append(int(distance(vi[0], vi[1], vj[0], vj[1])))             v1.append([i,j,int(distance(vi[0], vi[1], vj[0], vj[1]))])     input_matrix.append(m1.copy())   plt.figure(figsize=(8, 8))  graph = nx.Graph() graph.add_nodes_from(points)   # Добавляем дуги в граф for i in v1:     graph.add_edge(i[0], i[1], weight=i[2])  #----------------------------------------------------------------- start_time = datetime.now() lib = cdll.LoadLibrary(r"../tsp_dynamic.dll")  lib.tsp_dynamic.restype = c_char_p lib.tsp_dynamic.argtypes = [c_char_p]  res = lib.tsp_dynamic(str([n, input_matrix]).encode('utf-8')).decode('utf-8').split(',') print(datetime.now() - start_time) #-----------------------------------------------------------------  if res[0] != '':     for i in range(len(res)):         res[i] = int(res[i])     len1 = res.pop(0)      print([len1, res])     d = []     s = res     for i, v in enumerate(s):         d.append([int(s[i-1]), int(s[i])])  # Рисуем всё древо nx.draw(graph, points, width=1, edge_color="#C0C0C0", with_labels=True) nx.draw(graph, points, width=2, edge_color="red", edgelist=d, style="dashed")

DLL_X64

Алгоритм динамического программирования имеет экспоненциальный рост от числа вершин графа, как по объёму вычислений, так и по объёму требуемой оперативной памяти. Уже на 28 вершинах на моём компьютере резко просела производительность, так как в системе закончилась свободная память и подключились механизмы свопинга.

Потенциально в текущей реализации можно обрабатывать графы до 32 размерности включительно, но я не думаю, что это хорошая идея. Тут как в казино, главное суметь вовремя остановиться. Каждое следующее увеличение размерности графа на единицу требует в два раза больше ресурсов, чем предыдущее.

В таком виде задача очень похоже на притчу о зёрнах и шахматной доске.

Решение далеко не Панацея, и всё же граф на 26 элементов за две минуты, это гораздо лучше, чем несколько миллиардов лет, согласитесь.

Ты такой, когда всё удалось
Ты такой, когда всё удалось

Источник: habr.com

Комментарии: