Все аналогии ложны

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-11-24 10:45

Философия ИИ

"...В период первой мировой войны В. И. Ленин, как известно, обстоятельно изучал, конспектировал «Науку логики» Гегеля, его философию истории и историю философии, разрабатывая в этой связи важнейшие проблемы диалектики как теории развития, логики и гносеологии.

Это был период ожесточенных классовых битв, напряженнейшей борьбы с международным оппортунизмом, который в лице социал-демократических партий II Интернационала, перешедших на сторону воюющих империалистических правительств, практически выявил свою антиреволюционную сущность. Неискушенному в философии читателю ленинских «Философских тетрадей», написанных в разгар войны, в период исторической подготовки социалистической революции в России, может показаться непонятным, к чему было Ленину именно в эти годы заниматься вопросами, столь далекими, казалось бы, от важнейших мировых политических событий. А между тем эти философские проблемы имели существенное отношение к мировым событиям того времени. В статье «Крах II Интернационала» Ленин всесторонне исследует, с одной стороны, экономические и политические причины, а с другой — методологические корни идейного предательства социал-демократических деятелей.

Методологические истоки этого ренегатства заключались, как показал В. И. Ленин, в отречении от диалектики, в подмене ее метафизикой, и в частности софистикой и эклектикой.

Именно в связи с исследованием методологии социал-шовинизма и оппортунизма вообще становится очевидным, что обращение В. И. Ленина в грозные годы войны к произведениям Гегеля было далеко не случайным. Если в «Материализме и эмпириокритицизме» Ленин доказал, что философский ревизионизм является специфическим выражением политического отступничества от последовательно революционной марксистской мысли (с этим выводом,как известно, не согласились К. Каутский и другие лидеры II Интернационала), то в своих исследованиях по вопросам диалектики, непосредственно связанных с изучением трудов Гегеля, В. И. Ленин разъясняет, что философский ревизионизм (отрицание материалистической диалектики, переход на позиции плоского эволюционизма) теоретически предваряет и обосновывает политическое ренегатство.

Анализируя «теоретические» аргументы руководителей II Интернационала, пытавшихся оправдать свой переход на позиции империалистической буржуазии, Ленин указывает, что все их аргументы основываются на одностороннем, антидиалектическом истолковании фактов, игнорировании внутренней связи между ними, выдвижении на первый план несущественного, второстепенного. Так, российские меньшевики оправдывали свой переход на позиции поддержки царизма тем, что царизм будто бы вступил в войну для защиты Сербии от австрийской агрессии. Разоблачая это смешение повода и причины, В. И. Ленин писал: «Софист выхватывает один из «доводов», и еще Гегель говорил справедливо, что «доводы» можно подыскать решительно для всего на свете.

Диалектика требует всестороннего исследования данного общественного явления в его развитии и сведения внешнего, кажущегося к коренным движущим силам, к развитию производительных сил и к классовой борьбе» (3, XXVI, 223).

К. Каутский, обеляя немецких социал-демократов и империалистическое правительство Германии, говорил о том, что первая мировая война якобы не является чисто империалистической, поскольку она связана с моментами национально-освободительного движения.

«Диалектика,— писал в этой связи Ленин, — превращается в самую подлую, самую низменную софистику!» (5, XXVI, 240). Разумеется, война Сербии против Австрии является национально-освободительной борьбой. Но изменяет ли это сущность мировой войны, в которой сцепились друг с другом крупнейшие империалистические хищники?

Каутский рассуждал так, будто бы возможны совершенно «чистые», т. е. исключающие всякие иные моменты, империалистические войны. Данная война не является-де чисто империалистической, и это, мол, оправдывает позицию социал-демократов. Но существуют ли вообще в природе или обществе так называемые чистые, т. е. абсолютно однородные, явления? Само допущение существования таких «чистых» явлений есть грубейшая метафизическая ошибка. И В. И. Ленин писал: ««Чистых» явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может— об этом учит именно диалектика Маркса, показывающая нам, что само понятие чистоты есть некоторая узость, однобокость человеческого познания, не охватывающего предмет до конца во всей его сложности»(5, XXVI, 241)."

Сборник "Философия Гегеля и современность", с 48-50.


Источник: vk.com

Комментарии: