Триангуляция и диалог |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-08-06 22:09 Почему нужен второй? Почему нужен третий? Как мы можем практически использовать идеи триангуляции в терапевтическом диалоге? Начнём с обсуждения темы аффектов и эмоций. Часто в практической психологии можно обнаружить тезис, что "терапевт просит клиента найти свои желания и обнаружить свои эмоции". И клиент может сопротивляться. Долго и настойчиво " Не замечать свои эмоции". Этот тезис имеет много не ясных элементов. Например, есть чувства, которые относятся к области движения к контакту (движения к другому). И переживания, которые человек испытывает, оказываясь в одиночестве. Первая группа чувств кажется часто "примитивной". Например, злость на кого то, кто рядом и кто отказывается (или конфронтирует) с нами. Это вариант " Я злюсь на тебя, заметь меня, откликнись! ". Идентификация таких чувств очень прямо двигает внимание человека в ситуацию. Мы в терапевтическом сеансе часто используем эксперимент " Разговор с пустым стулом". Предлагаем человек переставить важную для него фигуру на пустом стуле (табуретке) и прямо начать монолог, адрес, Ованнисян этому человеку. И направление движения помогало восстановить интенциональность. Помогало создать адресата. И далее появлялось " Я хочу сказать тебе...". И "я хочу, (я четаю), чтобы ты сделал НЕЧТО для меня..." Я вспоминаю, как мы в эксперименте делали почти детскую игру. Клиент: я чувствую злость, просто злость заполняет меня... Терапевт. Поставь перед собой предмет. Подушку. Скажи ей: я так сильно злюсь на тебя... Клиент зачем? Это просто невинная подушка? Терапевт : попробуй. Вдруг в процессе получится что то осмысленное? Клиент ладно. (К подушке) : я злюсь на тебя, ты такая, тупая и бессмысленная... Ты совсем не интересуешься моими обстоятельствами... Терапевт (подбадривает) : может быть, добавить жестикуляцию, включил дыхание? Клиент : ты совсем не тот собеседник, кто мне нужен... " (Оборачивается к терапевту). Я понял, к кому эта злость... Это про мой разговор вчера с братом.... В этом примере видно, что восстановление (по ассоциации) фигуры, к которой был адресован гнев, с которой были связаны некоторые пожелания и желания ( я сознательно избегаю термина ПОТРЕБНОСТИ). Проявилось некоторое поле отношений, и стало заметно, что не "потребность сбросить гнев" Была важной для восстановления спонтанности. А наоборот. Выражение гнева в эксперименте вызвало по ассоциации в жизни ситуацию, которая до того была перемещена в фон.... И тем самым, по закону не завершённого действия, создавала тот самый напряжённый и в то же время риоилеый (застывший) фон, котрый питал "9застывший аффект". Казалось бы, это банальность. Казалось бы, не стоит терапевту сводить богатство душевных реакций к простым диалогам в ситуации. Потому что можно было бы исследовать отнокоия человека с его гневом, исследовать способы саморегуляции и самоподдержки, или удалить в параллели из детства... Однако моя стратегическая цель как гештальт терапевта заключается в том, чтобы восстанавливать ОСОЗНАННОСТЬ, а на практике это значит, что я имею целью поддержать у клиента привычку замечать себя и замечать другого в ситуации отношений и свободно идентифицировать свои побуждения в ситуации (в том числе адресованные другому) и свои ответы на активность другого в актуальном диалоге. Всё более сложные "ходы" В терапевтической беседе имеют по сути дела ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ характер. Что вы сейчас переживаете в ситуации, кто вы и кто есть другой в ситуации, чего (именно в ситуации) вам желанно в данный момент. Я вспоминаю, как мы детально разбирали с собеседником его паттерн, привычную сложность. "Я не могу просить важного для меня человека о чем то, что мне нужно! Мне кажется это разрушительным и даже унизительным, а если он откажет, это как будто разрушает м жизнь... ' на первый взгляд, это было иллюстрации к осень эмоционально впечатляющей цитате ":никогда не проси у сильных, сами дадут... ". Вы помните, это говорит демон Волланд Маргарите в известном романе. Однако всё не так просто... Эти слова демона вряд ли стоит прямо экстраполировать на отношения с близкими, с друзьями, с родителями... И при анализе (микро анализе интеракций в ситуации) мы обнаружили, что если человек сначала замечал сам себя в ситуации и замечал ВТОРОГО, и после этого давал внимание к ситуации отношений в данный момент, то странный паттерн просто развеивался. Обнаруживалось, что было желание, и было размышление, и был собеседник, и собеседник тоже был ЧЕЛОВЕКОМ, а не фигурой проекции. Оказывалось, что мелькнувшее замешательство (похожее на стыд/) мешало само идентификации... И потому именно восстановление осознанности помогало улучшить качество, ест во контакта. Про стыд мы поговорим подробнее позже. А пока заметил, что целью гештальт терапевта является не переработка детского опыта. И даже не "удовлетворение ранее дефицитом потребностей", а восстановление системы самоподдержки и осознанности. Правда, странный тезис, обращаюсь я к воображаемому читателю? Почему же не " Удовлетворение старых потребителей? ". Ответ печальный! Потребности есть часть ситуации. " Дорога лодка к обеду ". И надежда, что если вас в детстве мама мало держала вас на руках, то счас соответствующее количество, часов укачивания поможет восстановить баланс, немного иррациональна... Но об этом мы поговорим позже. Пока вернёмся к концепции осознанности и концепции распознавания себя в ситуации. Кстати, ответ человека (самому себе) на вопрос "что я хочу в данный момент" Не так уж прост. Для того, чтобы на него ответить самому себе (не обязательно собеседнику!), человеку необходимо ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ себя самого и обнаружить себя как того, кто находится в ситуации. Далее мы обсудим более "трудные чувства". Чаще всего мы обнаружим, что " Трудные чувства - обида, зависть, стыд, вина, ревность..) имеет власть в душе человека в эпизодах, когда человек оторвался и от ситуации и от себя самого... (Продолжение следует) Источник: vk.com Комментарии: |
|