Мадам Бовари на клеточном уровне

Герман ДЬЯКОНОВ *

Кто из нас не обливался слезами над несчастной судьбой Анны Карениной, Эммы Бовари, Мартина Идена и других литературных жертв суицида! Что ж, это жизнь. Смерть – часть жизни, как это ни «увы». Но жизнь начинается с клетки – и в фило-, и в онтогенезе. И спешу вас уведомить, что самоубийство существует и на клеточном уровне.

В каждой живой клетке, в ее цитоплазме, плавают такие пузыречки с содержимым, которое является катализатором реакций катаболизма (аллитерация не является смыслосодержащей), то есть таких, в результате которых высокомолекулярные соединения распадаются на более простые. Например, белки могут рассыпаться на аминокислоты.

Википедия утверждает, что лизосомы (так называются эти микротельца) были открыты в 1955 году бельгийским биохимиком Кристианом де Дювом. Всё правильно, кроме одного: не открыты, а предсказаны. Согласитесь, это совсем не типично для биологических наук, которые до использования математических методов во всей их полноте еще не доросли.

Группа ученых крутила на центрифуге печеночные клетки крысы. Центробежная сила разделяет содержимое цитоплазмы на компоненты в соответствии с удельным весом. Но в осадочном слое, соответствующем митохондриям, нашим электрохимическим батарейкам, обнаружилась некая ферментативная кислинка, вообще говоря, губительная для клетки. Были проведены биохимические эксперименты. На их основе было предположено, что в клетках эти неприятные вещества в норме заключены в мембранные оболочки. Поняв, что содержащиеся в этом слое маленькие тельца – не митохондрии, исследователи дали им имя «лизосомы» – «тела разложения».

То, что они отделены от содержимого клетки, «следует рассматривать как очень благоприятное обстоятельство» (цитата из классического пятитомника «Гистология» А. Хэма и Д. Кормака). Но не сомневайтесь в большой любви к нам матери нашей Природы. Лизосомы чрезвычайно полезны, ибо активно участвуют в питании клеток. Вот клетка в своем окружении, в межклеточной среде, встречает некий комочек, подлежащий съедению.

Сразу же мембрана клетки образует некую впадинку, в которой размещается еда, потом она вновь срастается краями, и – «кушать подано», блюдо находится внутри. Этот процесс называется фагоцитозом (в случае попить водички – пиноцитозом). После отпочкования от клеточной мембраны образуется новое тельце, фагосома. Вскоре это «съеденное тело» встречается с лизосомой. Как только они соприкоснутся, происходит слияние их мембран (наружу – ни-ни, ничего!), и ферменты лизосомы переваривают пищу.

Вы спросите, при чем тут суицид, так вот при чем: когда в клетке происходят различные неприятности (гибнут митохондрии, например), на базе лизосом возникают аутофагирующие вакуоли, пузырьки, переваривающие больную митохондрию. Результаты этой работы выбрасываются из клетки в процессе экзоцитоза, не к столу будь сказано. В полной мере этот процесс проявляется при гниении мертвой плоти. Замечу кстати, что при нарушениях разрушительной работы лизосом некоторые вещества, образующиеся в здоровых клетках, не подвергаются катаболизму, накапливаются в клетке и могут ее погубить. Нам это надо? Нам это не надо.

* Специалист по теории информации.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 23 июня 2022 года, № 13 (234)