КАК ЗАСТАВИТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗАБЫТЬ.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-03-25 15:38

память

Память связана с состоянием

Воспоминания о событиях тесно связаны с соответствующими состояниями и переживаниями. Например, из памяти часто вытесняются неприятные нам вещи. С другой стороны, существует эффект спонтанной амнезии, когда людям сложно вспомнить, что с ними происходило в момент измененного состояния сознания. Будь то гипнотический транс, сновидение, экстремальная ситуация или просто пьяная вечеринка.

Человек вспоминает по ассоциациям

Как правило, каждое наше воспоминание влечет за собой другие, связанные воспоминания. При достаточной тренировке вы можете даже вспомнить весь прожитый день, последовательно вытягивая из памяти одну картинку за другой.

И в этом кроется и наша сила, и наша слабость. Потому что, если связь между событиями отсутствует, то лента ассоциаций может легко оборваться. Вспомните, как неожиданный телефонный звонок выводил вас из строя, заставляя вспоминать, куда вы собирались идти и что хотели сделать.

Еще одна слабость ассоциаций – если в течение дня произошли два примерно одинаковых события (или вы просто весь день провели в одной комнате за рабочим столом), то вашим ассоциациям будет просто не за что цепляться. Все одинаковое.

Существуют даже специальные тесты на проверку памяти. Человеку предлагают запомнить и воспроизвести цепочку слов. Обычно это не вызывает особых трудностей. Но если слова в ней повторяются… Если повторяются целые цепочки слов… То ошибиться становится очень легко. Для каждой повторяющейся цепочки мозг будет вспоминать несколько вариантов продолжения, что порядком запутает его.

Законченное действие забывается чаще, чем незаконченное

Согласно легенде, этот эффект впервые был подмечен в ресторане, в котором работал официант, который помнил без записи все свои заказы. Пока по ним не расплатились…

Начало и конец сообщения запоминаются лучше, чем середина

Почему – неизвестно. Просто так устроена человеческая память.

Запоминается то, что привлекает внимание

И напротив. Если человека отвлечь от какого-то объекта, – тот его быстро забудет.

Лучше всего это видно на контрасте. Например, если вы, в отличие от вашего приятеля, хорошо разбираетесь в авто, то вы наверняка лучше запоминаете марки машин, встречающихся вам на дороге.

С другой стороны, если вы многократно были в каком-то месте и для вас там все знакомо и обыденно, то вы запомните гораздо меньше подробностей, чем тот, кто попадет туда впервые и будет с любопытством все разглядывать.

Зная эти особенности работы памяти, мы можем сознательно провоцировать забывание у людей с помощью специальных техник. Существует две группы таких техник: структурирование амнезии и внушение амнезии.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ АМНЕЗИИ

В данном случае вы строите свою речь таким образом, что особенности работы памяти собеседника начинают работать на вас.

Люди обычно запоминают начало и конец, поэтому информация в середине разговора может легко затеряться. Память работает по ассоциациям, поэтому никак не связанные с основной темой разговора слова трудно вспомнить. Люди избегают лишнего напряжения и поэтому стремятся запоминать только суть полученной информации. Все остальное – отметается.

Исходя из этих предпосылок, можно выделить следующие методы структурирования амнезии: ритуал, закольцовка, разрывы и перескоки, стволовая линия.

1. Ритуал

Мы совершаем одни и те же действия и в начале, и в конце разговора. Например, смотрим в глаза и говорим, что сегодня замечательный день. Или наливаем в стакан воду и пьем. Или снимаем часы и кладем на стол. Или говорим: «Мы рады сотрудничеству с вами». Или... Абсолютно одинаково. Жест в жест. Тон в тон. С тем же выражением лица. В той же позе. И в начале, и в конце. То, что между ними, легко забудется.

Вы можете повторять этот ритуал не только в начале и конце разговора, но и несколько раз в его середине. Что при этом произойдет? Цепочка ассоциаций собеседника начнет работать против него. Ему будет трудно воспроизвести, что за чем следовало. Вспоминая ваши действия, память человека будет подсовывать ему разные варианты продолжения. В итоге в его голове все запутается и перемешается, что вам и нужно.

2. Закольцовка

Как и в предыдущем методе, мы прячем свои внушения (которые нужно помочь человеку забыть) в середине повествования, а края рассказа оформляем особым образом.

Вот несколько примеров.

• Сняли пиджак – поговорили – надели пиджак.

• Начали рассказывать какую-то историю – отвлеклись – сообщили информацию «между прочим» – закончили рассказ истории.

• Открыли папку – достали документы – поговорили – убрали документы – закрыли папку.

Чтобы понять целостность процесса, подсознанию объекта воздействия будет нужно выбросить из сознания промежуточную беседу. Опять же, речь не идет о том, что наш собеседник обязательно ее забудет. Мы всего лишь максимально затрудняем человеку возможность восстановления цепочки событий.

Вариант этой техники – тройная спираль Милтона Эриксона. Когда вы начинаете рассказывать одну историю... В самом интересном месте обрываете свой рассказ. Начинаете рассказывать вторую историю… Обрываете ее. Рассказываете целиком третью историю, содержащую нужные внушения (которые желательно, чтобы человек забыл). После этого заканчиваете вторую историю. Возвращаетесь к первой истории и так же завершаете ее. Внушающая история при этом, скорее всего, забудется, поскольку она была законченной по форме и правильно оформленной (технику тройной спирали мы подробно изучаем в первой ступени курса "Практика скрытого гипноза").

3. Разрывы и перескоки

Резкая смена темы разговора, отвлечения «кстати», неожиданные вопросы, а также встроенные техники замешательства разрывают цепочку ассоциаций, и даже при большом желании человеку будет сложно восстановить все в памяти.

Вспомните, как профессиональные переговорщики любят задавать совершенно отвлеченные вопросы (возможно даже личного плана) или высказывать придирки не по теме, чтобы заставить вас забыть о подготовленной заранее линии аргументации.

Послушайте хороших рассказчиков. Обычный рассказ мастера разговорного жанра содержит до десятка причудливо переплетающихся историй. И хотя слушать все это потрясающе интересно, вспомнить и тем более воспроизвести такое повествование очень непросто.

Есть, кстати, и еще один – довольно мощный – прием провокации амнезии. Он основан на идее рычажного наведения транса. Вы начинаете какой-то рассказ, но, заметив, что ваш собеседник на секунду отвлекся, выбрасываете из своего рассказа небольшой фрагмент и продолжаете его с другой точки. С обыденным выражением лица. Как ни в чем не бывало. В результате созданная вами «как бы амнезия» спровоцирует появление реальной амнезии.

4. Стволовая линия

Мы выделяем в разговоре основную сюжетную линию и четко ее обозначаем. Например, мы обсуждаем общие планы. Или говорим о фасонах одежды. При этом мы время от времени отвлекаемся на «второстепенные» темы, но неизменно возвращаемся к стволовой линии. И если через некоторое время вашего собеседника спросят, о чем вы с ним общались, ответ будет простой и ясный: он вспомнит основной сюжет.

ТЕХНИКИ ВНУШЕНИЯ АМНЕЗИИ

Внушение амнезии выполняется аналогично любым другим внушениям. Иными словами, наряду со стратегическими внушениями (на новые убеждения, мысли, желания…) вы даете человеку и служебные внушения: на углубление транса, на доверие к нам, на фиксацию внимания человека на ваших словах, и, разумеется, на забывание. Это реализуется с помощью следующих приемов:

1. Прямое внушение

Слово «Забудь!». Однократно. Бегло. Не придавая значения. С переходом к следующей теме. Это очень важно. Иначе человек невольно задастся вопросом: «А с чего это ему нужно, чтобы я это забыл?!». И запомнит. А надо, чтобы забыл.

На самом деле, прямое внушение на амнезию довольно распространено. Вот вы брякнули что-то, не подумав. Собеседник: «Что?». Вы: «Ничего, забудь!». И если вы бросаете это с должной небрежностью, человек действительно забывает ваши слова.

2. Упоминание

Это одно из забавных творений Милтона Эриксона. Если он хотел спровоцировать у своих пациентов амнезию, то еще непосредственно до погружения их в гипнотический транс он несколько раз под разными предлогами упоминал забывание. И он чего-то там забывал. И родственники его забывали. И клиенты забывали. И теперь даже если в процессе самого наведения транса вы забудете внушить амнезию, она все равно произойдет.

Не бойтесь, что люди забудут сделать то, что вы им внушили. Сделают обязательно. И непроизвольно. Особенно если забудут при этом, что это было ваше внушение.

В качестве отличного примера, характеризующего данный прием, можно привести видео с участием Дерена Брауна, когда тот в сопровождении телекамеры подходил к какому-либо пассажиру в метро и говорил примерно следующее: «Здравствуйте. Мы снимаем фильм о метро. В фильме рассказывается, как вдруг внезапно человек может забыть станцию, на которой ему надо выходить… Раз – и забыл! Вот вы, к примеру, на какой станции выходите?».

Еще примеры:

– Чуть не забыл, скажите мне…

– Люди склонны забывать.

– Вася забыл тебе сказать, что…

И еще один пример:

«Вы знаете, со мной недавно произошла очень интересная история. Я был на одном деловом приеме и беседовал с Петром Петровичем и его знакомыми об особенностях производства пушнины. Когда я повернулся, то увидел симпатичную девушку. Она стояла возле окна с бокалом мартини в руках. Я был достаточно увлечен беседой, но, увидев ее, понял, что раньше встречался с ней. Беседа продолжалась, мы разговаривали на разные темы, а у меня в голове крутилось только «Где же я ее видел?». Когда я повернулся через пять минут к тому месту, где она стояла, ее уже не было. Я стал невпопад отвечать на вопросы собеседников, потому что мучительно пытался вспомнить ее имя. У меня ничего не получалось. Я даже стал волноваться по поводу своей памяти. Я понял, что напрочь забыл имя этой девушки, и где мы с ней встречались. Я решил расслабиться и сказал себе: «Да, я не помню ее имени и, где мы с ней встречались. Но ведь это неважно. Все, что важно, я помню, а все, что неважно, я могу и забыть. Моя голова это не компьютер». После этого мне стало легче, и я с удовольствием снова включился в беседу. Ну, вы понимаете, что иногда можно написать что-нибудь на листке бумаги, а потом вырвать этот листок из блокнота и напрочь забыть, что там было написано. Через несколько дней, сидя на работе и просматривая анкеты кандидатов на одну из вакансий в нашем отделе, я наткнулся на ее фотографию. И еще раз сказал себе: «Как хорошо, что мы не должны помнить все мелочи и детали того, что с нами происходит...».

3. Метафоры забывания

Мы описываем образы, которые метафорически настраивают подсознание собеседника на забывание. Это образы стирания, исчезновения, ухода...

Примеры:

– река уносит все, что в нее попадает;

– удаление файлов на компьютере;

– стирание с доски и др.

У метафор есть интересное свойство. Даже если человек «в теме» и отлично осознает, что вы рассказываете ему метафору на забывание, он вероятнее всего запомнит саму метафору, но не содержание разговора. Если, конечно, он не слишком опытный…

4. Неважность

Мы маркируем целевое внушение как неважное. Лучше всего это делать через отсутствие хоть какого-то невербального выделения основной информации из фонового потока. Еще можно давать ключевую информацию (не обозначая ее значимости) в неофициальное время. Во время перекура. Или за чаем. Или в процессе беседы ни о чем. Другими словами, мы позволяем нашим внушениям затеряться среди информационного шума. Они от этого только выигрывают. Как это работает, думаю, понятно. Это один из законов работы памяти: сознание не любит помнить неважное, оно предпочитает заниматься только важным. Вот и хорошо.

5. Подразумеваемая противоположность

Мы берем отвлекающий предмет (или тему разговора) и делаем так, чтобы человек запомнил именно его. В результате он забудет все остальное.

Представьте, что вас попросили внимательно отслеживать, сколько слов на букву «к» встретится в речи оратора. Много ли вы запомните из содержания этой речи?

Другой пример: чем лучше видна грудь, тем хуже запоминается лицо.

Когда вы приходите на переговоры, внимание вашего оппонента будет приковано ко всем пассажам, касающимся непосредственной темы переговоров. Именно поэтому у вас появляется хороший шанс пробросить внушения на другие темы. Которые ваш оппонент, скорее всего, и пропустит, и забудет, и реализует.

Еще мы помним, что важным воспринимается (и запоминается) то, с чем связаны сильные эмоции. Поэтому мы активно провоцируем эмоции в отношении отвлекаюшего предмета. Того, что собеседник должен запомнить. Вместо того что мы ему внушаем. Иногда можно и скандал в правильном месте устроить. А то и сексом кое-кого от кое-чего отвлечь.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что провокация амнезии – дело техники. И то, что все эти приемы достаточно обыденны, говорит лишь об их эффективности.


Источник: vk.com

Комментарии: