В любой ментальной операции присутствует четыре элемента: объект ментального сознания, акт ментального осознания, внешняя ситуация и осознающий субъект

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В любой ментальной операции присутствует четыре элемента: объект ментального сознания, акт ментального осознания, внешняя ситуация и осознающий субъект. На уровне самовосприятия осознающего себя внутреннего существа объектом всегда является некое состояние или движение или волна сознательного бытия: гнев, печаль или другая эмоция, витальный голод или другое витальное желание, побуждение или внутренняя витальная реакция, или определенный тип ощущения, восприятия или мыслительной активности. Акт осознания – это своеобразное ментальное наблюдение и внутренняя оценка этого движения или волны или же их ментальное восприятие, в котором наблюдение и оценка могут подспудно присутствовать или даже утрачиваться – и, как следствие, в процессе этого осознания ментальная личность может либо разделять акт осознания и осознаваемый объект с помощью различающего восприятия, либо безнадежно смешивать их. Иными словами, человек может либо попросту стать, скажем, вспышкой гнева, будучи полностью вовлеченным в это движение, не помня или не осознавая себя, не контролируя это чувство или сопровождающие его поступки, или же он может осознавать то, чем он становится, и давать себе в этом отчет, понимая умом, что он в ярости или рассержен. В первом случае субъект или ментальная личность, акт сознательного самовосприятия и реальный гнев, охватывающий ум и являющийся объектом самовосприятия, становятся одной движущейся волной сознательной силы; во втором – элементы этой волны быстро анализируются и акт самовосприятия частично отделяется от объекта. Таким образом, за счет этого частичного отделения мы можем не только динамически воспринимать себя в потоке становления, в самом процессе развертывания сознательной силы, но и отступать назад, осознавать и помнить себя. И, если мы отделены достаточно глубоко, мы способны контролировать свои чувства и действия и в какой-то степени контролировать свое становление.

Впрочем, как правило, даже само это самонаблюдение не бывает безупречным; ибо удается разделить только акт ментального осознания и объект, но не ментальную личность и акт ментального осознания: ментальная личность и ментальная деятельность вовлечены или интегрированы друг в друга; более того, ментальная личность не достаточно отделена или отстранена от эмоционального становления. Я чувствую, как гнев охватывает мое сознание и как я мысленно осознаю это: но любое мысленное осознание тоже является становлением, а не мной, и этот факт я еще не в полной мере осознаю; я не свободен и не отделен, а отождествлен со своей ментальной активностью и вовлечен в нее. Я еще не могу непосредственно осознавать себя отдельно от собственного становления и его осмысления, отдельно от форм активного сознания, в которые я облачаюсь в волнах океана сознательной силы, составляющей основу моей ментальной и витальной природы. И лишь когда я полностью отделяю ментальную личность от процесса, с помощью которого она воспринимает себя, я начинаю в полной мере осознавать сначала эго как таковое, а затем – наблюдающее «я» или мыслящую ментальную Личность, что-то или кого-то, кто становится рассержен и осознаёт это, но не ограничен и не обусловлен в своем бытии гневом или его осознанием. Наоборот, эта Личность, обладая постоянством, осведомлена о бесконечной последовательности состояний сознания и их сознательном восприятии, а также о своем существовании в этой последовательности; но она также может быть осведомлена обо всём этом, пребывая позади этой последовательности, поддерживая ее, содержа ее в себе и оставаясь всегда той же самой, обладая тем же потенциалом и тем же состоянием бытия за пределами изменчивых форм или конструкций, творимых ее сознательной силой. Таким образом, она становится неизменным «Я» и одновременно «Я», пребывающим в вечном становлении в потоке Времени. Очевидно, что никаких двух «я» в реальности не существует. Есть только одно сознательное существо, бросающееся в волны сознательной силы, чтобы испытать изменения, происходящие в ходе его собственного становления, от которого оно, на самом деле, нисколько не меняется, не увеличивается и не уменьшается – как не увеличивается и не уменьшается в материальном мире исходное количество Материи или Энергии от постоянной перестановки элементов, – хотя воспринимающему сознанию, пока оно живет только на уровне феноменального знания и не может вернуться к знанию изначального бытия, первичной субстанции или Силы, это существо кажется изменяющимся. Когда же оно все-таки возвращается к этому более глубокому знанию, оно не объявляет наблюдаемый феномен иллюзией, а просто осознает неизменное бытие, энергию или реальную, а не феноменальную субстанцию, которая сама по себе недоступна чувствам; одновременно оно видит становление или реальный феномен этого бытия, энергии или субстанции. Это становление мы называем феноменом, потому что в нашем нынешнем состоянии оно воспринимается сознанием не напрямую, а опосредованно – через призму чувств и чувственных оценок, а значит, не познается им непредвзято, объективно и всесторонне. И точно так же дело обстоит с «Я», которое всегда неизменно с точки зрения нашего непосредственного самоосознания, но ментальному чувству и ментальному восприятию представляется изменчивым на разных уровнях становления; поэтому в нашем нынешнем состоянии оно тоже познается сознанием не напрямую и не в чистом виде, а через призму ума и в ментальной интерпретации.

Шри Ауробиндо. Жизнь Божественная


Источник: vk.com

Комментарии: