Сегодняшний обзор будет посвящен интересной теме: влияние когнитивной нагрузки на ага-переживание |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-04-27 14:13 Для начала разберемся с некоторыми теоретическими понятиями: Ага-переживание – это аффективный компонент инсайта – внезапного озарения, перехода от непонимания к пониманию – который сопровождается положительными эмоциями и также уверенностью в своем ответе. Обычно инсайтные решения противопоставляются решениям аналитическим – сознательным, последовательным – при которых используются готовые алгоритмы, схемы или знания из долговременной памяти. Такое различие составляет основу для теорий дуального процесса (dual-processing theories). В таких теориях предполагается, что процессы первого типа являются неосознаваемыми – то есть такими, которые человек не контролирует, не требующими усилий и не ограниченными пределами рабочей памяти (working memory). Процессы второго типа, с другой стороны, считаются сознательными, требующими усилий и ограниченными пределами WM (Эванс, 2008; Канеман, 2011; Эванс и Станович, 2013). И одним из способов опровергнуть тот факт, что инсайт опирается на когнитивные ресурсы, то есть относится к аналитическому решению, является оценка того, как WM соотносится с решением проблем, связанных с инсайтом и без него. Для этого используются различные методы, например, парадигмы двойных задач, которые и используются в исследовании сегодняшнего обзора, а также исследование объема рабочей памяти и использование отвлекающих факторов. Эти методы используют для исследования процессов, задействованных в рабочей памяти во время решения задачи, с целью определить, существуют ли какие-либо конкретные механизмы, предназначенные для поиска решений. WM – это многокомпонентная система временного хранения и переработки информации. Возможности WM ограничены количеством информационных блоков, которые она может удерживать, таким образом, возможности WM накладывают ограничения на способность поддерживать и обновлять ментальные представления о проблеме. Тогда такие ограничения должны явно влиять на способность человека решать сложные, многоступенчатые задачи без инсайта. Но что насчет инсайта? Если инсайт действительно связан с бессознательными процессами первого типа, он не должен быть ограничен пределами возможностей WM. Именно это и проверяли авторы статьи. В исследовании участвовало 105 студентов-психологов. Они случайно были распределены в 3 группы: без нагрузки, низкая нагрузка, высокая нагрузка. Испытуемые решали задачи CRAT, где им предъявлялось 3 слово и было необходимо подобрать четвертое так, чтобы оно составляло устойчивое сочетание с каждым из слов задачи. В условиях низкой и высокой нагрузки испытуемые параллельно должны были выполнять задачу на нагрузку WM. В условиях низкой нагрузки – запомнить 2 числа, в условиях высокой – четыре (эти комбинации цифр никогда не содержали нуля и повторяющихся чисел). Участники могли воспроизводить числа в любом порядке. Пример задачи с низкой нагрузкой: Испытуемому предъявляется два числа, затем задача, ответ к которой нужно написать. После чего отметить на шкале уверенность в своем решении, а затем с помощью клавиш на клавиатуре отметить, было ли решение найдено инсайтно, без инсайта, или как-либо еще. Третий вариант испытуемый выбирал, если, по его мнению, решил задачу без инсайта, но и аналитическим решением это не мог назвать. После было необходимо вспомнить и записать числа, которые необходимо было запомнить в самом начале. Визуализацию процедуры можно найти во вложениях Результаты Исследование было направлено на изучение влияния когнитивной нагрузки на решение проблем, уделяя особое внимание процессам решения проблем инсайтно и аналитически. Исследователи использовали парадигму двойной задачи, в которой участники решали словесные головоломки, одновременно выполняя задачу на рабочую память. Результаты показали, что на решения с инсайтом и без по-разному влияет ограничение доступных ресурсов WM. Инсайтные решения чаще оказывались правильными и получали более высокую степень достоверности. Важно отметить, что по мере увеличения когнитивной нагрузки решения без инсайта становились реже и требовали больше времени для решения, тогда как инсайтные решения оставались в основном незатронутыми. Это означает, что решение проблем с инсайтом не конкурировало за ограниченные когнитивные ресурсы, что позволяет предположить, что процессы, лежащие в основе понимания, действуют вне осознания и не истощают когнитивные ресурсы (процесс первого типа). Напротив, решение задач без инсайта было затронуто в условиях двойной задачи, что указывает на его зависимость от ресурсов WM (процесс второго типа). Дальнейшая работа: Основываясь на результатах исследования, дальнейшие исследования в области когнитивной нагрузки и процессов решения проблем могут быть сосредоточены на следующих областях: Повышенная когнитивная нагрузка: Исследование предполагает, что более надежная манипуляция нагрузкой рабочей памяти может выявить, может ли нагрузка WM влиять как на решения с инсайтои и без него в разной степени. Таким образом, будущие исследования могут изучить влияние еще более высоких уровней когнитивной нагрузки на различные типы процессов решения проблем. Эффекты взаимодействия: Исследование указывает на тенденцию к эффекту взаимодействия между временем решения и нагрузкой WM. Дальнейшие исследования могут углубиться в это взаимодействие, чтобы понять, как разные уровни когнитивной нагрузки влияют на время решения проблем, связанных и не связанных с инсайтом. Стратегии обеспечения производительности: Исследование предполагает, что участники могут использовать стратегии для обеспечения эффективности производительности при увеличении нагрузки на WM, что может повлиять на эффективность обработки. Будущие исследования могут изучить эти стратегии более подробно и понять, чем они отличаются между решением с инсайтом и решением без инсайта. Интегрированная теория инсайта (Integrated theory of insight) Недавние теоретики инсайта предположили, что решение проблем как с инсайтом, так и без него может в некоторой степени включать процессы как первого типа, так и второго типа. Будущие исследования могут быть сосредоточены на разработке интегрированной теории, которая учитывает взаимодействие между этими процессами и когнитивной нагрузкой при решении проблем. Оригинальная статья: Stuyck, Hans & Cleeremans, Axel & Van den Bussche, Eva. (2019). Aha! Under Pressure: Is the Aha! Experience Constrained by Cognitive Load?. 10.13140/RG.2.2.34447.64167. Автор: Анна Агаджанян Дизайнер: Анна Наумова Источник: vk.com Комментарии: |
|