Причины заикания

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-04-23 16:27

работа мозга

Нейрофизиология заикания

Речевая функция широко распространена по всему мозгу и не ограничивается областями Брока и Вернике. Во время речи активны многие области коры в лобной, теменной и височной долях, а также подкорковые структуры - базальные ганглии, ядра таламуса.

Область Брока кодирует речевые сигналы, участвует в управлении речевой мускулатурой. Область Вернике декодирует речевые сигналы, распознает собственную речь и речь других людей. Примечательно, насколько быстро область Вернике это делает — она может различать около 20-30 различных фонем в секунду. Это быстрее, чем распознаются неречевые звуки.

Мы видим, что многие центры расположены симметрично в полушариях мозга, то есть речевая функция дублируется. Однако в случае с речью происходит не просто дублирование, а специализация, то есть одинаковые центры полушарий начинают работать по-разному. В результате наблюдается межполушарная асимметрия, или латерализация, которая позволяет выполнять более сложные функции. Латерализация формируется до окончания подросткового возраста.

Поражение левого полушария (у правшей) до 12 лет может не влечь за собой нарушений речевой деятельности, характерных для сходных травм у взрослых, поскольку к этому возрасту процесс разделения речевых функций между левым и правым полушариями еще не закончен. В том числе поэтому дети до 12 лет поддаются восстановлению речи немного быстрее — структура речевой функции остается лабильной, пока не закончена латерализация.

У правшей речевые центры левого полушария преимущественно осуществляют синтез речи, а правого — влияют на невербальную составляющую речи (выражение лица, жестикуляция, язык тела и т.д.). У левшей соответственно наоборот.

Исследования показывают, что активность нейронов в процессе речи может распространяться двумя путями:

1) Медиальный: базальные ганглии, ядра таламуса, дополнительная моторная область коры (SMA), речевые центры коры.

2) Латеральный: боковая премоторная кора (LPC), речевые центры коры.

Медиальный путь проходит через SMA и отделы базальных ганглиев. Латеральный путь проходит преимущественно по двигательным отделам самой коры.

Эти пути действуют параллельно, однако медиальный путь активен преимущественно при использовании уже закрепленного речевого навыка, а латеральный путь связан с осознанным контролем речи.

Данные МРТ исследований показывают обратную зависимость между выраженностью заикания и активностью латеральных путей. То есть заикание чаще всего связано с нарушением медиального пути. Когда контроль сдвигается от медиального пути к латеральному, заикание уменьшается. Например, использование внешнего ритма во время речи (метроном, рифма, чтение в унисон, синхронное чтение, чтение с буквенной жестикуляцией) в той или иной степени сдвигает контроль к латеральному пути. То же самое происходит при использовании специальных программ для лечения заикания, например DAF.

В спонтанной речи взрослого человека, у которого речевой навык уже сформирован, наиболее активен именно медиальный путь связи между речевыми центрами, включающий базальные ганглии. Медиальный путь используется по умолчанию.

У детей во время формирования речевого навыка более активны латеральные пути.

Представленная схема показывает, что речь человека является сложной функцией, которую осуществляют как элементы коры, так и глубокие отделы мозга. [1], [7], [9]

Источники информации, исследования, список литературы:

1) The Language Instinct, Steven Pinker

7) The dual premotor model of stuttering and cluttering: a framework Per A. Alm Lund University, Lund, Swede

9) Left and right basal ganglia and frontal activity during language generation: Contributions to lexical, semantic, and phonological processes (Bruce Crosson, Hope Benefield, M. Allison Cato, Joseph R. Sadek, Anna Bacon Moore, Christina E. Wierenga, Kaundinya Gopinath, David Soltysik, Russell M. Bauer, Edward J. Auerbach, Didem G?k?ay, Christiana M. Leonard And Richard W. Briggs)

10) https://demosfen.org/zaikanie


Источник: demosfen.org

Комментарии: