Расизм – это естественно |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-03-27 21:00 Расизм… Красивая коробочка со страшным содержимым, которая ни раз открывалась человечеством. Причем с диаметрально противоположенными целями. Результаты, однако, всегда были одинаковыми – деградация и упадок культуры. Но оставим этот вопрос профессиональным историкам, а сами попробуем взглянуть на этот вопрос с точки зрения биологии. Так ли противоестественен расизм, или, быть может, это нормальная часть человеческой природы. Прежде чем перейти непосредственно к обсуждаемой теме, стоит оговориться, что редакция паблика Биореактор осуждает расизм, а любые социальные и политические концепции, в основе которых он лежит, считает антинаучными. И второе – ни одна из биологических гипотез возникновения такого сложного социально-биологического явления, в настоящее время не считается окончательной. Таким образом, материал публикуется на правах дискуссионного. Для начала обратим свой взор на животное царство. Там постоянно кто-то кого-то угнетает. Это вполне естественно, ещё дедушка Дарвин писал о межвидовой и внутривидовой борьбе. Но сможем ли мы там найти примеры бессмысленной неприязни к чужакам? В самой природе едва ли. Просто потому, что два вида, оказавшись в одной экологической нише, буду конкурировать за ресурс и рано или поздно один из них будет из этой ниши вытеснен (принцип Гаузе). Что-то подобное произойдет и с двумя популяциями одного вида, которые будут конкурировать за один ресурс. Особенно остро это можно наблюдать у территориальных животных, которые не терпят «чужаков» своего вида на своей территории, даже если они ничем не угрожают. Такое поведение вполне можно рассматривать как предпосылки (преадаптации, ага) к появлению расизма. Эти поведенческие реакции имеют вполне логическое обоснование. Животные одной популяции, в той или иной степени, являются родственниками. Таким образом, выживание каждой особи данной популяции повышает вероятность выживания и размножения общих генов (теория «Эгоистичного гена»), т.е. любым ресурсом имеет смысл делиться только с родственником. В свою очередь, чужак является обладателем другого набора генов-конкурентов, соответственно необходимо приложить все усилия, чтобы ему никакие ресурсы не достались. Можно сказать, что такой модус поведения является одним из механизмов видообразования. Однако, наблюдать или подтвердить существование расизма в лабораторных условиях исследователям не удалось. История про шимпанзе, владеющую языком жестов, которую разместили в вольере с мартышками, и которая сказала – «что за грязные обезьяны вместе со мной», вероятно, является апокрифом, источником для которого служит повесть братьев Стругацких «Сказка о тройке». Во всяком случае, реальных подтверждений этого эксперимента обнаружить не удалось. И теперь мы переходим к человеку, у которого ксенофобия и расизм – чрезвычайно распространённые явления. В настоящее время точно установлено, что все представители человечества принадлежат к одному виду – Homo sapiens sapiens, и все различия между ними являются не более чем локальной морфой. Тем более, что расовые признаки у человека представляют собой не дискретный, а градиентный признак, и, по сути дела, границы между расами – вопрос, скорее, конвенциональный. Однако, любое морфологическое различие может стать основой для появления нового вида. К счастью, прогресс человеческой цивилизации идёт значительно быстрее эволюционных преобразований, и эпоха Великих географических открытий застала человечество именно в тот момент, когда отдельные расы имели все шансы стать отдельными видами, не хватило «каких-то» 1 – 2 млн лет. Генетические барьеры межвидовой изоляции возникнуть не успели. А вот некоторые другие, пусть не такие глобальные, но не менее значимые, вполне смогли. Первым в их числе является этологический. Ни для кого не секрет, что разные виды обладают разным ритуалом ухаживания и заботой о потомстве. Более того, даже фертильные гибриды близких видов часто оказываются не способны найти себе пару, поскольку не способны правильно совершить брачный ритуал (см. гибрид неразлучника Фишера с розовощёким неразлучником). Для предотвращения появления таких гибридов, в ходе эволюции мог появится и закрепится механизм отторжения к чужакам. Для большинства представителей разных рас ритуалы поведения представителей других рас кажутся, как минимум, странными и неприемлемыми. В частности, на это, как на предпосылку ксенофобии у человека, указывал крупный отечественный этолог В.Р. Дольник. Справедливости ради стоит отметить существование феномена «симпатии к дальнему и чужому» - нейтральное или положительное отношение к представителям других популяций (или рас) в ситуации, когда их количество не превышает некую критическую величину. Объяснение этому феномену таково – в ситуации длительно существующей замкнутой популяции важной проблемой становится однообразие её генофонда, что может привести к вымиранию, даже при незначительных изменениях среды, так что любой представитель иного вида, пришедший со стороны, представляет собой «новую» кровь – источник новых генов, повышающих вероятность выживания популяции в целом. Такое поведение можно встретить и в некоторых человеческих культурах, т.н. гостеприимный гетеризм. Согласно этой традиции, пришелец должен был зачать ребёнка с представительницей аборигенного населения и оставить его после своего ухода. На заре человеческой цивилизации, гостеприимный гетеризм был распространён у многих народов, а у алеутов этот обычай сохранялся до середины XIX века. Однако, при повышении числа чужаков, они начинают конкурировать с аборигенами за ресурсы и допускать такого развития событий не стоит. Несмотря на то, что уровень генетического разнообразия не достиг предельных значений, разница в биохимических процессах у разных рас вполне ощутима. Так, у негроидов снижено количество фермента, участвующего в синтезе эндогенного оксида азота, что приводит к нарушению тонуса сосудистой стенки и развитию гипертонии. У монголоидов – снижено количество ферментов, участвующих в утилизации алкоголя. Список можно продолжать. Меж тем, одним из основных различий, на которое обращают представители одной расы по отношению к другой – это ощутимая разница в телесном запахе. Исследования показали, что люди уверенно отличают запах представителей своей расы от других. Реакция на этот запах тоже весьма стереотипна – негативизм и агрессия. Это - часть всего явления репродуктивной изоляции, и тоже может лежать в основе ксенофобии. Последней гипотезой возникновения расизма является т.н. гипотеза «санитарного расизма» — это сложное социобиологическое явление связано с тем, что, как было сказано выше, замкнутая популяция обладает весьма ограниченным набором генетической изменчивости, и при столкновении с неизвестным инфекционным агентом рискует погибнуть. В свою очередь, любой пришелец может быть источником именно такого, неизвестного патогена. Исследователи, разделяющие эту точку зрения, указывают, что у автохтонных жителей регионов, где особенно распространены инфекционные и паразитные болезни, наиболее строгие правила в отношении пришельцев – их отселяют в отдельные, расположенные на окраине поселения дома, выделяют отдельную посуду и запрещают контактировать с ними жителям до истечения определённого срока. В случае, если абориген нарушит табу, он считается нечистым и тоже отдаляется от племени на период ритуальной нечистоты, или вовсе изгоняется. Однако, санитарный расизм характерен не только для оседлых, но и для вполне кочевых народов, так, свидетельства этого явления можно найти не абы где, а в Книге Книг – Бибилии. Так, в 31 главе книги «Числа» можно найти такие стихи – «итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя; и пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши; и все одежды, и все кожаные вещи, и всё, сделанное из козьей шерсти, и все деревянные сосуды очистите» (стих 17 - 20).По одному из толкований такие бесчеловечные меры были связаны, именно с необходимостью предотвратить потенциальную передачу инфекционных агентов от жителей захваченного города – сынам Израиля. В настоящее время нельзя однозначно сказать, какая из причин – этологическая изоляция, начинающаяся биохимическая или санитарная, является базой для ксенофобии у человека. Возможно, и даже вероятно, что все вместе. Также совершенно ясно, что расизм, как биологическое явления, служит одним из важных механизмов сохранения генетической целостности и стабильности популяции и, более того, одним из факторов видообразования. Однако, обязанность человека как существа, способного к разуму, отказаться от своих животных «привычек» и действовать, полагаясь на идеи гуманизма и пользуясь достижениями современной науки, потому что, как писал Фридрих Шиллер, в своей знаменитой «Оде» - «Все мы братья на Земле!». Список использованной литературы: 1. Антропология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов / Авторы-составители: канд. Биол. Наук, доц. Л.Б. Рыбалов. Канд. Биол. Наук, доц. Т.Е, Россолимо, И.А. Москвина-Тарханова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004 2. Бужилова А.П. Homo sapiens: история болезни / Ин-т археологии РАН. – М.: Языки славянской культуры, 2005 3. Бунак В.В., Неструх М.Ф., Рогинский Я.Я. Антропология. Краткий курс. / под ред. проф. В.В. Бунака – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА, 1941 4. Дерябин В.Е. Антропология: Курс лекций. – М.: Издательство Московского университета, 2009 5. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В.Р. Дольник – СПб.: Издательство Петроглиф М.: Издательство МЦНМО, 2013 6. Моррис Д. Голая обезьяна : [сборник] / Десмонд Моррис ; пер. с англ. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2016 7. Моррис Д Наблюдая за человеком : Фунментальное исслдование ВСЕХ невербальных сигналов / Десмонд Моррис ; пер. с англ. Н. Караева. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2017 8. Неструх М.Ф. Происхождение человека / 2-е изд. Перераб. и доп. – М.:Наука, 1970 9. Панов Е.Н. Человек – созидатель и разрушитель: Эволюция поведения и социальной организации. – М.: Издательский Дом ЯСК, 2017 10. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология: Учебник для студентов ун-тов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1978 11. Хайр, Брайан. Выживает саный дружелюбный. Почему женщины выбирают добродушных мужчин, молодёж избегает агрессии и другие парадоксы, которые помогут узнать себя лучше / Брайан Хэйр, Ванесса Вудс ; [перевод с английского Е. Бирюзовой]. – М.: Эксмо, 2022 12. Хрисанфова Е.П., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1991 Текст: Редактура: Источник: vk.com Комментарии: |
|