Наши тело и ум при жизни друг на друга влияют – хотя и имеют разную природу и отдельные потоки

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Наши тело и ум при жизни друг на друга влияют – хотя и имеют разную природу и отдельные потоки. Тело материально и возникает при опоре на физические причины – например, на сперму и яйцеклетку наших родителей. Съедаемая нами пища, также материальная по природе, – это условие, которое позволяет нашему телу выживать и расти. Ум, однако, нематериален, и его нельзя познать или оценить научными инструментами, предназначенными для измерения материи.

С точки зрения тех, кто отстаивает научный редукционизм, ум – не более чем мозг. При этом другие ученые утверждают, что ум – это функция процессов в мозге и что умственные процессы и эмоциональные переживания либо коррелируют с биохимическими процессами в мозге, либо вызваны ими. Тем не менее многие аспекты нашего ума с помощью этого нейрофизиологического воззрения объяснить нельзя. Например, простое рассмотрение химических процессов в мозге не позволяет определить, достоверна ли некая мысль: представляет ли она собой пример знания или омраченности. Проверка процессов в мозге не поможет нам различить, составляет ли некое умственное событие прямое восприятие чувственного объекта или концепцию (воспоминание или мысль о чем-то).

На уровне переживаний существует огромное различие между болью, которую мы испытываем по поводу своего собственного положения, и болью, вызванной состраданием по отношению к страданиям других. Переживание нашей собственной боли возникает невольно и неистово; обычно мы откликаемся на него страхом и гневом. Боль, которая сопровождает сострадание относительно мучений других, содержит элемент намеренной совместности и принятия этой боли; на нее мы отвечаем отвагой. При этом с точки зрения биохимических процессов в мозге эти два вида боли неразличимы.

Слезы на глазах могут выступить от большой радости или сильной грусти. На физическом уровне наши глаза не различают эти два состояния, но на уровне ума в возможных причинах слез и в том, как мы эти слезы переживаем, есть огромные различия. В силу всех этих причин сложно утверждать, что все аспекты нашего переживающего опыт сознания можно объяснить только биологическими процессами в мозге.

Все функциональные явления – вещи, порождающие следствия, – возникают в силу причин и условий. Чтобы проследить последовательность причин и условий своего тела в этой жизни, мы движемся по цепочке материальных причин и следствий, уходящей к нашим родителям и поколениям предков до них. Прослеживая процесс происхождения человеческого тела, ученые выдвигают теорию эволюции. До возникновения жизни на Земле континуумы физических элементов, которые позже стали нашими телами, уже существовали: их непрерывность восходит к Большому взрыву. Поскольку материя – грубая или тонкая – существовала в момент Большого взрыва и даже до него, ее причины также должны были быть материей или энергией, которая могла обратиться в материю. Хотя нашего тела на этапе формирования Вселенной еще не существовало, его предшествующая непрерывность в форме материальных причин и физических элементов уже была.

С точки зрения Калачакра-тантры наше тело в конечном итоге произошло от частиц пространства, которые существовали между исчезновением предшествующей Вселенной и порождением текущей. В этот период они обеспечивали непрерывность потенциала существования материи. Эти частицы пространства, содержавшие следы каждой из более грубых частиц элементов, послужили базовым материалом для возникновения всех остальных форм в процессе развития новой Вселенной.

Опознать сущностные свойства ума сложно. На повседневном уровне мы переживаем акты чувственного восприятия и мысли, которые гонятся за объектами чувств. Субъекты чувственного восприятия – наше визуальное, слуховое, обонятельное, вкусовое и тактильное сознания – сосредотачиваются на внешнем мире и принимают форму (аспект) того объекта, который воспринимают. То есть объект отражается в уме. Сходным образом (хотя это неполная аналогия) образ объекта, когда его воспринимает визуальное сознание, формируется в сетчатке. Видеть некий объект – значит видеть его аспект (его отображение). Концептуальный ум, который думает об этих внешних объектах, также принимает их форму; даже когда мы направляем свой ум внутрь себя, на наши собственные чувства, он принимает форму этих чувств. Нам сложно вычленить ясность и познающесть ума и осознавать ум отдельно, при этом не сознавая его объекты. Тем не менее посредством медитации пережить природу ума все же возможно.

Следствия порождены соответствующими им причинами – причинами, которые способны породить эти конкретные следствия в качестве плода. Следствия не возникают из несоответствующих им причин. Поскольку ум нематериален, его субстанциональная причина – главное, что обращается в конкретное мгновение ума, – также должна быть нематериальна. Эта причина – предшествующее мгновение ума. Одно мгновение ума возникает в силу предшествующего мгновения – а оно возникает в силу того, что предшествовало уже ему. Эту цепочку можно проследить до момента зачатия. Мгновение ума в момент зачатия также вызвано некой причиной – предшествующим мгновением ума. Таким образом мы устанавливаем существование непрерывности ума, которая предшествовала этой жизни.

Зачатие – это соединение семени, яйцеклетки и тонкого ума. Так возникает новая жизнь. Материальный аспект этой новой жизни – сперма и яйцеклетка – произошел от родителей. Нематериальный, сознающий аспект – ум – от родителей не исходит. Он должен исходить из предшествующего мгновения ума, которым в момент рождения является ум существа в предыдущей жизни.

В момент смерти тело и ум расстаются. Здесь их дальнейшие судьбы также различны. Тело становится трупом и перерабатывается природой. Ум продолжается, и одно мгновение ума порождает следующее. В случае с обычными существами ум, как правило, обретает новое тело – так начинается очередная жизнь.

Буддийские тексты описывают различные уровни и типы ума. С точки зрения уровней ума существуют грубые сознания, такие как пять сознаний чувственных; тонкое сознание – например, наше умственное сознание, которое мыслит и видит сновидения, – и тончайший ум, который у обычных существ проявляется в момент смерти. Этот тончайший ум, переходящий из жизни в жизнь, может существовать независимо от грубого физического тела (включая мозг и нервную систему). Тончайший ум – это непрерывность непрестанно меняющихся мгновений ума; это не постоянное «я» или душа. Понятия «тончайший ум» и «основополагающий врожденный ум ясного света» лишь приписываются на основе потока чрезвычайно тонких, преходящих мгновений ясности и познающести.

Будда объясняет непрерывность жизни и перерождения в первую очередь на основе непрерывности ума. Непрерывность ума, сохраняющаяся в разных жизнях, – это не грубый уровень, который зависит от физического тела. Одну жизнь с другой соединяет тончайшее сознание: основополагающий врожденный ум ясного света, который составляет окончательную основу для обозначения личности. Подробные объяснения этого ума встречаются только в текстах буддийских тантр уровня высшей йоги.

— Далай-лама XIV. Из книги «Приближаясь к буддийскому пути».


Источник: narthang.ru

Комментарии: