Субъект и объект

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Ввосточных духовных религиях есть такое понятие, как «чистое видение». Что это значит? Это значит видеть вещи такими, какие они есть, без проецирования своих внутренних кармических печатей, прошлого опыта и так далее. И тут возникает вопрос: кто видит и что, собственно, видит. Здесь мы сталкиваемся с такими понятиями, как субъект и объект. Что такое субъект и объект?

Объект и субъект неразрывно связаны друг с другом процессом восприятия. Субъект — это воспринимающий, то есть тот, в чьём сознании отражается действительность. А объект — это то, что отражается. Метафорически выражаясь, можно сказать, что субъект — это зеркало, а объект — это то, что в этом зеркале отражается. Тут разница в том, что зеркало, можно сказать, как раз-таки обладает тем самым чистым видением и отражает объект таким, какой он есть. Чего нельзя сказать про сознание человека.

Сознание человека — это далеко не зеркало: оно часто омрачено кармическими печатями, через призму которых человек видит окружающий мир. И некоторые философы сходятся во мнении, что разница между субъектом и объектом — весьма относительна. Ведь, если нет субъекта, фактически нет и объекта. В квантовой физике учёные уже пришли к выводу, что частица ведёт себя по-разному в зависимости от наличия или отсутствия наблюдателя. То есть субъект влияет на объект и наоборот. Видя какой-либо объект, субъект также реагирует в соответствии со своим восприятием.

Взаимодействие субъекта и объекта

Многие восточные философы говорят об иллюзорности мира. Эта идея нашла своё отражение в учении адвайта-веданты и в буддизме. И квантовая физика утверждает, что мир состоит из пустоты. Почему же считается, что мир иллюзорен? Сколько ни размышляй о пустоте, вещи остаются на своих местах, так есть ли смысл, словно мантру, твердить «Всё иллюзия»?

Вопрос иллюзорности мира можно рассматривать с нескольких точек зрения. Во-первых, с точки зрения непостоянства явлений. Можно сказать, что мир иллюзорен потому, что он непостоянен — ни одно явление нельзя «законсервировать» в текущем состоянии. Уже, пока вы читаете эти строки, что-то поменялось в мире, в котором по большому счёту всё находится в процессе разрушения. В этом и есть цикл бытия: разрушение-созидание, разрушение-созидание и так далее. Поэтому Будда и говорил, что жизнь наполнена страданием, потому что всё переменчиво. Поэтому красота цветка в какой-то мере иллюзорна, ведь она непостоянна.

С другой стороны, мир иллюзорен потому, что всё, что мы видим, по большому счёту находится лишь в нашем сознании. И если мы глубоко погрузимся в вопрос отношений субъекта и объекта, то можно прийти к очень интересным выводам, после которых твёрдая земля наших убеждений о реальности мира может пережить неслабое землетрясение.

К примеру, попробуем выяснить, где мы находимся? Да, можно назвать дом, улицу, город, страну, планету Земля. А где же находится сама планета? Ну ладно, в Галактике. А где Галактика? Можно привести ещё много научных терминов — Вселенная и так далее, но по итогу мы дойдём до понятия, про которое нельзя будет сказать, что оно где-либо существует, кроме… нашего собственного сознания. То есть Вселенная существует лишь в нашем сознании — объект в сознании субъекта. И где же можно провести грань в таком случае между объектом и субъектом, если воспринимающий и воспринимаемое — это одно и то же.

Что же такое субъект и объект? С материальной точки зрения эти вещи не связаны. Есть сознание субъекта, в котором отражается независимый от него объект. Но такая версия не выдерживает никакой критики. Ведь восприятие объекта в первую очередь обусловлено состоянием субъекта. Если два человека будут смотреть на одно и то же яблоко, то восприятие этого яблока будет у каждого своё. И получается, что по итогу мы имеем два разных яблока.

Один будет считать, что яблоко кислое (просто потому что когда-то ему попалось кислое яблоко зелёного цвета, и теперь ему кажется, что по умолчанию все яблоки зелёного цвета кислые), а другой будет считать яблоко сладким (потому что когда-то он съел зелёное яблоко, и оно было сладким), один будет считать яблоко достаточно большим, чтобы насытиться, а другой — достаточно маленьким (и это отличие просто потому, что один сыт на данный момент, а другой голоден), и это перечисление можно продолжать бесконечно. Говорить при этом, что два человека видят одно и то же яблоко — можно лишь условно.

Субъектно-объектная дихотомия.

Субъектно-объектная дихотомия — это одно из заблуждений, которое вводит нас в иллюзию того, что реальность существует независимо от нас. Но так ли это на самом деле? Как мы уже выяснили, два человека, созерцающих один и тот же объект, могут видеть совершенно разные явления. Так что же такое объект и субъект? Кто первичен? В чём между ними отличия? Почему восприятие одного и того же объекта могут различаться?

Говоря о субъективно-объектной дихотомии, можно упомянуть такое понятие буддизма, как «шуньята», а именно пустотность. Некоторые ошибочно воспринимают это понятие, как утверждение того, что вообще ничего нет. Нет, вещи существуют, но они пустотны. Как такое может быть? Всё просто: под пустотностью следует понимать отсутствие у вещей и явлений независимой, самостоятельной и постоянной природы. То есть речь в данном случае идёт о том, что субъект и объект — связаны. Всё происходящее возникает в силу условий. Это и есть пустотность.

Поэтому различие между субъектом и объектом весьма условное. Ведь если нет первого, то можно сказать, что нет и второго. Хотя бы по той простой причине, что восприятие одного и того же объекта в глазах разных наблюдателей может отличаться. И это значит, что в любом явлении первичен сам человек, который это явление наблюдает.

На самом деле в вопросе познания мира отношения между субъектом и объектом — очень важная грань, потому что, если мы воспринимаем находящиеся вокруг нас объекты как нечто существующее независимо от нас, мы начинаем думать, что реальность существует независимо от нас, и это значит, что никаких рычагов влияния на неё мы не имеем. Но это не совсем так.

Опыты в области квантовой физики показывают, что частица зависима от наблюдателя не только потому, что каждый наблюдатель воспринимает эту частицу по-своему, а потому, что сам процесс наблюдения за частицей на эту частицу влияет. То есть здесь речь о материальности такого, казалось бы, нематериального явления, как мысль.

Чистое видение: философия или жизнь?

Так что же такое чистое видение? Чистое видение — это как раз-таки восприятие объектов и явлений как пустотных, то есть не обладающих самостоятельной природой. Важно не впадать в какой-то крайний нигилизм или солипсизм, утверждая, что всё происходящее — это сон, иллюзия и вообще ничего не существует. На востоке учителя очень просто приводят в чувство таких учеников, которые впали в такое состояние, — их просто бьют палкой и спрашивают, дескать, откуда боль, если всё иллюзия?

Вещи существуют, но существуют не сами по себе. Именно поэтому один христианский Святой и говорил: «Спасись сам — и тысячи спасутся вокруг тебя». Если мы меняем своё сознание, то и вещи, которые отражаются в этом сознании, начинают меняться. Метафора, которую сложно понять с точки зрения материального мира, но которая очень хорошо отражает процесс изменения мира через изменение сознания: если перед зеркалом лежит гнилое яблоко, то зеркало отражает гнилое яблоко.

Но если вдруг зеркало начинает отражать свежее яблоко, реальность обязана будет подчиниться — и яблоко станет свежим. И, может быть, проблема кажущейся нелогичности такой идеи лишь в том, что пока никто не научился создавать перед гнилым яблоком отражение свежего. Но в случае с нашим сознанием это вполне возможно: меняем себя — меняется мир вокруг.

Можно долго рассуждать о том, что первично: субъект или объект. Наверное, это две части одного целого. И реальность зависит от того, на что мы направляем своё внимание. И наша деятельность по изменению мира начинается в нашем сознании. Мысль — начало всего. Это первое, что нужно понять.

Взаимоотношения субъекта и объекта.

Помимо философского понимания отношений субъекта и объекта, есть также вполне практические и мирские понятия. Так, к примеру, в уголовном кодексе есть понятия «субъект» и «объект преступления». Субъект — тот, кто это преступление совершает и несёт за совершаемое ответственность. Объект — жертва, на которую направлено общественно-опасное деяние.

В экономике субъект — это частник экономических отношений, в психологии под субъектом подразумевается наше воспринимающее сознание, наше «Я», которое познаёт мир. В логике субъект — это некое суждение, относительно которого делаются логические выводы с целью доказать или опровергнуть это суждение.

Также существует такое понятие, как «субъект права» — то лицо, которое способно осуществлять права и обязанности. Ну а в философии, как мы уже выяснили, субъект — это познающий, воспринимающий, действующий. Объектом же, в свою очередь, является весь окружающий мир, на который направлен процесс познания.

Итак, что же мы выяснили? Субъект и объект — это две части процесса познания и восприятия. Субъект — сознание, в котором отражается окружающий мир, а объект — это то, что отражается. Объект и субъект связаны настолько, что носитель осознающего начала является в какой-то мере творцом окружающего мира. По большому счёту реальность существует только тогда, когда появляется воспринимающий. Поэтому процесс познания реальности — это процесс скорее её создания в своём сознании. И качество окружающего субъект мира зависит от качества восприятия самого субъекта.

С точки зрения адвайта-веданты всё, что мы видим, — это лишь формы сознания. То есть с этой точки зрения всё является как объектом, так и субъектом. Может, это странно прозвучит, но в какой-то мере не только мы являемся субъектом, который видит яблоко, но и яблоко, в свою очередь, является субъектом, который видит нас. По крайней мере, такое восприятие реальности предлагает адвайта-веданта, с точки зрения которой изначально было лишь чистое сознание, которое стало принимать различные формы, и в процессе этого образовался материальный мир. Это, разумеется, всего лишь версия, но то, что воспринимающий и воспринимаемое связаны, — это вполне очевидно.


Источник: vk.com

Комментарии: