«Постфилософия» – прививка против современности |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-02-26 11:44 Книга А. Г. Дугина «Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли», выпущенная в 2020 году, представляет собой переиздание книги, издававшейся в 2009 году. В первую очередь, это цикл обработанных лекций, прочитанных А. Г. Дугиным на философском факультете МГУ в 2005 году. Это важнейшая книга в методе традиционалиста. Концепция «Постфилософии» направлена на то, чтобы предоставить читателям всестороннее – в первую очередь, вертикально-ориентированное — понимание философского процесса, охватывающего ключевые моменты мысли в историко-философской перспективе. Для достижения этой цели А. Г. Дугин прибегает к парадигмальному анализу всех философских систем, выделяя три категории, три группы: Парадигма Традиции (Премодерна), Парадигма Модерна и Парадигма Постмодерна. Цель этой категоризации состоит в том, чтобы разработать последовательную структуру, которая позволит полностью и целиком понять разнообразный философский ландшафт. Можно вспомнить о гераклитовской сентенции, взятой в эпиграф данного очерка. Принцип логоса отражает суть парадигмального метода Дугина par excellence. В данном случае отсылка к Гераклиту предполагает, что истинная мудрость заключается в признании основного единства и взаимосвязи различных философских систем внутри названных категорий. Вместо того чтобы рассматривать философские процессы как изолированные и разобщённые, А. Г. Дугин призывает читателей осознать глубинное единство, существующее внутри философского ландшафта. В своей книге «Постфилософия» А. Г. Дугин рассматривает историю мысли ab ovo usque ad mala, раскрывая антропологический, онтологический и гносеологический аспекты внутри каждой парадигмы. Он стремится пролить свет на «пост-проявления» этих парадигм, то есть на постантропологию, постонтологию и постгносеологию. Это означает, что в конечном итоге автор рассматривает идеи, которые возникли после того, как данные традиционные аспекты были подвергнуты критике и переосмыслены современностью. С необходимой долей критики А. Г. Дугин показывает, как философия была переосмыслена на стадии постмодерна. Исследуя развитие и последующие трансформации парадигмы, Дугин проводит критический экскурс по миру постмодернистских ценностей, снабжая их объяснение ключевыми цитатами. Структурируя, проводя анализ, синтез, сравнение и обобщение постмодернистских идей, он классифицирует их в единую парадигму. Показывая постмодернистские идеи такими, какие они есть, Дугин предлагает прививку против современности, заключённую в самой сути парадигмального анализа. У каждой эпохи, культуры и системы ценностей есть свои характерные черты — то, что считается правильным и составляет норму для данного времени и места. Каждая эпоха имеет свои ценности, «каждый народ говорит на своём языке о добре и зле» [1]: для одной эпохи, например, какие-то формы страдания кажутся естественными, а для другой эти же страдания являются патологическими. Время парадигмального пересечения и сдвига — перехода от премодерна к модерну, а затем от модерна к постмодерну — является наиболее болезненным и любопытным периодом в истории человечества. Нередко в этот процесс оказываются втянуты целые поколения, утрачивающие всякую преемственность, естественность и безупречность. Фридрих Ницше — «философ, не поддающийся классификации» [2], — утвердив нигилистичекий характер современного мира, пережил эту катастрофу заранее, задолго до других, не понятый никем, и сегодня тысячи людей испытывают то же самое, что он пережил в одиночку. Вероятнее всего, одной ногой мы находимся в мире постмодерна, однако модерн всё ещё оказывает влияние на нашу жизнь. Точка перехода, в которой стоим мы, позволяет нам лучше понять изменения, происходящие во всех сферах нашей жизни. Изучение этих процессов помогает нам осознать историческую динамику и сущность нашей современности. Если рассматривать модерн как процесс умышленного разрушения предшествующей системности и цельности, то процесс перехода, в котором мы находимся, можно сравнивать с переходом вещества в иное агрегатное состояние. Модерн стремился разделить, разрушить и растопить все устоявшиеся концепты и структуры, чтобы создать новое неограниченное пространство для утверждения своих ценностей. А. Г. Дугин проводит аналогию со льдом, который должен быть полностью растоплен, чтобы превратиться в воду; но даже если есть остатки льдинок, которые всё ещё плавают в кипящем чайнике, это не имеет принципиального значения, потому что основное преобразование произошло. В точке перехода преобразование происходит не окончательно, оставляя нас свидетелями этого процесса. Подобные процессы происходили, например, в эпоху Возрождения, «когда ломалась парадигма традиционного европейского общества — креационистская парадигма, парадигма премодерна, и осуществлялся переход к модерну» [3]. Кроме того, подобный переход мы можем наблюдать в Новое время, с его декартовским «bonne raison», «cogito ergo sum», и кантианским «чистым разумом»: «Чистому разуму более всего соответствуют отвлеченные математические операции, и не случайно именно математическое мышление берется в гносеологической парадигме модерна за основу» [4]. То есть именно философия «чистого разума» и декартовский рационализм с его машинерией формируют предпосылки для всей парадигмы модерна. Философия, в том смысле, в котором она известна нам, возникла в эпоху модерна отдельно от религии. Декарт и Локк определили новую парадигму. Кант поставил под сомнение существование внешнего мира. Ницше прогнозировал постмодернизм с концепцией «Бог умер». В текстах Ницше, Юнгера и Эволы видны героические и критические аспекты модерна, включая традиционализм, который возможен в модерне ввиду того, что тот ещё не вполне оторвался от традиции. Однако после модерна возможность традиционализма отдаляется. Ризома, шизоанализ, субсистентность, царство сигнуса — эти концепции формируют новый мир, в котором люди потребляют знаки и симулякры, и укореняются в качестве основы постреальности. В таком духовном вакууме, на сломе парадигм, выступает фигура Радикального Субъекта. Весь процесс смены парадигм приобретает для нас значимость в смысле отделения Радикального Субъекта от сакральной среды, включая антропологическую составляющую, в которой он существует в изначальном состоянии. А. Г. Дугин пишет, что в период Золотого века Радикальный Субъект не поддается определению, так как, присутствуя всюду в качестве «духовного субъекта» (за которым скрыт), он фактически идентичен самому этому Золотому веку и отличается от его парадигмы лишь мельчайшим нюансом: по завершении этой парадигмы и наступлении эпохи современного пост-человека, он остается неизменен, он — «anima stante et non cadente». Радикальный Субъект — это тот, «кто видит парадигму с обратной стороны» [5], он тождественен «сверхчеловеку» Ницше в контексте конкретного процесса отделения от парадигмы. Он не просто представляет из себя субъект — продукт парадигмы. Радикальный Субъект есть нечто, что находится по ту сторону парадигмы и не подпадает ни под одну из существующих парадигматических моделей, никуда не вписываясь, являясь аномалией по отношению к ним. Независимость от всех парадигм — основное свойство Радикального Субъекта. Очищая сущность сакрального от внешних покровов, Радикальный Субъект — согласно мысли автора — и руководит сменой парадигм, чтобы через сокрытие открыться, явив себя миру. Таким образом, книга «Постфилософия» предоставляет обширный инструментарий для работы с современностью, даёт некий «ключ» к постмодерну, позволяющий такому «транзитному» существу как человек бросить «стрелу тоски» над парадигмами и вне таковых — «на тот берег». Хотя постфилософия отрицает модернистскую парадигму, она не является возвратом к премодерну. По мысли автора, это, вероятно, и есть ключевое определение постмодернизма. Из этого утверждения выводятся все остальные аспекты данного явления, и единственным осмысленным выходом из сложившейся ситуации является описанная философом А. Г. Дугиным фигура Радикального Субъекта. Источник: katehon.com Комментарии: |
|