Ханс-Георг Га?дамер (11 февраля 1900 — 13 марта 2002) — немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины XX в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Ханс-Георг Га?дамер (11 февраля 1900 — 13 марта 2002) — немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины XX в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики». Главный труд — «Истина и метод. Основы философской герменевтики» (Wahrheit und Methode. Grundz?ge einer philosophischen Hermeneutik, 1960).

Родился в протестантской семье. Его мать, Эмма Каролина Йоханна Гейзе (1869—1904), умерла от диабета, когда Хансу-Георгу было только четыре года. Позже он говорил, что это повлияло на его решение не заниматься естественными науками. Он вырос в Бреслау, где его отец, Йоханнес Гадамер (1867—1928), был профессором фармацевтики в местном университете, после возглавивший кафедру в Марбурге. Отец настаивал на том, чтобы он занимался естественными науками, но Ханс-Георг больше интересовался гуманитарными и сопротивлялся стремлению отца. По причине слабого здоровья (полиомиелит) Гадамер не призывался в армию и не участвовал ни в Первой, ни во Второй мировых войнах.

Ханс-Георг учился философии, германистике и теории литературы в университетах Бреслау (с 1918) и затем Марбурга, куда они с отцом переехали в 1919 году. В университете Бреслау Гадамер начинает изучать классическую филологию и философию под руководством Ричарда Хёнингсвальда. В Маргбурге учится под руководством профессоров-неокантианцев Пауля Наторпа (его научный руководитель) и Николая Гартмана. В 1922 году в Марбурге он защитил диссертацию под руководством Пауля Наторпа.

Вскоре после этого Гадамер переходит во Фрайбургский университет и в 1923 году знакомится там с Мартином Хайдеггером, подающим надежды молодым учёным, который ещё не стал профессором. В дальнейшем Хайдеггер окажет на него значительнейшее влияние. Они сближаются с Хайдеггером, и когда тот получил место в Марбургском университете, Гадамер последовал за ним туда, где он стал частью группы таких студентов, как Ханна Арендт, Лео Штраус и Карл Лёвит. Под влиянием Хайдеггера он отошёл от раннего влияния неокантианства Пауля Наторпа и Николая Гартмана. В Марбурге Гадамер изучал Аристотеля под руководством Гуссерля и Хайдеггера. В Марбурге Гадамер дополнил своё образование изучением классической филологии (1924—1927). В 1929 году он под руководством Хайдеггера защитил диссертацию о платоновском «Филебе». С того же года преподавал философию в Марбургском университете, с 1937 года профессор.

В НСДАП не состоял, однако состоял в Нацистском союзе учителей (с 1933 года). 11 ноября 1933 года вместе с более чем 900 учёных и преподавателей Гадамер подписал «Заявление профессоров немецких университетов и вузов о поддержке Адольфа Гитлера и национал-социалистического государства». В отличие от Мартина Хайдеггера, который стал членом Нацистской партии в мае 1933 года и продолжал им быть до окончания Второй мировой войны, Гадамер не был политически активен в период Третьего рейха. Вопрос об отношении Гадамера к нацистской власти является спорным до сих пор, он обсуждается в работах Ричарда Вулина и Терезы Ороско.

С 1939 по 1947 год — профессор в Лейпцигском университете, одновременно директор его института философии, также в 1946 году — декан философского факультета, а в 1946—1947 годах — ректор университета.

С 1947 по 1949 год возглавлял кафедру философии в университете Франкфурта-на-Майне. Затем, в 1949 году, занял кафедру в университете Гейдельберга, которой руководил Карл Ясперс. Основал в 1953 году журнал «Philosophische Rundschau». С 1962 по 1966 год возглавлял Немецкое философское общество.

После выхода на пенсию (1968, эмерит) преподавал в качестве приглашённого профессора в университетах США (до 1989 года). В 1968—1972 годах президент Гейдельбергской академии наук.

11 февраля 2000 года в Гейдельбергском университете торжественной церемоний и конференцией отметили юбилей Гадамера — ему исполнилось 100 лет. Летом 2001 года Гадамер последний раз в своей жизни принял участие в академическом мероприятии — это был ежегодный симпозиум по герменевтике, организованный двумя его американскими студентами. 13 марта 2002 года Гадамер скончался в университетской клинике Гейдельберга в возрасте 102 лет. Он похоронен на кладбище Кёпфиль в Зигельхаузене.

Член академий наук Лейпцига, Гейдельберга, Афин, Будапешта (почётный член Венгерской академии наук с 1983), Брюсселя, Рима, Турина и Лондона, почетный член немецкой академии творчества в Дармштадте и американской академии изящных искусств в Бостоне. Почётный доктор Оттавского и Макмастерского университетов (Канада), Католического университета Америки (США), Бамбергского, Лейпцигского, Марбургского, Тюбингенского университетов (ФРГ), Карлова университета (Чехия), Вроцлавского университета (Польша), СПбГУ (2000, Россия). Почётный профессор МГУ (2000).

Философские идеи.

Гадамер исследует задачи исторической науки. По мысли Гадамера, у историка, обращающегося к какому-либо историческому тексту, всегда есть некоторое «предварительное понимание» (Vorverst?ndnis) этого текста, заданное ему традицией, в которой он живёт и мыслит; оно может корректироваться в процессе работы над текстом, но историк не может полностью освободиться от предпосылок своего мышления: беспредпосылочного мышления не существует, поскольку бытие — это время, а человеческий опыт конечен. Для характеристики предварительного понимания Гадамер использует слово «предрассудок» (Vorurteil), которое, говорит Гадамер, до эпохи Просвещения не имело привычного для нас отрицательного значения. Предрассудок означает нечто, предшествующее рассуждению и размышлению, некоторую дорефлексивную установку сознания. С точки зрения герменевтической философии, предрассудок — неотъемлемая характеристика сознания, поскольку оно понимается исторически. Отрешиться от предрассудка полностью невозможно, но можно, как говорит Гадамер, привести его во взвешенное состояние — в этом и состоит задача историка. Условием достижения такого состояния является наличие временно?й дистанции между исследователем и тем, что исследуется. При этом нечто понимается только в том случае, если исследователю удаётся понять «вопрос, на который это нечто является ответом» (Гадамер). Понимание такого вопроса означает «сплавление горизонтов» интерпретатора и интерпретируемого, которое, согласно Гадамеру, есть действие языка. Язык (естественный), по Гадамеру, составляет содержание того, что у Гуссерля названо «жизненным миром».

Вопрос об аппликативности понимания рассматривается в полемике Э. Бэтти и Х. Г. Гадамера.

Другие работы.

Гадамер также интересовался таким понятием, как здоровье человека, с точки зрения философии. В «Загадке здоровья» Гадамер объясняет, что значит «лечить» со стороны пациента и того, кто лечит. В этой работе рассматривается медицина как практика и как искусство и неизбежность лечения.

Кроме того, Гадамер известен не только своими работами по герменевтике, но и как автор большого количества публикаций по древнегреческой философии. Большая часть ранней карьеры Гадамера связана с изучением греческих мыслителей, в особенности Платона и Аристотеля. В предисловии к итальянскому переводу «Истины и метода» Гадамер называет свои работы по греческой философии «лучшей и самой оригинальной» частью своей карьеры. Его работа «Диалектическая этика Платона» — это взгляд на диалог «Филеб» через призму феноменологии и философии Мартина Хайдеггера.


Источник: vk.com

Комментарии: