Умер Александр Васильевич Суворов (3 июня 1953, Фрунзе, Киргизская ССР — 26 января 2024) - выдающийся ученый, разрабатывавший вопросы психологии и педагогики

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Умер Александр Васильевич Суворов (3 июня 1953, Фрунзе, Киргизская ССР — 26 января 2024) - выдающийся ученый, разрабатывавший вопросы психологии и педагогики. Этот человек своей жизнью в буквальном смысле был обязан теории марксизма. Его судьба полностью зависела от того, насколько марксисты разобрались не только в тайнах прибавочной стоимости, но и в тайнах человеческой души.

В детстве Александр Суворов полностью утратил зрение и слух. Он был обречен на угасание психики. Но в 1971 году стал участником так называемого “Загорского эксперимента”. Этот эксперимент ставил целью дать детям без зрения и слуха возможность прожить полноценную человеческую жизнь. Педагогам и психологам пришлось полностью создавать психику, и формировать личность ребенка в каждой детали сознательно, так как в условиях слепоглухоты она не может формироваться и развиваться стихийно, что обычно происходит в норме. Слепоглухота обрывает для человека привычные каналы “связи” с миром. И если психика еще не сформирована, она не разовьется сама собой. То есть даже при абсолютно здоровом мозге, не будет ни намека на человеческую личность, на то, что называют душой. Если же психика уже начала формироваться у ребенка в раннем периоде “нормальной” жизни, то при наступлении слепоглухоты она деградирует вплоть до полного исчезновения.

Такое должно было случиться и с Александром Суворовым, если бы не работа коллектива специалистов под руководством и при активном участии психологов А. И. Мещерякова, А. Н. Леонтьева и философа Э. В. Ильенкова. В результате умелого применении марксистского деятельностного подхода к человеку, наработок культурно-исторической психологии, основанной Л.С. Выготским, Суворову действительно удалось стать неординарной личностью, человеком, который впоследствии сумел продолжить дело своих учителей.

Работа коллектива педагогов на практике доказала состоятельность диалектического материализма в психологии, опровергла не только религиозные и философско-идеалистических представлений о “душе”, но и примитивный физиологический материализм, сводящий психику к работе мозга. Было показано, что мыслит не мозг, а человек при помощи мозга, как материальное существо действующее в материальном мире. Именно марксистский деятельностный подход к человеку, опиравшийся на достижения всей предшествующей культуры мышления, и был здесь главным теоретическим орудием, развивающимся в процессе его применения. Теоретические итоги эксперимента внесли вклад в развитие не только психологии и педагогики, но и философии. Они позволили лучше разобраться с и проблемой личности и с пониманием идеального.

О том, каким образом сам "Загорский эксперимент” позволяет лучше понять, что же такое на самом деле человеческая личность, читайте в статье Э.В. Ильенкова и книге Ф.Т. Михайлова “Загадка человеческого “Я”.

Немалый вклад в изучение вопроса о становлении личности человека внес и сам Александр Васильевич. И речь в данном случае уже не об одних лишь слепоглухих, так как слепоглухота в общем-то не ставит новых проблем, но лишь позволяет анализировать их в чистом виде.

Александр Суворов написал ряд книг и множество статей. Он часто выступал публично. Озвучил фильм об Э. Ильенкове.

https://www.youtube.com/watch?v=tcXmesiSHCo&list=PLs9FRHnP1LK6FylWDOoZkdEPV6KZbw8g9


Источник: www.youtube.com

Комментарии: