Мир может быть довольно жестоким местом, и, что интересно, делает его таким во многом 1) твое восприятие, 2) то, что его не так просто изменить, 3) то, что существует иллюзия, что изменить его легко

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-01-31 18:00

Философия ИИ

Мир может быть довольно жестоким местом, и, что интересно, делает его таким во многом 1) твое восприятие, 2) то, что его не так просто изменить, 3) то, что существует иллюзия, что изменить его легко. Иллюзия заключается в кажущейся доступности альтернативы “можно так не чувствовать”. Доля истины в этом есть, потому что ощущения отчасти зависят от мыслей. Но мало того, что эта зависимость не такая уж сильная, - сами наши мысли можно назвать произвольными (подчиняющимися воле) только с большой натяжкой.

Помимо того, что восприятие часто делает происходящее болезненным для воспринимающего, через его реакции оно делает мир невыносимым для остальных. Люди пытаются вычленить проблемы и найти полезные (желаемые) ответы вовне, потому что так удобнее. И чем важнее вопрос, тем эффект сильнее, тем это выходит более слепо и неуклюже, с одной стороны, и метко, действенно и разрушительно - с другой. Поэтому самые жестокие порождения идеологий в истории были глобальными - они касались того, что важно всем. При этом наибольших успехов в причинении страданий идеологические прошивки и культурный код добиваются тогда, когда находят такие решения проблем, в которых истинная причина любых проблем спрятана на виду, прямо за найденным ответом - под маской религий, наций или даже самих идеологий.

Эта истинная причина - сам культурный код, потому что люди уже разумны. Когда-то дело было в биологии, но сейчас оружие, которым решал проблемы в прошлом только что обзаведшийся разумом человек, слишком сильно мутировало, разрослось, наплодило вторичных конфликтов, которые теперь никогда не закончатся и будут только менять формы, поводы и обоснования. Потому что, вероятно, это не только оружие, это - двигатель эволюции разума. Неслучайно есть теории, что именно политическая борьба в разных своих обличиях ответственна за лавинообразное развитие языка, разума и культуры.

Кажется, что можно было бы обрезать и вытравить лишнее из культур. Но это невыполнимая задача: и из-за пронизанного связями по всей глубине личности устройства усвоенного отдельным человеком культурного кода, и из-за того, что есть то, что показывают другим, и то, что думают на самом деле. При этом в вопросе “окультуривания” культур важно, что культура не привязана безальтернативно ни к нации, ни к месту (особенно сейчас, когда есть интернет), гораздо сильнее она привязана к случайности. Внутри одного языка уживается множество запрограммированных ролей, различия в усвоенном культурном коде у разных людей на одной “культурной территории” могут быть больше, чем отличия в культуре разных стран. Здесь как в различиях полов: отличия между людьми одного пола могут быть больше, чем отличия между людьми разного пола.

Очевидным решением кажется то, что культуры действительно нужно менять, их отличия - это не просто мелкие детали. Эти особенности определяют поступки людей и их судьбы. Многие такие особенности стоило бы сделать музейными экспонатами, пугающими потомков, как нас пугают охота на ведьм и человеческие жертвоприношения - но это не решит проблемы, потому что вопрос останется слишком важным для людей, и они очень быстро придумают новые беспощадные, полезные и действительно “рабочие” ответы.

Люди в целом мастера в том, чтобы находить способы докопаться до все более глубоких струн в своих душах и играть на этих струнах с максимальным эмоциональным откликом - тут можно вспомнить и Достоевского, и культуру отмены. В каком-то смысле, суть гуманизма как чего-то эволюционирующего - не в уменьшении страданий, а в изобретении все более изощренных и утонченных способов уничтожения противника и ублажения самого себя. Гуманизм сам по себе - такое утонченное и изощренное изобретение.

Люди становятся тоньше и сложнее. С одной стороны, они, как герой из “Цветов для Элджернона”, на заре своей истории просто не могли осознать всего ужаса своего существования, с другой - в своей теперешней форме слишком хорошо знают, как сделать жизнь друг друга по-настоящему невыносимой. И это знание растет. Может быть, в этом истинная причина увеличения одиночества.

Менять что-то по отдельности в структуре жизни сложно, рано или поздно поиск приводит к все большему пониманию, что разрозненные вопросы связаны в единую сеть, в которой нет дна.


Источник: vk.com

Комментарии: