Когнитивные искажения в информационном поиске

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Информационный поиск — это процесс сбора и обработки данных. Он включает в себя способы, с помощью которых мы ищем релевантные источники информации и выбираем из множества вариантов те, которые, как нам кажется, соответствуют нашему запросу. Множество факторов — как осознанных, так и нет — могут влиять на данный процесс.

Сегодня мы поговорим про когнитивные искажения — систематические ошибки мышления, которые могут привести нас к ложным умозаключениям.

Когда мы теряемся в потоке информации и ищем знакомое

Ошибка склонности к подтверждению

Почему те, кто верят в пользу вакцины, находят в интернете информацию о том, что она работает, а те, кто не верят — статьи о побочных эффектах и малой эффективности? Дело в нашей склонности к подтверждению. Мы неосознанно — а иногда и осознанно — отдаем предпочтение той информации, которая подтверждает уже имеющуюся гипотезу и не принимаем во внимание ту, которая ее опровергает.

Эта ошибка может возникать из-за того, что мы не всегда проверяем источники информации, и склонны доверять тому, что соответствует нашим ценностям.

Эффект якоря

Он же эффект привязки. Впервые о нем заговорили Д. Канеман и А. Тверски. Этот эффект возникает, когда ранее полученная информация влияет на восприятие новой информации и на формирование убеждений. Например, открыв первую ссылку по запросу «Опасен ли глютен?», мы можем попасть на статью, которая во всех красках описывает последствия от поедания глютеновой булочки. Это может настолько впечатлить читателя, что последующие статьи он будет рассматривать через призму первой, даже если информация в ней ложная и представляет собой откровенное запугивание.

Когда мы часто сталкиваемся с определенными фактами

Эффект подкрепления

Говорят иногда, что повторенная много раз ложь становится правдой. В когнитивной науке похожее явление называют эффектом подкрепления. Если человеку множество раз предъявлять одинаковый стимул, его отношение к нему будет постепенно улучшаться. Например, если большинство ответов на запрос «Лекарство от насморка» будут упорно выдавать одни и те же капли, человек будет считать их эффективными, даже если на самом деле это не так.

Эффект знакомства с объектом

Эффект знакомства с объектом похож на эффект подкрепления — и тот, и другой основаны на формуле «чем больше мы сталкиваемся с информацией, тем больше мы ей доверяем». При этом эффект знакомства зависит от количества времени, потраченного на изучение информации. Зависимость та же — чем дольше мы контактируем с информацией, тем больше доверяем ей.

Когда нужно искать информацию быстро

Эффект неоднозначности

Человек склонен избегать незнакомые варианты, отдавая предпочтение более известным. При цифровом поиске это проявляется в выборе пользователем знакомых сайтов, которым он доверяет больше, чем новым и неоднозначным. На этом принципе основано большинство поисковых систем, включая Google. Их алгоритмы направлены на предоставление знакомых пользователю источников.

Меньше — больше

Труднее сравнивать результаты поиска, если вариантов много. Часто это приводит к тому, что пользователь не будет удовлетворен выбором или же вовсе откажется от принятия решения. Поэтому уменьшение количества результатов может облегчить поиск для человека. Самый яркий пример —интернет-магазины. Если на сайте есть много фотографий товаров, то выбор может стать большой нагрузкой для покупателя, и он решит.

Когда мы неосознанно пытаемся запомнить информацию

Эффект последовательности

Эффект последовательности говорит нам, что пользователя приходит к разным выводам при разном порядке знакомства с ресурсами. Этот эффект можно разделить на две составляющие:

Эффект первенства — на человека играет большую роль информация, предоставленная первой.

Эффект новизны — большую роль играет последняя информация. С этим эффектом мы чаще всего сталкиваемся при чтении отзывов о продукте.

Правило пика и завершения

Это правило заключается в том, что самую важную роль при изучении информации играют пики — моменты, которые оказывают на человека наибольшее впечатление, и завершение — то, чем завершился поток информации. Это правило помогает нашему мозгу эффективнее запоминать информацию, обращая внимание на ключевые моменты.

Поздравляем! Теперь мы сможете искать информацию более эффективно и критично!


Источник: vk.com

Комментарии: