Ликвидаторы

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-01-17 22:01

образование

Нынешняя власть не скупится на разнообразные «подарки» народу. То пенсионный возраст повысит, то медицину «оптимизирует», то тарифы на услуги ЖКХ в очередной раз поднимет. Но этого ей, видимо, недостаточно. Накануне Нового года известный официальный пропагандист В. Соловьёв подбросил ещё один сюрприз: предложил — ни много ни мало — упразднить Российскую академию наук как недостаточно эффективную, по его мнению. При этом не привёл никаких разумных аргументов. В.Т. Третьяков, участвовавший в телепередаче, попытался было возразить, однако Владимир Рудольфович не позволил ему даже договорить. Любой здравомыслящий человек спросит: как такое можно заявлять в наше время, когда уровнем развития науки определяется место любого государства в мире?

Удивляться особенно нечему. С отраслевой наукой было покончено ещё в 1990-е годы. За это «достижение» страна расплачивается по сей день. В 2013 году была первая попытка распустить РАН, ликвидировав академические институты, а самих академиков превратить в некий «клуб по интересам». Тогда эта затея сорвалась: ещё живы были академики — нобелевский лауреат Ж.И. Алфёров и Е.М. Примаков, авторитет которых не позволил совершить это преступление. Однако алчные чиновники всё же дорвались до «тяжёлого наследия социализма», прибрав к рукам материальную базу РАН. Но остались ещё здания, построенные для научных учреждений при Советской власти. Они в большинстве своём расположены в престижных районах Москвы, многие — на Ленинском проспекте. Теперь, видимо, наступает и их черёд. И, что показательно, всё это происходит накануне 300-летнего юбилея Российской академии наук!

Современная Россия проходит через суровые испытания. Речь идёт о самом существовании многовекового государства. Вряд ли найдётся человек, которому нужно объяснять, какую роль играет наука в укреплении обороноспособности страны. «Подвиги» Сердюкова дорого обошлись нашим Вооружённым силам. Особенно остро это чувствуют те, кто находятся сейчас на переднем крае борьбы. Недавняя мобилизация выявила нехватку высших и средних военных учебных заведений, а также медицинских учреждений, «оптимизированных» по указанию этого, с позволения сказать, министра обороны. Пора бы извлечь уроки. На этом фоне заявление господина Соловьёва, который на радиостанции «Вести FM» и телеканале «Россия» с утра до вечера проповедует идеи патриотизма, выглядит просто абсурдным.

Мы только что отметили столетие образования СССР. Поэтому обратимся к примерам из недавней истории. Вспомним о том, как развивалась советская наука в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Именно развивалась, а не выживала, как сейчас.

Ущерб, нанесённый стране фашистским агрессором, был огромен. Один только Ленинград лишился около трети научных работников, уникальных специалистов. В Белоруссии была уничтожена практически вся материальная база науки: здания, оборудование, библиотеки, музейные собрания. Погибли многие учёные. Страшно пострадала Украина. И всё же основной интеллектуальный потенциал страны был сохранён благодаря продуманной, масштабной государственной политике. Более того, вынужденная эвакуация дала толчок развитию науки в целом ряде регионов: на Урале, в Поволжье, в Сибири, в союзных и автономных республиках.

Под руководством крупнейших учёных шла разработка сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. За военные годы были открыты 34 нефтяных и газовых месторождения. Учёные внесли большой вклад в развитие энергосистем Урала, Кузбасса, Западной Сибири, Юга СССР. Совместная работа эвакуированных и местных специалистов на общее дело обороны страны способствовала укреплению национальных кадров, созданию новых научных школ. Это позволило поднять региональную науку на качественно иной уровень.

В годы войны далеко вперёд шагнула одна из важнейших областей науки — медицина. Развитие получили все её отрасли: от полевой хирургии до эпидемиологии. Во время войны в СССР не было ни одной эпидемии, даже в блокадном Ленинграде. На освобождённых от врага территориях пришлось заново воссоздавать систему здравоохранения. В 1944 году была учреждена Академия медицинских наук, объединившая 25 научно-исследовательских институтов. Её первым президентом стал Н.Н. Бурденко.

В.И. Ленин говорил: «Во всякой войне победа в конечном счёте обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь». Советские учёные-гуманитарии помогли одержать победу над чудовищной пропагандистской машиной гитлеровской Германии. Ещё накануне войны выдающиеся историки — академики Б.Д. Греков, М.Н. Тихомиров, Е.В. Тарле и другие создали труды, посвящённые борьбе с иностранными захватчиками на разных этапах существования Российского государства. На их основе были выпущены популярные книжки. Небольшого размера, изданные на газетной бумаге, они разошлись по фронтам, солдаты читали их в окопах.

Многое было сделано для создания будущей летописи войны. Уже осенью 1941 года по инициативе секретаря МК и МГК ВКП(б) А.С. Щербакова была образована комиссия по истории Московской битвы. В дальнейшем под руководством ЦК ВКП(б) сбор документов по истории Великой Отечественной войны был организован в масштабе всей страны.

Экономика страны нуждалась в новых кадрах, в специалистах, которые заменили бы тех, кто не вернулся с фронта. Подготовка к послевоенному восстановлению страны была начата в 1943 году, сразу после завершения Сталинградской битвы. К 1945/46 учебному году в РСФСР удалось восстановить 95% высших учебных заведений. Сейчас трудно себе представить, что именно в годы войны было создано 60 новых вузов, а в первое послевоенное пятилетие в СССР было открыто ещё 112, причём почти половина — на востоке страны. Особое внимание было уделено фронтовикам. Правительство позаботилось о них, установив льготы при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения. В 1947 году седьмую часть студентов составили демобилизованные защитники Отечества.

В особом внимании нуждалась школа. Летом 1943 года Наркомпрос издал приказ о возвращении с фронта учителей. Для подготовки учительских кадров была расширена сеть педагогических вузов. Правительство приняло меры по улучшению материального положения и быта сельских учителей. Одновременно был налажен учёт детей и подростков, оказавшихся из-за войны вне школы, организована учёба работающей молодёжи. В том же 1943 году ЦК ВКП(б) принял Постановление о создании книжного фонда (4 млн книг) для восстановления разорённых библиотек.

Фундамент гигантского послевоенного взлёта страны был заложен в военные годы. 13 ноября 1944 года в беседе с президентом АН СССР В.Л. Комаровым И.В. Сталин поставил задачу наряду с решением проблем оборонного значения всемерно развивать фундаментальную науку. До войны в СССР было четыре республиканских Академии наук. В 1943—1945 годах были учреждены Академии наук Азербайджана, Армении, Казахстана, Узбекистана. К 1951 году уже 12 союзных республик имели свои Академии наук. Возникли филиалы и базы АН в автономных республиках. Крупнейшими центрами науки стали Западно-Сибирский филиал в Новосибирске, Восточно-Сибирский филиал в Иркутске, Дальневосточная база АН СССР.

Даже в самое трудное военное время советское правительство находило деньги для развития науки. В 1945 году ассигнования превзошли довоенный уровень, увеличившись с 2,1 до 2,9 млрд руб. После Победы, в марте 1946 года, правительство приняло постановление о повышении зарплаты деятелям науки и культуры. Для них была создана сеть лечебно-оздоровительных учреждений: больницы, поликлиники, санатории и дома отдыха. При Сталине труд учёных ценился высоко.

В 1945 году Академия наук СССР отметила 220-летие. За героический труд в годы войны многие учёные были удостоены высоких наград. На юбилейных торжествах, в присутствии именитых иностранных гостей, президент АН СССР академик С.И. Вавилов сказал: «Одним из просчётов противника была недооценка советской науки, плановость, коллективизм, высокая мобильность, тесная взаимосвязь с промышленностью, умение быстро решать комплексные проблемы оборонного характера». Несмотря на огромные потери, СССР вышел из войны окрепшим, готовым к новым свершениям. Социализм, плановая экономика позволили не только сохранить, но и приумножить достигнутое ранее.

А с чем мы будем встречать 300-летний юбилей Российской академии наук, если, конечно, она не будет ликвидирована в ближайшее время?

Современное состояние отечественной науки не выдерживает никакого сравнения с советским опытом. Большевики не упразднили Академию наук, хотя далеко не все её члены разделяли их взгляды. Да, часть учёных уехала, но большинство остались. А среди них: физиолог И.П. Павлов, естествоиспытатель-дарвинист К.А. Тимирязев, создатель биогеохимии В.И. Вернадский, геолог А.П. Карпинский, геохимик и минералог А.Е. Ферсман, основоположник космонавтики К.Э. Циолковский, пионер ракетной техники Ф.А. Цандер и многие, многие другие.

Недавно официальные СМИ шумно отметили 100-летие «философского парохода», но при этом упорно не замечают, что начиная с 1990-х годов Россию покинуло столько учёных, что для их транспортировки морским путём понадобилась бы целая флотилия. Необходимые стране специалисты уезжают не обязательно в погоне за длинным рублём. Они просто не имеют возможности заниматься научной работой. Зарплата сотрудника РАН в два, а то и в три раза ниже, чем, например, у московского учителя. С 2013 года прекращено финансирование социальных учреждений РАН: поликлиники, больницы, санатории для учёных и другие «пережитки социализма» остались в прошлом. Но, несмотря на все трудности и проблемы, большинство российских учёных сохраняют верность раз и навсегда избранному пути, понимая, что их труд нужен стране.

В заключение хотелось бы предупредить: к инициативам В. Соловьёва следует отнестись серьёзно. Этот господин, прошедший в своё время обучение в Соединённых Штатах, никакой самодеятельности себе позволить не может и твёрдо следует инструкциям, полученным «сверху». Мы ведь хорошо знакомы с приёмами, давно освоенными представителями власти. Это о «майских указах» 2012 года и обещаниях, данных накануне пенсионной реформы, можно скромно «забыть» — «война всё спишет». А вот когда речь идёт о том, чтобы что-то отнять и поделить между «своими», тут ликвидаторы-оптимизаторы из правительства всегда последовательны и никогда не отступают. Что же касается пламенных речей заказных «патриотов», то не стоит обольщаться. По делам их судите.

Елена КОСТРИКОВА, доктор исторических наук. Сергей КОСТРИКОВ, доктор исторических наук.


Источник: vk.com

Комментарии: