Работа вытеснения: зачем задача устраняется из системы сознания?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В заметке о нейродинамическом поведенческом акте я показал синонимичность психофизиологических и метапсихологических моделей.

Явление вытеснения преимущественно описывается с точки зрения сознания: некоторое представление, которое репрезентирует (представляет) влечение, устраняется из сознания. То есть этот психический процесс подвергается подавлению. И здесь важно обратить внимание, что вытесненное не только устраняется из сознания, но также подвергается блокировке на уровне действия.

Вытеснение часто объясняется конфликтом (и это так), но не всегда возникает понимание того, чем этот конфликт является. К примеру, почему желание «убить мать» вытесняется, а трудность в принятии решения – нет. Например, в моем сознании может быть конфликт между решением «А» и решением «Б»: оба настолько равноценны, что я уже начинают грызть ногти от невозможности направить вектор действия в одну из сторон.

Кто серьезно занимался изучением психоаналитических моделей, тот, вероятно, помнит классическую метафору, которая описывает работу вытеснения:

«Предположим, что здесь, в этом зале и в этой аудитории <…>, находится все же индивид, который ведет себя шумно и невоспитанно и своим смехом, болтовней, топотом ног отвлекает мое внимание от моей задачи. Я заявляю, что терпеть этого больше не могу, после чего встают с мест несколько дюжих мужчин и после непродолжительной борьбы выставляют нарушителя спокойствия за дверь. Итак, он теперь «вытеснен», и я могу продолжить свою лекцию. Но чтобы беспорядок не повторился, если выдворенный нарушитель вдруг попытается снова проникнуть в зал, мужчины, исполнившие мое желание, пододвинули свои стулья к двери и таким образом обосновались в качестве «сопротивления» после совершенного вытеснения» [Фрейд, З. Собрание сочинений в 26 томах. Т.22. Очерк психоанализа. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2021. – с.123].

Ключевым в этой метафоре является не сам факт «вытеснения» баламута за дверь. Смысл в том, что баламут мешает доминирующей задаче, которая осуществляется в зале. То есть он своими действиями не позволяет лектору читать свою лекцию, вступая в конфликт с интересами как самого лектора, так и слушающей его аудитории.

Вернемся к этому процессу на уровне психического аппарата. В системе «Оно» возникает возбуждение, связанное с определенной потребностью. Исполнительная система «Я» принимает это возбуждение, согласует его с имеющимися следами памяти (опыт) и данными из системы восприятия, и затем образует целостное влечение.

Система сознания в метапсихологии довольно тождественна тому, что когнитивных нейронауках и неропсихологии называют рабочей памятью (в физиологии высшей нервной деятельности это краткосрочная память). То есть, когда задача не может быть решена полностью на автоматизме (по принципу рефлекторной дуги), то автоматизированное действие тормозится, и возбуждение идет дальше – в рабочую память (сознание). И уже в сознании задача обрабатывается на более высоких уровнях абстракции, чтобы уточнить действие и прогноз.

Чтобы включить свет в ванной – не нужна рабочая память (сознание). Вы сделаете это рефлекторно. Чтобы настроить фотокамеру под актуальное освещение – нужна рабочая память (сознание). Вы не сделаете это рефлекторно: слишком большое количество данные, требующих анализа и на основе этого анализа требующих вывода.

Теперь представьте, что актуальное влечение «загружается» в сознание с целью получить переработку и уточнение. Но решение в сознательной системе обработки не отыскивается. При этом влечение настолько интенсивное (сильное возбуждение), что требует решения здесь и сейчас: некогда думать, некогда анализировать, нужно срочно что-то решать!

Что делать в таком случае? Вытеснять. Но зачем вытеснять задачу, которая требует решения и не получает его? Вспомним тут принцип доминанты из теории Ухтомского. Когда возникает очаговое интенсивное возбуждение в нервной системе, оно начинает стягивать на себя соседние нагрузки. То есть оно в некотором смысле начинает поглощать активность нервной системы и подчинять его себе.

То есть влечение (как возбуждение) оказывается в сознании (рабочей памяти) и мало того что там удерживается и не решается (нейроны не избавляются от энергии), так и еще не позволяет другим задача получать решение. Проще говоря, всё внимание приковывается к задаче без решения. И поскольку эта задача удерживается в сознании (рабочей памяти), то она подвергается суммации: ее интенсивность растет.

В таком случае психический аппарат попросту вынужден начать экстренное торможение нерешенной задачи с высокой степенью возбуждения и отводить ее энергию от сознания (рабочей памяти) и предсознания (декларативной памяти). Оставшееся возбуждение психический аппарат подвергает защите, то есть отводит энергию через компромиссные образования. На пальцах: вместо целей нерешенного влечения «А» психический аппарат реализует целили защиты «Б».

Для психики наличие мощной доминанты с невозможностью ее отвести – это плохая ситуация. Доминанта имеет особенность: она стремится на вершину горы. То есть она становится единственно важным приоритетом. Причем приоритетом, который банально не имеет решения. То есть данное влечение будет заполнять всю рабочую память и оттуда не убираться. К чему это приведет? А это приведет к тому, что другие задачи, которые стоят в очереди на решение, будут простаивать. А что значит, что задача простаивает? Вспомните чувство голода или чувство сна. Чем дольше вы не утоляете голод, тем он сильнее и тем более приоритетной задачей он становится. И вот представьте: задача, которая не дает решиться другим задачам, создает такую пробку, что очаговые возбуждения начинают формироваться уже в очередях. Катастрофа для нервной системы.

И вот к вопросу: а почему всё из детства-то? Дело в том, что у ребенка система Я, отвечающая за принятие решений, опыт и научение, еще крайне незрелая: ей не хватает знаний, памяти, опыта, способностей и силы, чтобы решать встающие перед ней задачи. Если ребенок находится в надежных руках, что вызовы внешней среды успешно устраняют родители, на примере которых он постепенно научается самостоятельно устранять внешние раздражители. Однако у ребенка, помимо внешней среды и ее энергий (во всех формах), есть еще и внутренняя среда – источник эндогенных возбуждений (система Оно). Маленькое Я ребенка сталкивается с крайне интенсивным опытом внешних и внутренних возбуждений, которые оно (Я) должно устранять. Но если задача крайне интенсивная и нерешаемая вот прям сейчас, то единственным способом, которым можно минимизировать внутреннее возбуждение, будет вытеснение и последующая за ним защита. И вот мы уже видим, что у ребенка появляется всякое, что условно как бы выходит за рамки общего ожидания. То есть детский период – это период крайне интенсивного опыта с большим количеством вытеснений. И теперь самое важное: вытесненная задача (влечение) – это нерешенная задача. Она устраняется от системы сознания, где как раз и может получить переработку. Но поскольку в момент возникновения у сознания не было для этого ресурса, она отводится в бессознательное и «стравливается» через «аварийный клапан».

P.S. Кстати, Марк Солмс считает, что вытесненное никогда не возвращается и не стремится проникнуть в сознание. Вот тут, конечно, мы можем долго спекулировать, потому что (скажем честно) вытеснение – это умозрительная модель, которая построена на логике неврологии и наблюдении за людьми. То есть не стоит считать, что вытеснение всего лишь фантазия. Нет. Но!

Суть в том, что вытеснению подвергается нерешаемая задача влечения. А всякая нерешенная задача автоматически загружается в сознание. Не имеет значения, по какой причине задача не решается: как только что-то не получилось или мы допустили ошибку, то это привлекает наше сознание. Вытесненное неизбежно рвется в сознание, чтобы получить решение, поскольку иного способа у вытесненной задачи попросту нет. Тот, что при этом от данного влечения отводится возбуждения путем трансформации оного в защиту, не решает задачу, а лишь снижает ее давление.


Источник: vk.com

Комментарии: