О тревоге и технике работы с тревогой

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Принято считать, что тревога – это некоторое переживание, опасение за неопределённость собственных жизненных перспектив. В отличие от страха, тревога не всегда имеет под собой конкретный источник. При страхе мы видим опасность и реагируем на неё, чтобы сохранить свою жизнь. Тревога же появляется, когда реальной опасности ещё нет.

Тревога может быть ситуативной, например, когда мы идём на собеседование. Вы спросите, а разве это не стресс? Стресс – это реакция организма на опасность, а тревога – реакция организма на стресс. И это очень важный нюанс, который говорит нам, что страх и стресс – зачастую совершенно нормальные реакции организма в некоторых ситуациях. А что тогда с тревогой? А вот когда появляется тревога, то надо разобраться в её причинах. Почему мы так остро реагируем на некоторые ситуации. Многие люди переживают тревогу постоянно. Им кажется, что они просто тревожные люди, ну, вот такими родились. Но у всего есть обоснования, и чаще всего они всё-таки социокультурные (не беря во внимание, что уровень стрессоустойчивости, а соответственно и тревоги, так же имеет в том числе биологические основания), в отличие от страха, основа которого – биологические инстинкты.  

Держа в уме то, что тревога – продукт социокультурный, мы обратимся к мнению Кэррола Изарда о тревоге. Тревога, по его мнению, это сочетание сразу нескольких эмоций: страха, печали, вины и стыда. Данная позиция более конкретна, и даёт нам уже некоторое представление о том, в какую сторону идти при работе с тревогой, что естественно помогает сократить время на опрос и составить правильные вопросы, но об этом потом.

Взяв на себя смелость, постараюсь проанализировать, по какой же причине человек вместо каких-то определенных эмоций испытывает тревогу. Ведь всё же испытывать даже небольшой страх лучше, чем испытывать личностную тревогу. Испытывать грусть или разочарование намного честнее и продуктивнее даже для самого человека, чем тревогу. Тревога не даёт ничего, а разочарование, к примеру, дало бы направление для изменения собственных взглядов или изменения позиции по какому-то важному вопросу. Но вместо этого появляется тревога, которая чаще всего просто стопорит. Стоит признать, иногда тревога действительно говорит нам об опасности, но никогда сама по себе не указывает на причину. Тревожной начинается казаться вся жизнь, а не отдельная ситуация. А иногда тревога мешает реализовать то, что действительно хочется. И опять-таки, мы не понимаем в чём проблема. Что мешает нам чувствовать то, что мы должны чувствовать и что вообще должны? В обоих ситуациях, и когда реальность опасна и когда тревога иррациональна – хотелось бы понимать глубинные причины данного состояние. Именно понимание состояния позволит всё-таки решить стоит ли преодолевать тревогу или стоит отступить. И только понимание состояния в целом позволит избавиться от него при преодолении сложной ситуации, иначе это превратится в постоянное преодоление или излишнее смирение, ну и естественно в представление о том, что данная «тревожная особенность» действительно черта нашего характера, а не нечто инородное. И на этом я вынужден настоять. Да, стрессоустойчивость может быть практически нулевая, да, отсюда и личностная тревога как результат реакции на стресс. Но что же это? Приговор, данный биологией? Нет, тревога – это такой тычок природы, который просто насильно заставляет нас стать сознательнее, хотим мы этого или нет. А сознательное понимание причин своего стресса в итоге избавляет нас от самого стресса. Даже имея низкую стрессоустойчивость можно не просто избегать стрессовых ситуаций, а сделать так, чтобы они не были стрессовыми в целом. Тогда не нужна и тревога.

Ещё раз взяв на себя смелость, всё-таки перейду к некоторым возможным причинам тревоги именно с той позиции, что тревога замещает реальные чувства. Так почему же эти чувства и эмоции не проявляются, а замещаются тревогой?

Причин может быть множество. Разберём их достаточно упрощённо, хотя каждая из них может быть описана очень подробно.

Неумение чувствовать некоторый вид эмоций. Да, бывает так, что человек просто не умеет чувствовать некоторые эмоции. Хотя, честно говоря, будучи сторонником гуманистической психологии, я бы сказал, что человек забыл, как их чувствовать или бессознательно задавил (чаще всего под влиянием другого значимого человека или собственных иррациональных убеждений). Естественно, в расчёт мы не берём такие состояния, как алекситимия, деперсонализация или расстройства аутистического спектра (хотя тут вообще спорно, что касается эмоций). Легче всего данный пример разобрать на основе гнева. Гнев – нормальная реакция на некоторые ситуации. Но зачастую детям не разрешают гневаться. Данный гнев переходит в обиду. Но детям говорят, что обижаться это плохо. В тоге эмоции гнева, не всегда, но могут заблокироваться. Естественно, в тех ситуациях, когда человек может испытать гнев, а он подсознательно знает это, он испытывает тревогу. Потому что невозможность защитить себя – это тревожная ситуация. А гнев, и я имею ввиду не физическую агрессию, это защита. Бывает и сознательный уход от агрессии. Например, различные иррациональные убеждения, что гневаться – это плохо и вообще зло. Гнев – не зло. Зло — это украсть кошелёк. Причём совершенно без агрессии. Ну, можно и дать кому-то в бубен с агрессией – это тоже чаще всего зло, да и то не всегда, будем откровенными. И вот эти убеждения заставляют человека забыть о таком чувстве, как агрессия. В следствие чего он становится неуверенным, считает себя слабым или не заслуживающим позиции сверху (хотя чаще всего такие люди и не хотят быть агрессивно выше, это скорее нераскрыто лидерство причём дипломатического характера, но они бояться, что станут злыми). Иногда процесс бывает и обратным, взявшаяся откуда-то неуверенность заставляет человека бояться собственной агрессии по тем же причинам. Этот запутанный клубок в целом не столь важен в теории, в практике его легко будет увидеть, работая параллельно и с тем, и с этим.

Слишком сильные отрицательные эмоции, в следствие чего организм запускает реакцию стресса, а в дальнейшем тревоги.

Здесь мы как раз-таки можем вспомнить позицию Кэррола Изарда, о которой писали выше. Тревога – это сразу перечень различных эмоций, которые человек просто не может выдержать естественным способом. На мой взгляд именно эта тревога наиболее сложно преодолимая и сковывающая, потому что имеет под собой целую цепочку событий из прошлого, которые изменили наше понимание реальности, привнесли страх, разочарование и боль, которые мы до конца на самом деле не пережили, а нашли для себя такой путь, чтобы избегать подобных ситуаций или минимизировать, но что самое интересное, мы подсознательно желаем их или даже мечтаем о них. И данный симптом очень похож на посттравматический синдром. Подсознательное желание вернуться в стрессовую ситуацию, надеясь на то, что получится сделать по-другому. Обычно, говоря про кризисную ситуацию, мы чаще всего имеем ввиду утрату или физическое насилие / чрезвычайную ситуацию. Но иногда вполне обычные для многих ситуации приносят нам такую душевную боль, что мы просто не в состояние преодолеть её стандартными способами, и это переходит во что-то подобное посттравматическому синдрому. Именно эта тревога полностью выключает нас из целого «раздела» жизни. Путь то будет работа, самореализация, любовные отношения, различного рода стремления или что угодно вообще. И именно страх является здесь самой сильной помехой. Страх, что это снова повторится и снова будет не так, как надо. Но под этим страхом лежит вереница эмоций, которая следует из прошлого. Возьмём лёгкий пример – любовные отношения. Молодой человек, достаточно мягкого и наивного характера, в любовных отношениях претерпевают сильную неудачу. Сойдясь с человеком, он в силу своего характера уделяет ему огромное внимание. В основе этого отношения лежат его личные мировоззренческие качества: доброта к миру, к людям, желание помогать, искренность и прочее. И в любовных отношениях попадается человек, который в силу уже своего характера, не будем расписывать, совершенно естественно для себя начинает этого человека использовать. Как говорится, нашла коса на камень. Всё бывает, и обычно люди расходятся. Но молодой человек имеет настолько твёрдые убеждения и долженствование этим идеям, что доводит себя до полного эмоционального истощения, следствием чего становятся депрессия и прочие состояния. Отношения рушатся, а молодой человек пытается сделать выводы из этой ситуации, и приходит к неоднозначным выводам: он вдруг понимает, что не все люди такие искренние как он, что мир в целом беспощаден, а в любви недостаточно любить, это намного более сложная система, где тебе могут сделать больно. И всё бы хорошо, выводы сделаны, но развивается комплекс вины, где молодому человеку кажется, что он не справился и виноват. Развивается комплекс неуверенности, что он не сможет с этим справиться дальше. Развивается разочарование в мире, в жизни и в любви, что не все мыслят так же альтруистически как он. Развивается страх перед людьми. Ну и так далее. Через некоторое количество лет, когда ситуация кажется пережитой, человек вдруг находит ля себя объект любви. И здесь просыпаются все чувства: страх, вина, разочарование, неуверенность. Этот букет не даёт молодому человеку в полной мере чувствовать любовь, он чувствует тревогу и не очень понимает почему, но даже сквозь это чувствует, что что-то не так. Именно это скрытое чувство подсказывает ему, что его тревога – не повод убегать, а повод разобраться, потому что он хочет любить. И работа проводится именно над всеми этими вещами, в том числе с применением техник кризисной терапии. Важно достать первоисточники этих чувств.

Сознательная блокировка как отрицательных, так и положительных эмоций из-за ошибочного восприятия их, как нечто нежелательного.

В целом про сознательную блокировку эмоций мы немного затронули в первом пункте, когда говорили про гнев. Но стоит выделить этот пункт отдельно. Иррациональные убеждения о вредности многих эмоций очень популярны. Вредными кажутся такие эмоции, как обида. Обида – естественное чувство, если, конечно, не превращается в черту характера – обидчивость. Блокируется агрессия по причине того, что это зло. Блокируются сексуальные желания и чувства, связанные с ними, в силу убеждения, что секс – это грязно, где на другой стороне медали – достаточно высокое либидо и его непринятие. Блокируются в том числе положительные эмоции и чувства – такие как, назовём обобщенно, сострадание, потому что кажется, что в случае сострадания будут нарушены личные границы, чем могут воспользоваться и навредить. Блокируется даже любовь, как нечто травмоопасное и непродуктивное. Причин этому множество, но чаще всего те же травматические ситуации из прошлого.

Подсознательная блокировка положительных эмоций в следствие внутренних убеждений, что они «не заслуженны» (комплекс вины, самокритики, аутоагрессии и т.д.)

Это мы в целом тоже затронули в предыдущих пунктах, но необходимо выделить это, так как это часто проявляющийся момент. Здесь, кстати говоря, это очень похоже на то, что обычно исправляют в КПТ, благодаря протоколу СМЭР и «отлову» автоматических мыслей и далее – глубинных убеждений.

Во время проявления тревоги наша психика не способна найти рациональное зерно в ситуации. Тревога полностью покрывает наше сознание, делая бездеятельным к важным моментам нашей жизнедеятельности. Вместо этого тревога предлагает нам различные зацикленные проявления вроде навязчивых мыслей или действий. Она лишает нас способности заниматься бытовыми вещами, лишает возможности радоваться каким-то аспектам нашей жизнедеятельности. Наши защитные механизмы психики пытаются преодолеть эту ситуация. Кто-то пытается вытеснить ситуацию из сознания и избегать её; кто-то компенсирует другими действиями, например, тревогу в самореализации переносит на любовные отношения, уделяя им слишком много внимания, или наоборот; кто-то рационализирует существующий порядок вещей, пытаясь доказать себе, что всё нормально. Но правда всегда находится внутри нас, и мы боимся посмотреть ей в глаза, потому что она слишком страшная, слишком опасная. Но всё, что она хочет – это не навредить нам, а спасти нас, будучи услышанной. Иного пути нет.

«Если пристально и безбоязненно посмотреть своему состоянию в лицо, оно, по большей части, не выдерживает этого взгляда». – Владимир Леви.

 

Обобщая всё вышесказанное, мы приходим к выводу, что как ни крути колесо Сансары, а в тревогу надо погрузиться. Это страшно, но не смертельно. Это нужно, потому что иначе мы лишаем себя всего того, что могли бы чувствовать в этой жизни. И это слишком печально, чтобы с этим смириться. Я бы мог сказать, что тревогу можно перебороть просто перешагнув. Раз за разом, думая не о том, как ты «выглядишь» в этой тревоге, а что ты можешь дать миру, и чего ты хочешь делать, тогда эта чрезмерная рефлексия, зацикленность на себе со временем спадает. Можно использовать различные приёмы, такие как парадоксальная интенция, к примеру. Но всё это работает для небольших ситуаций, когда мы чётко уверены, что это правильно. Но тревога не говорит ни о том, ни о другом. Иногда, перешагивая тревогу, мы понимаем, что действительно не надо было «этого» делать или время для «этого» ещё не пришло или «это» в принципе лишнее, а можно делать «что-то» другое в рамках этой же ситуации. И это тоже прекрасно, ведь пришло понимание, пусть даже при ошибке. Но иногда выбор слишком много решает, особенно, когда касается других людей. И здесь нельзя просто перешагнуть, даже если бы хотелось, потому что без осознания реальных причин этой тревоги – она просто может не уйти. И мы будем думать, что ошиблись, раз она не ушла, но окажется, что, к примеру, те же вина, стыд, неуверенность или боль продолжают влиять на нас в виде тревоги. Поэтому избавиться от тревоги хотя бы в какой-то степени лучше заранее, чтобы увидеть картину по-другому.

Изначально эта небольшая техника была разработана в рамках саморефлексии, где человек может разобраться в своей тревоге.  Но, естественно, может быть использовать в рамках терапии, как помощь человеку двигаться в нужном направление, и, естественно, поддержки в трудной ситуации.

Техника саморефлексии «Разбор тревоги»

  • Для начала вспомните ситуацию, когда вы почувствовали тревогу. Если тревога есть постоянно, вспомните небольшой скачок ощущения, когда ваше сознание на мгновение как будто изменило направление внутрь себя. Естественно для начала надо определить ситуацию, когда тревога проявляется больше всего. Даже в постоянной тревожности бывают некоторые скачки ощущений, когда мы можем уловить чуть больше, и даже некоторый образ «тревоги» может проявиться в голове. Иногда этот образ может появиться в неспокойном сне, особенно перед самым пробуждением.
  • Подумайте, какую эмоцию вы могли бы испытать, если бы не тревога. Какая эмоция в вашей ситуации была бы актуальной. Да, с одной стороны, мы всегда должны поддержать человека и нормализовать. То есть сказать ему, что его состояние вполне естественно и многие испытывают так же. И это правда. Если у тревоги есть причины – значит она действительно естественно, но всё же нежелательна. И к этому в итоге надо подойти. Попытка размышления над этим вопросом – это способ показать человеку, что те ситуации, в которых он чувствует тревогу вполне нормальные и решаемы. И что можно сделать так, чтобы эти ситуации тоже нормализовать. Мы можем показать человеку, что в его ситуации есть другие реакции. Тревога на работе? Можно чувствовать отвращение и безысходность, потому что это нелюбимая работа. Но тревога не даёт осознать в полной мере, заглушает истинные мысли из-за какого-то страха. А можно чувствовать радость и интерес, но излишняя ответственность будет мешать. Поэтому, чтобы убрать тревогу, надо определиться хотя бы к чему мы можем прийти. Ведь делая поспешные решения о смене работе, даже если решение верное, кто сказал, что там не будет тревоги? Вероятно, под этим что-то есть.
  • Что мешает этой эмоции появиться? Здесь может начаться поток различных мыслей. Если дело в работе или самореализации, то страх перемен, страх не справиться, страх не успеть и так далее. Но этого ещё мало, потому что под этим всегда что-то есть.
  • Какие эмоции в совокупности составляют тревогу? И вот здесь мы уже можем обратиться к чувствам, которые лежат за этими различными страхами. Очень часто, когда тревога спадает, появляется «послевкусие», это такие чувства или мысли, которые чуть уменьшились и проявились вместо тревоги. Человек может винить себя, может почувствовать отвращение, может почувствовать себя слабым, может почувствовать себя злым. И это именно то, что было и при тревоге, просто в очень сильной форме. Очень часто эти эмоции уже когда-то были в прошлой травматической ситуации. И очень важным становится фиксация «флешбэков», которые приходят клиенту. Краткие воспоминания, которые он отвергает. Но иногда начинает и об этом говорить.
  • Что находится за этим? И вот за этими воспоминания и флешбэками зачастую и находятся реальные травматические ситуации из прошлого. Хуже, когда они слишком вытеснены, но по-настоящему – ничего нельзя вытеснить навсегда, можно лишь очень умело скрывать от самого себя. Это помогает, да, но чего мы лишаемся этой ценой? Цена слишком высока, и осознание этого причиняет нам боль и помимо тревоги. Более того, это влияет и на другие аспекты жизни. Как говорил Фрейд:
    «К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека».
    И это вопрос компромисса и желания.

Разберём примеры:

  • У одной женщины дети опаздывали из школы. Посмотрев на часы, она почувствовало тревогу. Какая эмоция может быть в этой ситуации? Беспокойство, может быть взволнованность, а может быть и спокойствие, ведь мало ли где они задержались с друзьями. Всё эти эмоции вполне нормальны, но тревога перекрывает их. Что мешает появиться этим эмоциям? Сильный страх за детей. Но мы все желаем детям здоровья и счастья, разве обязательно для этого испытывать постоянную тревогу? Однозначно нет, а, значит, за этим что-то находится. И вот здесь уже начинается настоящая работа. В первых трёх пунктах мы пришли к осознанию, что наша реакция в виде тревоги не очень-то и нужна. Но пока непонятно с чем работать. Давайте определимся, а что мы чувствуем на самом деле? Это может быть беспомощность в данной ситуации, невозможность проконтролировать ситуацию, вина, за то, что вам кажется, что воспитание детей идёт не по плану, раз ситуация тоже идёт не по плану, или сомнение, что вы в целом справляетесь с этим. После ситуации человек испытает либо облегчение, переходящее в грусть или сильное запоздалое волнение, либо в гнев и возмущение, в котором дети в любом случае не виноваты. Но что лежит за всем этим? А вот здесь уже вопрос конкретики каждого отдельного человека. За сомнением и виной могут лежать травмы из прошлого, где было навязано чувство вины. За ощущением беспомощности может находиться ситуация из прошлого, в которой вы сами были беспомощны и до сих пор до конца не пережили этот страх. И это то, с чем надо работать, то, что надо пережить.
  • Молодой человек влюбился в девушку, но при встрече с ней испытывает тревогу. Он не понимает, почему так происходит, но знает, что эта тревожность не то, что должно быть, и не хочет с этим смиряться. Какие эмоции могут быть в этой ситуации? Влюблённость, безопасность, блаженство, но могут быть и небольшое волнение, застенчивость. Что мешает появиться этим эмоциям? Страх быть отвергнутым. Страх, что он не справится с ситуацией. Так какие эмоции на самом деле составляют тревогу молодого человека? Это, конечно, зависит от конкретной ситуации. Эмоции могут быть такими: безнадёжность, потому что он не верит в то, что в него могут влюбиться. Отчуждённость, потому что считает, что он не достоин такого отношения к себе. Подозрительность, потому что несмотря на чувства, он боится, что его хотят использовать. Безысходность, потому что не знает, что ему делать, чтобы соответствовать объекту своей любви. Стыд за своё материальное положение. Что лежит за всем этим? Собственные иррациональные убеждения, неудачные отношения из прошлого, неуверенность в себе в следствие каких-то травматических событий, неадекватно заниженная самооценка, страх ответственности. 

Всё это можно представить в виде таблички. Последняя колонка покажет нам то, над чем стоит поработать.

Ситуация тревоги

Эмоция, которая может быть в этот момент

Что мешает появиться этой эмоции?

Какие эмоции составляют тревогу

Что находится за этим?

Опоздание детей со школы

Волнение, взволнованность

Сильный страх за детей

Беспомощность, вина, сомнение

Неуверенность в себе, кризисная ситуация из прошлого, которая продолжает влиять на вас

Влюблённость в девушку

Влюблённость, безопасность, блаженство, но могут быть и небольшое волнение, застенчивость

Страх не справиться, страх быть отвергнутым

Безнадёжность, отчуждённость, подозрение, безысходность, стыд

Иррациональные убеждения, неудачный опыт отношений, не пережитый кризис, неадекватно заниженная самооценка, страх ответственности

Задача техники при самопомощи сводится к тому, чтобы мы поняли, как наши подсознательные проблемы могут влиять на нашу жизнь, загонять нас в совершенно другие эмоции, показать, чего мы лишаемся из-за страхов, непрожитого горя или иррациональных мыслей. Осознание этих идей не всегда приводят к счастью моментально. Но что лучше, пережить эти эмоции за какой-то период времени или близким человеком или всю жизнь прожить в тревоге, сопротивляясь порывам внутренней энергии, не решившись на этот шаг, лишая себя прекрасных сторон жизни? Как говорится, только идущий осилит дорогу. И вы осилите. 



Источник: www.b17.ru

Комментарии: