Вторая Часть лекции Н.С.Говорова

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


С момента возникновения речи в социальной педагогике произошла первая бифуркация (Расчленение, разветвление единого явления, направления на два явления, направления. Полифуркация - разделение на множество направлений. Понятия из области синергетики), от эмпирической социальной педагогики ответвилась практическая социальная педагогика.

То есть с момента появления речи закладываются основы практической социальной педагогики, на базе которой формируется трудовое обучение. То есть, сохраняются все формы имитации, подражания и так далее, но выделяется практическая социальная педагогика, как определенная самостоятельная область. Хотя трудового обучения еще не существует, но втягивание детей в процессы трудовой деятельности сопровождается определенным научением этим процессам.

У животных научение идет на бессознательном уровне, имеет чисто инстинктивный характер. Инстинктивное поведение связано со структурой самого органа. Животное научение формируется в процессе эволюции. Конечно, его можно относить к предсоциальной педагогике, то есть из инстинктивного поведения возникает осмысленное, сознательное.

У высших обезьян тоже самое, но у обезьян появляются зачатки речи, но зачатки, а не речь. А инстинктивное опирается на чисто физические и химические закономерности формирования самой структуры органа. Цыпленок вылупился из яйца, и уже начинает клевать. Клюет он не потому, что хочет есть и ищет, это – инстинктивное поведение, связанное с функцией самого органа, формирующееся в генетической программе.

Вообще в области биологии очень распространен идеализм. Все передачи о животных (например, «Диалоги о животных») – сплошной идеализм. Для чего у данного вида существует данный орган? – Чушь сплошная! Ни для чего! Он сформировался. И.П. Павлов бы такого современного ученого, который говорит, «для чего? для чего?», выгнал бы. Академик П.В. Симонов, заведующий Института физиологии высшей нервной деятельности Академии наук – глубочайший идеалист: для чего сформировалась данная мозговая функция?

Я вынужден в исходной лекции обращать внимание на те познавательные заблуждения, которые сохраняются в нашей науке.

С момента перехода от дикости к варварству происходит вторичная бифуркация, связанная с зарождением и развитием сознания.

Появляется театральная социальная педагогика. Связана с возникновением анимизма, представлением о духах, попытками осмысления сновидений, тени. Тень для первобытного человека была загадка, это – дух; смотрит он в воду, видит свое отражение, это его дух. То есть вся вселенная наполнилась духами. Одухотворение всего сущего приобрело театральную форму. И не только появление шаманства – самой ранней формы магии, это уже сложнейшее театральное действо, которое включает в себя взаимодействие шамана с духами, тех, на которых направлено камлание, со своими духами, с реальными участниками и зрителями. Представьте себе шаманское камлание, на которое собиралось не только все племя, но и соседние племена. Это были спектакли.

Следующая бифуркация – возникает образовательная социальная педагогика. Образовательная социальная педагогика становится ведущей в системе социальной педагогики, ведущей школой жизни, но не охватывающей всей социальной педагогики. С момента появления образования ведутся различные поиски по связи его с другими направлениями, в том числе с театральными.

У нас в России определенный вклад по связи театральной социальной педагогики с образованием внесла Екатерина II. Екатерина II сама контролировала, что для образования брать в качестве спектаклей, которые носили образовательный характер. Можно приводить много подобных примеров из истории образования.

И фактически единой социальной педагогики до сих пор не существует.

Интегральная социальная педагогика ставит задачу создать единую социальную педагогику, но она охватывает собой не только образование, как самое развернутое, но последнее образование в социальной педагогике. Она охватывает собой всю социальную практику всего развития общества.

Разрабатываемая нами интегральная социальная педагогика включает три основных раздела.

Школа жизни общества – филогенетическая социальная педагогика.

Школа жизни общества опирается в первую очередь на науку. В этом разделе настоящий этап развития науки находится в переходном, переломном периоде, что было открыто академиком Б.М. Кедровым еще в 80-е годы.

Логика развития науки следующая. Наука возникла в философии, как целостная картина мира. Но философия обрела плюралистический характер своего развития. Хотя первобытная философия возникала как школа жизни. Всякий философ пропагандировал свои философские идеи перед обществом. И первобытные академии – это философ живет вместе со своими учениками, излагает свои взгляды, и идут диалоги, споры по поводу тех философских идей, которые излагает данный философ. Но они вступают в противоречие, и если мы посмотрим, то Сократ ничего сам не оставил, его идеи излагали его ученики. Из них ведущим является Платон, все платоновские диалоги, это диалоги с Сократом. Ученик Платона – Аристотель… То есть, Платон выступает против Сократа во многих случаях, Аристотель выступает против Платона, то есть формируются новые и новые философские взгляды, философские концепции, и они, безусловно, плюралистичны.

Поэтому возникновение религии, обретшей монистический характер, превратило средневековье в самую социально-педагогическую эпоху, что отмечается некоторыми историками. Да, средневековье подчинено монизму религии – единобожию и единой религиозной концепции. В этом она выдержала соревнование с философией.

Но исторически именно философия зародила основы науки и в науке выделяется три основных метанаучных («через-научных») школы: это математика, логика и диалектика. Именно развитие математики, логики, диалектики, исчисления в XVI веке зародило конкретные научные дисциплины. Но с момента прямого уже развития науки оно пошло в функциональном направлении. То есть изучение не всей действительности, а отдельных ее направлений: каждая наука изучает свое собственное направление.

Вот этот функциональный период развития науки продлился до XIX века.

И в XIX веке начинаются первые идеи преодоления этой функциональной разобщенности наук. Возникает идея единой науки. В частности, предвидение этой науки излагается К. Марксом в его предисловии к «Святому семейству». Но не им одним. Почти одновременно с К. Марксом (но не в полном объеме единой науки) к единой науке приходит К.Д. Ушинский, утверждая, что воспитание человека во всех отношениях в первую очередь требует изучение его во всех отношениях. Закладывая основы педагогической антропологии, его первая капитальная работа в этом направлении «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» получила очень широкое признание, развитие не только в системе образования, но в целом в русском направлении социальной педагогики. Эта идея привела известного молодого еще социолога П.А. Сорокина в 1915 году к идее создания новой социальной педагогики, основанной на изучении человека во всех отношениях, в первую очередь, социологического, психологического и психиатрического, включая концепции В.М. Бехтерева, И.П. Павлова и других.

К этой идее интегрального подхода к изучению человека пришел В.М. Бехтерев совместно со своим молодым аспирантом Б.Г. Ананьевым.

К сожалению, В.М. Бехтерев в силу своей неосторожности оказался убитым. Дело в том, что он умер не своей смертью, он был отравлен. После съезда физиологов он был приглашен к Сталину для диагностики его состояния и задержался на банкет. Когда он пришел на банкет, его спросили: «Почему вы задержались?», он ответил, что был у сухорукого психопата и потому задержался, не назвав, конечно, Сталина. После этого был отравлен, помещен в больницу. К нему никого из его лечащих врачей не допускали. Организм его был очень крепкий, он вышел из этого состояния, но тогда был вторично отравлен и скончался. То есть его неосторожность была замечена и привела к трагическому концу.

Б.Г. Ананьев сразу после смерти В.М. Бехтерева, будучи еще молодым аспирантом, продолжает излагать эту концепцию единой науки, правда, в основном, связанную с изучением человека, психологией. И претерпевает огромные трудности на протяжении всей своей жизни.

Я помню, когда он выступал на юбилее, посвященном В.М. Бехтереву, он в своем докладе обратил внимание, что пора интегрировать все, что разработано В.М. Бехтеревым, И.П. Павловым, и другими. Потому что, скажем, павловский условный рефлекс у В.М. Бехтерева – сочетательный рефлекс, но это не одно и то же, а разный подход к одному и тому же функциональному явлению, и поэтому объединить условный и сочетательный рефлекс – это расширить нашу научную картину мира. После этого Б.Г. Ананьеву пришлось выдержать новый этап трудностей.

Из всех психологов Б.Г. Ананьев, к счастью, проявил большую дипломатичность и сумел вынести тот период, когда психология, с моей точки зрения, под влиянием третьей мировой психологической войны у нас находилась в состоянии, близком к полному запрету после так называемой «Павловской сессии», которая, увы, проходила под руководством одного из самых недостойных учеников И.П. Павлова – академика К.М. Быкова. И использование Павловской установки в начале развития физиологии высшей нервной деятельности было соответствующим образом преобразовано, и психология, чуть было, не была запрещена.

Дело в том, что И.П. Павлов, когда приступил к изучению физиологии высшей нервной деятельности, поставил перед своими сотрудниками и учениками следующую задачу: «Представим, что никакой психологии не существует. Мы приступаем к экспериментальному изучению психики, и поэтому будем руководствоваться тем, что нам даст эксперимент. Потому что если мы будем исходить из психологических концепций, то наш эксперимент будет работать на ту или иную концепцию и наши эксперименты потеряют свою научную достоверность».

Вот это утверждение И.П. Павлова, в котором И.П. Павлов ни в коей мере не выступал против психологии, наоборот, он тщательнейшим образом исследовал всю психологию и ссылался на многие психологические исследования. Академиком же К.М. Быковым было принято, что психология это вообще не наука, что физиология высшей нервной деятельности – вот это наука, изучающая психику. И в той полемической борьбе, которая развернулась в этот период, концепции К.М. Быкова оказались принятыми на Павловской сессии.

Б.Г. Ананьев выступил с тем, что он не выступает против И.П. Павлова, что И.П. Павлов внес огромный научный вклад, и со стороны ряда психологов Б.Г. Ананьев был в какой-то мере скомпрометирован, но благодаря тому, что Б.Г. Ананьев не отвергал павловское учение, он сохранил психологию.

Были запрещены Л.С. Выготский (в библиотеках потом нельзя было получить работы Л.С. Выготского) и многие другие выдающиеся психологи. То же самое происходило и в физиологии высшей нервной деятельности. Против концепции К.М. Быкова выступили многие физиологи. Например, Л.А. Орбели. Он утверждал, что связь с психологией физиологии чрезвычайно важна, но был в какой-то мере, на каком-то периоде отодвинут.

Итак, первый раздел интегральной социальной педагогики – школа жизни общества. Она включает в себя два момента: это интеграция всей науки и эдукология. Эдукология – формирующаяся новая интегральная дисциплина, посвященная проблемам образования. Разрыв науки, то есть тот функциональный разрыв в науке в области педагогики связан с различными направлениями. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского так и не сформировалась, хотя он выдвинул эту концепцию. На реализацию и продолжение этой идеи К.Д. Ушинского начал свою разработку Б.Г. Ананьев «Человек как предмет познания». На работу над этой монографией у него ушло семь лет.

Семь лет я подробно наблюдал за работой над этой монографией, потому что Б.Г. Ананьев являлся тем ученым, который, приступая к конкретному исследованию, начинал по этой проблеме курс лекций. И вот все семь лет, которые он излагал этот курс,– «Человек как предмет познания», только это была общая психология,– я подробнейшим образом прослушал. Я единственный из учеников Б.Г. Ананьева, получивший разрешение посещать все его лекции, все доклады на ученом совете и другие. Я пришел к нему не студентом, не аспирантом, а главным режиссером экспериментального театра проблемной комиссии «И.П. Павлов и советский театр» Центрального совета общества физиологов Академии наук СССР. То есть к нему пришел физиолог, который уже, опираясь на его теорию чувственного познания, разработал методику тренинга, давшего соответствующий результат.

Он потребовал от меня, чтобы я ему предоставил свою работу. Рассмотрев ее, он разрешил мне стать его учеником, и я до его смерти непрерывно пользовался этим правом.

И вот я пронаблюдал создание этой монографии, которую мы сейчас досконально прорабатываем: наш сотрудник Иванов Игорь Сергеевич ведет научно-литературный пересказ этой монографии уже целый год и до завершенности далеко, потому что наш научно-литературный пересказ – это одно из направлений создания интегральной социальной педагогики.


Источник: vk.com

Комментарии: