Все организмы решатели проблем: проблемы рождаются вместе с возникновением жизни

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


"Для чего необходимо осознание, если многие, а то и все психические операции могут производиться эффективно в "абсолютной темноте" бессознательной психической активности? И в чем разница между амебой и Эйнштейном?

Когнитивная психология рассматривает человека, как идеальную познавательную систему. Психика и аппарат сознания эволюционно предназначены для познания. Все психические процессы, начиная с сенсорного уровня и заканчивая мышлением, трактуются как процессы познавательные. Но какую роль играет сознание в познании? В чем связь сознания с бессознательным и что бессознательное делать не умеет?

Все, что мы осознаем, до момента осознания существует в бессознательном качестве и лишь затем, осознается. «Когнитивное бессознательное» можно сравнить с идеальным теоретиком, который выдвигает одновременно множество идей, в том числе и нерелевантных существующей реальности. Сознание же сравнимо с экспериментатором, который проверяет в данный момент времени конкретную гипотезу, получая определенный результат проверки. Осознанное переживание, таким образом, есть результат выбора и проверки на реальности одной из множества бессознательно сгенерированных идей.

К. Поппер рассматривал естественный отбор как следствие процесса проб и ошибок. Так и когнитивное назначение сознания состоит в обнаружении ошибок, которые совершаются отдельным блоком психического аппарата - когнитивным бессознательным. Только осознание ошибки дает возможность ее последующего устранения. Учиться на ошибках можно тогда, когда они осознанны. Специфическая роль осознания заключатся в обеспечении процесса проверок гипотез о внешнем мире, при чем сами гипотезы генерируются бессознательно, на основе прошлого опыта. Благодаря этому, человеческий разум приобретает поразительную гибкость в понимании действительности. И амеба и Эйнштейн совершают ошибки, однако амеба, не имея сознания, не способна осознавать свои ошибки и устранять их, устранение ошибок ведет к устранению амебы - это и есть естественный отбор. Эйнштейн осознает необходимость устранения ошибок, он выдвигает гипотезы и опровергает их. Так, специфическая роль сознания - обнаружение противоречий между картиной мира и реальностью, выявление ошибок, посредством их осознания, благодаря чему появляется возможность их исправления.

Если ожидания относительно реальности полностью соответствуют реальности, то осознание не является необходимым. Привычное перестает осознаваться. Люди, живущие у водопада перестают замечать шум воды. Сознание наиболее чувствительно к тем стимулам, которые не соответствуют априорным ожиданиям. Чем более вероятно подтверждение гипотезы, исходя из прошлого опыта, тем меньше интенсивность осознанных переживаний.

"Эволюция научного знания заключается в построении все лучших и лучших теорий об окружающем мире. Это дарвинистский процесс. Все организмы решатели проблем: проблемы рождаются вместе с возникновением жизни" (К. Поппер)."

(Эволюционная эпистемология и когнитивная психология сознания, А. Ю. Агафонов).


Источник: vk.com

Комментарии: