В ожидании катастрофы, или как ложные предсказания стремятся сбыться

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-05-02 19:24

Работа разума

С точки зрения Гельмгольца, мозг является машиной умозаключений, которые постоянно формулируют предсказания. В сущности, любое актуальное действие человека, будь оно в высшей степени сознательное или автоматизированное и бессознательное, основано на предсказательной модели ожидаемого результата. На этой концепции базируется теория функциональных систем, в которой образующим элементом функциональной системы является будущий результат. Цель тогда считается достигнутой, когда внутренняя модель результата согласуется с результатом, полученном в процессе деятельности.

Выведение умозаключений позволяет получать опыт без взаимодействия с объектами. К примеру, мозг способен сделать вывод о том, что, если засунуть голову в клетку к медведю, можно добиться того, что опыту более некуда будет записываться. Иными словами, нам не обязательно пережить нападение медведя, чтобы знать, что он потенциально опасен.

Образование предсказаний в нервной системе может находиться как на низком уровне первичного процесса, так и на высоком уровне вторичного процесса.

Первичный процесс предполагает свободное распространение энергии в психическом аппарате. Такая энергия, в сущности, ничем не контролируется и стремится к разрядке. Ярким примером работы свободной энергии (первичный процесс) являются сновидения, галлюцинации, навязчивые мысли, а также импульсивные действия, не поддающиеся никакому контролю со стороны субъекта (он делает, но не может остановиться).

Вторичный процесс предполагает связывание свободно распространяющейся энергии в психическом аппарате. Такая энергия, в сущности, уже контролируется, сдерживается от разрядки. Ярким примером работы связанной энергии (вторичный процесс) являются сознательные мыслительные процессы, произвольные движения, отсроченные действия и вдумчивое планирование.

Предсказания образуются и как на уровне первичного процесса, так и на уровне вторичного процесса. В частности, мы можем говорить, что предсказание некоей катастрофы сначала (хронологически) возникает на уровне первичного процесса. Это может быть отражено в сновидении о какой-нибудь буре или в случайно вторгнувшейся в сознание мысли. Однако на уровне вторичного процесса такое предсказание может быть подавлено и отсечено. Почему?

Представьте, что вы свободно набрасываете на бумагу случайно возникающие идеи на тему катастрофы. Полученный результат вы обрабатываете, систематизируете и отсекаете те идеи и мысли, которые оцениваете как маловероятные или вообще невероятные. Вот первичный процесс в плане выдвижения сырых гипотез вообще не критичен. Это особенно хорошо видно в сновидениях: во сне вы воспринимаете надвигающуюся на вас волну реально и пытаетесь убежать. Только проснувшись и доведя воспоминание об этом сновидении до вторичного процесса, вы возвращаете себе критичность: это был всего лишь сон.

Однако исследования необычных состояний в психоаналитической практике (а Фрейд начинал свои исследования со сновидений, истерии и психозов) дали нам интересные наблюдения.

В некоторых вопросах первичный процесс может преобладать над вторичным процессом. Даже при условии сохранения критичности. К примеру, человек, совершенно критичный к происходящему, находится в состоянии ожидания катастрофы. Мысли о том, что случится что-то плохое, кто-то пострадает или пострадает он, весьма плотно загружают рабочую память.

Вот с точки зрения теории функциональных систем, в акцепторе результата (он сличает ожидаемое с получаемым) «сидят» параметры будущего события, которое характеризуется некими глобальными негативными последствиями для субъекта, значимых ему объектов или вообще внешнего мира. Возможно даже, данный человек страдает от кошмарных сновидений, в которых происходит нечто подобное или даже полностью то, что он ожидает. Причем сам человек понимает (критичность), что его предчувствия ни на чем не основаны (на самом деле очень даже на чём-то).

То есть мы имеем дело преимущественно с первичным процессом, сырым предсказанием. С эволюционных позиций здесь можно говорить о работе «протопознания», то есть таких форм «мышления», которые были свойственны нашим эволюционным предкам. Собственно, рудименты этого мышления мы и видим в сновидениях.

А что для субъекта значит тот факт, что его акцептор «ждет» катастрофы во внешнем мире (событие)? Это значит, что «энергетический резервуар» (ид) будет загружать энергию в первичные аффективные системы: это система FEAR в таксономии Панксеппа, или безусловный оборонительный рефлекс с модели Симонова. И вот здесь я напомню: поскольку это первичный процесс, то энергия, протекающая в нем, является свободной, а значит стремится к немедленной разрядке. Иными словами, она должна срочно перейти в работу. Начало этой работы мы уже видим: рабочая память человека загружается мыслями и образами грядущей катастрофы, человек уже переживает некий неопределенный страх (аффект) и явно начинает себя вести не так, как в спокойном состоянии (суетится, потеет, ищет контакта с другими, читает новостные сводки или всячески пытается себя отвлечь).

Проще говоря, вот эта функциональная система требует разрядки в нейронной сети. Поскольку процесс этот первичный, то более высокоразвитые системы (вторичный процесс) не могут подавить ложное предсказание, содержащееся в первичном процессе, как это я описал при обработке данных после «штурма мозгов». То есть высшие отделы мозга (кора) не могут опровергнуть предсказание, сформулированное нижними отделами мозга. И они продолжают загружаться, аккумулируя энергию для работы в момент катастрофического события, которое – внимание! – не происходит. Можно сказать, первичный процесс – он как младенец: ему не понятно «нет», ему не понятно «не могу». Он только хочет и требует. И попробуй ему объясни, что мама устала. Понятие «устала» - это уже уровень вторичного процесса, который у ребенка в виду неразвитости Эго еще отсутствует.

Что в такой ситуации делает психика, которой необходимо избавиться от накопления свободной энергии и перевести ее в работу? И это при условии, что катастрофическое событие, для которого эта энергия была накоплена, не возникает. Отыграть его.

Самая лучшая катастрофа – контролируемая катастрофа. Человек, следуя этому первичному процессу, избавляется от свободной энергии путем намеренного (не сознательно!) воспроизведения события, которое ожидается. Совсем не обязательно, чтобы оно при этом было точь-в-точь как модель предсказания, поскольку в первичных процесса точность не частый гость (за точность исполнения отвечают высшие отделы мозга, а не низшие).


Источник: vk.com

Комментарии: