СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ – ЧЕМУ ОБЯЗАНЫ УЧИТЬ САДИК, ШКОЛА, ВУЗ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-05-19 09:00

Работа разума

Начнем с высказывания Г. Грефа о системном мышлении: «Системное мышление, я хочу вам сказать, – это удивительная вещь, которая больше чем, а точнее отсутствие ее, больше нас в жизни не мучает, чем какая-либо другая проблема. Вот люди с отсутствующим системным мышлением – это вообще катастрофа по жизни. Это пожиратели времени». «Что такое системное мышление? Это способность анализировать и синтезировать информацию. Всё очень просто».

Если рассматривать с такой точки зрения, то системное мышление, описанное выше, является не полноценным априори. Вопрос о том, специально ли Г. Греф дал такое определение, умолчав о другой части, останется загадкой, пока не услышишь его другое выступление: «Вы предлагаете передать власть, власть фактически, населению. Но вы знаете, многие тысячелетия эта проблема была ключевой в общественных дискуссиях. Как только все люди поймут основу своего Я, самоидентифицируются, управлять, т.е. манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания».

Поэтому нужно понимать, что в действительности мышление – это диалог сознания с бессознательными уровнями психики. Оно включает в себя, в частности: восприятие, воображение, постановку задач, умозаключение, рассуждение, смысловую ситуацию, мысль. И этот процесс обеспечивают две компоненты психики: абстрактно-логическая и предметно-образная.

Именно в абстрактно-логическую компоненту входят указанные анализ и синтез. В действительности речь идет об операциях мышления, которые состоят из анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, классификации, категоризации. Эти САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ части операций мышления участвуют в рассудочной деятельности, как цепи умозаключений, в качестве единого процесса, приводящего через логические связи отдельных положений к принятию чего-либо в качестве истинного или к отклонению чего-либо в качестве ложного. Абстрактно-логическая компонента оперирует состояниями.

Что касается предметно-образной компоненты, то она отвечает за процессное мышление, когда человек воспринимает что-либо во всей полноте и детальности. Именно эта компонента отвечает, как за нестандартные решения, так и за правильную постановку задачи абстрактно-логической компоненте.

Чтобы было более понятно, что такое системное мышление, приведем некоторые определения.

Система – это совокупность объектов с фиксированными свойствами, «на которой» реализуются определенные отношения между объектами по определенным закономерностям.

Системный подход – это последовательность действий, направленных на выявление системообразующих отношений между объектами, придающих множеству объектов структуру.

Любая система – это, прежде всего, структура, реализованная на базе некой общности элементов, которые обладают хотя бы частью фиксированных свойств и связаны через эти свойства системообразующими отношениями. Системный подход основывается на системном анализе.

Системный анализ – алгоритм оценки влияния каждого элемента системы, при конкретной сложившейся структуре системы, на другие элементы системы и всю систему в целом. Системный анализ всегда выстраивается на основании предусловий – необходимости придать значение одним характеристикам элемента (выявить их) и пренебречь другими. К примеру, в шахматах, это ценность фигур не сама по себе, а ценность в каждый конкретный момент времени, т.е. в конкретной игровой ситуации. Ценность фигуры тем выше, чем выше ее способность повысить преимущество системы в целом. На первом месте король, далее остальные фигуры – по значимости в каждый момент игровой ситуации, т.е. в зависимости от функциональности фигуры для всей системы в целом.

Структура – это организованная (в некотором смысле «расположенная») определённым образом совокупность элементов с конкретными взаимоотношениями между ними. Структура всегда выполняет функцию.

Функция – предопределенная (в статистическом смысле вероятность наступления события) структурой системы и свойствами элементов реализация процесса преобразования чего-либо в результате взаимодействия системы с чем-либо.

А теперь посмотрите на игру в шахматы с позиции системы и вы увидите ее в совершенно другом виде – в качестве инструмента формирования системных алгоритмов. Именно поэтому её нет в обучающем процессе.

Пока в системе образования нет процесса обучения системному мышлению каждому придется не только самостоятельно научиться системно мыслить, но и научить такому мышлению своих детей.

Понимая невозможность изменения систем образования, мы пошли другим путем. Мы создали материал, развивающий способности человека. Ссылки на него (представлено второе издание, полностью переработанное и дополненное, объём 610 стр.):


Источник: konzeptual.ru

Комментарии: