Шизоидное расстройство личности с точки зрения аффективной нейронауки

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


ПРЕДИСЛОВИЕ!!!

Это общая попытка соотнести расстройства личности с нейроаффективными системами, которые экспериментально выделил Яак Панксепп. К этой заметке и прочим ее аналогам стоит относиться со здравым скепсисом.

Напомню, что Панксепп с помощью метода DBS (глубинная стимуляция мозга) и химических манипуляций выделил 7 базовых мотивационно-аффективных систем мозга, каждая из которых имеет свою нейрофизиологию и нейрохимию. С т.з. психоаналитической теории эти системы соотносятся с функциональной системой, известной как «ид»: Поиск, Похоть, Страх, Ярость, Паника, Забота, Игра.

Система Поиск отвечает, соответственно, за поиск и направленность на объекты, способные удовлетворить наши потребности.

Система Похоть отвечает за сексуальное поведение в узком смысле.

Система Страх позволяет нам избегать вредных объектов и достигать точки безопасности.

Система Ярость позволяет нам уничтожать вредные объекты.

Система Паника отвечает за привязанность к значимым объектам.

Система Забота позволяет нам заботиться о потомстве и значимых других.

Система Игра в широком смысле отвечает за наши социальные взаимодействия, такие как иерархия, соперничество, имитация и борьба за территорию.

Вариативное изобилие в поведение млекопитающих и в особенности человека связано с индивидуальными надстройками, которые возникают в результате развития конкретной особи. Иными словами, искать и любопытствовать, получать удовольствие от телесных стимуляций, замирать или спасаться бегством, вспыхивать яростью и нападать, стремиться к близости и контакту с другими, заботиться о них и понимать их чувства, а также играть, соперничать, принимать на себя общественные роли – всё это филогенетическая память, она генетическая и присутствует в структурах мозга всех млекопитающих. Вариативность работы этих систем – это научение, то есть онтогенетическая (индивидуальная) память.

ШИЗОИДНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ

Критерии согласно DSM-5 (в МКБ-11 упразднили типологию):

A. Распространенная модель отстраненности от социальных отношений и ограниченного диапазона выражения эмоций в межличностных ситуациях, начинающаяся к началу взрослой жизни и проявляющаяся в различных контекстах, на что указывают четыре (или более) из следующих признаков:

1. Не желает и не получает удовольствия от близких отношений, включая принадлежность к семье.

2. Почти всегда предпочитает одиночество.

3. Не проявляет, если вообще проявляет, интерес к сексуальным отношениям с другим человеком.

4. Получает удовольствие от немногих, если вообще получает, видов деятельности.

5. Не имеет близких друзей или доверенных лиц, кроме родственников первой степени родства.

6. Равнодушен к похвале или критике окружающих.

7. Проявляет эмоциональную холодность, отстраненность или уплощенную аффективность.

B. Не возникает исключительно в ходе шизофрении, биполярного расстройства или депрессивного расстройства с психотическими чертами, другого психотического расстройства или расстройства аутистического спектра и не объясняется физиологическими последствиями другого медицинского состояния.

Основной упор здесь делается в первую очередь на социальные отношения в глобальном и локальном (семья) смысле. Человек почти или вообще не «играет» с другими, предпочитая отстраненность. Социальные контакты и, соответственно, социальное же взаимодействие вызывает чрезмерный дискомфорт: говоря психоаналитическим языком, в условиях социального взаимодействия человек переживает выброс большого количества свободной энергии, которой характерно спонтанное распространение и мгновенная разрядка через действие (и в крайнем случае через галлюцинации, что встречается при шизоидном расстройстве личности довольно часто).

Степень чувствительности настолько высокая, что имеющихся механизмов для связывания свободной энергии и перевода ее в оптимальные и точные действия крайне мало. Отсюда и подчас анормальная отстраненность в виртуальное (воображаемое) пространство, где (а) всё подконтрольно и (б) где можно беспрерывным мыслительным процессом перерабатывать суммы свободной энергии.

Вот это проявление эмоциональной холодности в целом можно рассматривать как раз как результат усилий, направленных на минимизацию любых психических возбуждений (большое количество свободной энергии часто переживается как аффект). Максимальная отстраненность позволяет снижать поступление данных из системы восприятия, которые способны приводить в движение аффективные системы и, соответственно, выброс свободной энергии, требующей работы.

В первую очередь, мы видим, что при шизоидном расстройстве личности человек практически полностью подавляет возбуждения в системе Игра, отвечающей за социальные «игры»: соперничество, кооперацию, конфликты и всё подобное. Зато человек успешно отстраняется в свой вымышленный мир, что можно рассматривать как перевод всей (или почти всей активности) в систему Поиск, которая отвечает не только за поиск подходящих объектов, но и познание, и формирование знаний/плавно в процессе размышления.

Однако здесь дело не ограничивается лишь Игрой. Человек не проявляет интереса ни к близким отношениям, ни к сексуальным, то есть системы Похоть и Забота у него выпадают из активного действие в отношении внешних объектов. Смысл в том, что обе системы (заботы и сексуального поведения) требуют активного и близкого контакта с другими людьми, чего человек с шизоидным расстройством личности решительно избегает. Это может навести на мысли о параноидной динамике, как было мной описано в заметке о параноидном расстройстве личности. Однако важно понимать, что избегание параноидной личности в большей степени вызвано системой Страх, в то время как избегание шизоидной личности обусловлено экстремальной чувствительностью вообще всех мотивационных систем.

И вот здесь мы, как обычно, фокусируем своё внимание на систему Паника, то есть систему привязанности. Как можно заметить из критериев DSM-5, человек не только сторонится социальных контактов, но в том числе и отстранен в семейных контактах, которыми, по сути, и может ограничиться. Я бы рассматривал работу системы привязанности у человека с шизоидным расстройство личности по избегающему типу, что (внезапно!) роднит эту динамику с нарциссической динамикой. Иными словами, система привязанности, направленная на внешние объекты (эволюционно) в данном случае «замыкается» и в качестве значимого объекта выбирает себя. Однако, в отличие от нарциссической личности, шизоидная не компенсирует работу системы привязанности социальными «играми», успех в которых дает в том числе выброс эндорфинов, благодаря которым система привязанности как раз и замолкает (тревога уходит).

У меня впечатление (из теории и практики работы), что люди с шизоидной структурной личности вообще избегают любых человеческих контактов, чтобы не дать рост возбуждения во всех мотивационных системах. Единственная система, которая у них работает на полную катушку – это система Поиск, которая может прекрасно себя реализовывать вне контакта с людьми и очень прочно загружена на «внутреннюю» работу: то есть человек часто исследует свои фантазии, внутренний мир, воображение, где нередко прекрасно «играет» и к тому же может там «любить».

Клинические наблюдения в области шизоидного спектра часто подмечают сверхчувствительность этих с виду сухих, холодных и, казалось бы, асоциальных людей (не путать с антисоциальными). Если в практике анализа человек открывается своему аналитику и пускает его в свои переживания, то там можно отыскать очень чувствительного вообще ко всему человеку. Отсюда и подчас мощные изоляционные защиты, которые со стороны выглядят как отстранение и уход в себя. Человек размыкает свой контакт с внешней средой, которую ему сложно ментализировать, то есть представлять в точных предсказательных моделях.

Система привязанности потому-то и замыкается, что контакт с объектом заботы вызывает не приятное замолкание нейронной цепи от взаимодействия, а наоборот – еще большее ее возбуждение с невозможностью сбросить возрастающую нагрузку. Нередко в работе можно встретить интересные ассоциации и фантазии шизоидных людей, которые представляют свои матерей как чрезмерно вторгающихся, «поглощающих» и описывают их с определенной долей отвращения (отвращение – это сенсорный аффект, связанный с негативной реакцией на что-то потенциально токсичное, контакт с чем нужно избежать; у людей это чувство стало распространяться и на социальные контакты).

Я бы предположил (и здесь мы можем только предполагать), что шизоидная динамика образуется из тонкого сочетания базового «пакета» (врожденная чувствительность сенсорных и мотивационных систем) и опыта переживания чрезмерных возбуждений в близких контактов с опекуном, действия которого не снижают воздействия раздражителей, а напротив – их усиливают. При условии, что ребенок не может сам удалиться от подобных раздражителей, усиливаемых опекуном, единственным способом защиты для него может быть изоляция в виде ухода в себя и отстраненности, местами похожей на кататонию. Возможно, характер заботы опекуна в таком случае носит стиль вторгающегося и чрезмерного (аля бабушка, которая тебя покормит после того, как ты уже дважды у нее поел).

Это может говорить о неадекватной ментализации (представлении) у матери (опекуна вообще, а не конкретно женщины), которая выполняет роль расширяющего эго ребенка: она считывает раздражитель, определяет его суть и устраняет его. Если ментализация матери в этом вопросе слабая или бьет вообще невпопад, то «расширяющее эго» ребенка банально неправильно истолковывает реальность и актуальные задачи: поэтому кормит там, где холодно, и согревает там, где жарко. Людям с шизоидным расстройством личности порой очень трудно понимать поведение других людей, что приводит к ситуациям, где действия объекта достигают в информационном плане высокой степени шума, а это – рост неопределенности, а значит и количество свободной энергии (когда вам сильно что-то не понятно в социальной ситуации, вы часто чувствуете рост внутреннего возбуждения типа тревоги, страха или гнева).


Источник: vk.com

Комментарии: