Цифровая трансформация образования

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В чём причины, побуждающие к трансформации образования? В чём заключаются сложности и проблемы цифровизации образования? И каковы её ключевые направления?

Лекция Глухова Андрея Петровича,

Заведующего лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды

Причины, побуждающие к трансформации образования:

1. Четвёртая промышленная революция. Сейчас повсеместно внедряются системы искусственного интеллекта. Большинство сфер, в таких как строительство, банковское дело, реклама, образование, медицина, промышленность наблюдается цифровизация. Цифровизируются все виды профессиональных коммуникаций. Например, на смену традиционной журналистики приходит блогинг, на смену традиционному маркетингу, PR и рекламе приходит SMM. Большие изменения происходят в HR, образовании и медицине. В итоге возникает новая цифровая экономика, которая требует для своего функционирования новый тип работников, обладающих целым набором цифровых компетенций.

2. Обязательное владение цифровыми технологиями или цифровой грамотностью. Это неотъемлемые элементы общей функциональной грамотности человека и условие его успешной социализации, адаптации к современному миру. Невладение цифровыми технологиями и цифровой грамотностью исключает индивида из нормальной коммуникации, повседневных практик и повседневной жизни. Например, люди старшего поколения, которые не владеют платформами Сбербанк Онлайн, Госуслуги и другими цифровыми сервисами в каком-то смысле становятся беспомощными и нуждаются в помощи «цифровых опекунов», в качестве которых часто выступают их дети и внуки.

3. Выход на аванс-сцену нового поколения Z, которое социализировано в цифровом пространстве с рождения, и живёт в ситуации «смешанной реальности», то есть не очень различает виртуальный и реальный мир, легко переходя из одного в другой, и общаясь с помощью социальных медиа. У этого поколения совсем другое восприятие, другое внимание, иная организация коммуникации и его невозможно обучать теми же самыми методами, которые применялись в доцифровую эпоху. Достаточно ярко эту разницу между поколениями выразил Марк Пренски в 2004 году, с помощью введения понятий «цифровые аборигены» и «цифровые эмигранты». Он говорил о том, что современное поколение детей-цифровых аборигенов коммуницирует с помощью цифровых технологий и живёт в цифровом мире, а люди более старшего возраста испытывают затруднения в поиске себя в этом цифровом мире, вследствие чего возникает цифровой разрыв, и проблемы, связанные с коммуникацией отцов и детей.

4. Ожидания, что цифровые технологии облегчат труд учителей, смогут повысить качество массового образования и сократить необходимые расходы.

В чём заключаются сложности и проблемы цифровизации образования?

Почему несмотря на большие инвестиции, в том числе финансовые, изменения структуры школьного и вузовского образования, закупку компьютеров, проведение широкополосного интернета, процесс цифровизации образовательной системы испытывает затруднения в развитии? Главная проблема цифровой трансформации образования связана не с техническим изменением инфраструктуры образовательных учреждений и созданием новых компьютерных классов, подключением к интернету и т.д., а с переформатированием самого учебного процесса, и с глубинной трансформацией организации учебного процесса на основе цифровых технологий. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, которые включают в себя:

- внедрение новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются только в цифровой образовательной среде и опираются на использование искусственного интеллекта, цифровых технологий и т.д;

- система непрерывного профессионального развития педагогов и обучение их целому ряду цифровых компетенций, цифровой грамотности;

- внедрение новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов, которые составят новую базу, новые основания, новый цифровой контент, на котором сможет строиться образовательный процесс;

- изменение организационных и инфраструктурных условий для того, чтобы процесс цифровизации глубоко укоренился в обществе и в самой системе образования.

В нашей стране до последнего времени использование цифровых технологий часто рассматривалось, а порой и продолжает рассматриваться в отрыве от трансформации цели организационных форм и методов учебной работы. Реальная трансформация требует преобразования самого учебного процесса и самих педагогических технологий на основе использования тех цифровых инструментов и сервисов, которые предоставляет нам 4 промышленная революция. Главная проблема состоит не в инфраструктуре, а в отсутствии нового мышления, нового подхода, новых установок, в том числе со стороны учителей, школ и преподавателей высших учебных заведений.

Для осуществления разнообразных образовательных практик порой бывает достаточно обычного смартфона и соответствующего программного обеспечения, и приложений. В рамках образовательных практик существует такой подход и термин как обучение на основе тех девайсов, которые приносят с собой сами студенты/ученики и преподаватели/учителя. Например, можно использовать приложение дополненной реальности, установленное на смартфон для иллюстрации различных астрономических знаний или анатомии человека. Без использования сложных технических инструментов.

Суть цифровой трансформации образования – достижение необходимых образовательных результатов и движение к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий. Цифровые технологии здесь выступают как инструмент реализации традиционных целей – повышение качества образования и обучения, и персонального подхода к каждому обучающемуся.

Исследователи Высшей школы экономики выделяют 4 уровня цифровой трансформации образования в перспективе педагогической практики:

1. Замещение. Когда традиционные инструменты или средства учебной работы замещаются новым цифровым, но при этом существенных улучшений и изменений не происходит. Например, обучающиеся переходят от чтения текста в напечатанном учебнике к чтению его на экране компьютера;

2. Улучшение. В данном случае функциональность того или иного педагогического инструмента улучшается, происходит переход от демонстрации материала на бумажных носителях и плакатах, к демонстрации с использованием мультимедийного проектора или инфографики;

3. Изменение. На этом этапе функциональность педагогического инструмента существенно расширяется, и на его основе возникает новая педагогическая практика, появляется возможность решать более широкий спектр задач. Например, обучающиеся с помощью цифровых технологий и приложений самостоятельно создают различную анимацию, цифровые повествования, блоги, подкасты, презентации и т.д.

4. Уровень преобразования. На последнем уровне полностью трансформируется педагогический процесс, методы и формы обучения. Например, с использованием искусственного интеллекта открывается возможность персонализированной организации учебного процесса, в рамках которых адаптивные цифровые материалы позволяют резко повысить успеваемость всех обучающихся, гибко формировать индивидуальные планы учебной работы для каждого из обучающихся, и таким образом организовать работу без отстающих.

Каковы ключевые направления цифровой трансформации образования в РФ?

1. Внедрение интеллектуальных обучающих систем (искусственный интеллект). Они предоставляют возможность персонального подхода к каждому обучающемуся и созданию для него соответствующей адаптивной педагогической среды. Они включают в себя интерфейс обучаемого для взаимодействия с системой и три коммуницирующих между собой модели. Модель предметной области, модель обучаемого и педагогическую модель. Модель обучаемого использует ответы обучающегося, и решения предлагаемых им задач, а также статистические модели для оценки и мониторинга текущего состояния обученности. Иными словами, на основе цифровых следов, которые оставляет за собой обучающийся, формируется модель его знаний навыков и умений которая позволяет предлагать ему соответствующее, адаптированное под его уровень задание. Данные о работе обучаемого собираются на уровне отдельных понятий и составляющий их микроумений, которые формируются в ходе учебного процесса. В дальнейшем педагогическая модель принимает данные из модели предметной области и модели обучаемого и определяет порядок и способ взаимодействия с обучаемым, которые оптимизируют результаты его учебной работы, выбирая наиболее оптимальный способ осваивания того или иного предмета.

Например, приложение, предназначенное для изучения иностранных языков «duolingo», сначала с помощью тестирования определяет уровень знаний обучающегося, а затем постепенно улучшает навыки и умения в области иностранных языков, за счёт предоставления заданий, максимально соответствующих его уровню. Это позволяет максимально приблизиться к персонализированному обучению, интеллектуальные обучающие системы обеспечивают индивидуальный подход, который сложно осуществить в рамках «массового» образования.

2. Внедрение технологий дополненной и виртуальной реальности. Технология дополненной реальности накладывает генерируемую компьютером информацию или 3D объекты поверх изображений реального мира. На сегодняшний день она достаточно хорошо освоена и позволяет создавать различные виртуальные объекты и «погружать» их в окружающую нас реальность.

Например, обогащение мультимедийным содержанием на экране смартфона изображение в обычном бумажном учебнике (на данный момент такие учебники во множестве появились в школах). А также визуализация больших наборов данных, которые могут параллельно всплывать на экране при видеосъемке тех или иных объектов. С помощью VR технологий ученые могут встречаться и готовить совместные документы, вести научные проекты и выполнять многие другие работы практически столь же эффективно, как и при личном контакте. Развитие дистанционных технологий в условиях пандемии служит тому подтверждением. При использовании технологий дополненной виртуальной реальности у преподавателей и студентов появляется возможность использовать виртуальные лаборатории, побывать труднодоступных или недоступных точках мира, изучая географию, посетить всемирно известные выставки, галереи и т.д. используя различные виртуальные туры.

Например, проект «Google Expeditions». В рамках этого проекта компания разработала сотни виртуальных туров для школ, которые позволяют ученикам с интересом изучать географию, историю, биологию, физику, астрономию и др. дисциплины школьного цикла. Это повышает уровень вовлечённости и интереса к изучаемому предмету.

3. Технология блокчейн. Это надёжный, безопасный способ фиксации, хранения и использования данных полученных в ходе проверок знаний, умений и навыков учеников. Это распределённая база данных, которая обеспечивает неизменяемую общедоступную запись различных цифровых транзакций. Блокчейн с успехом может применяться в системе образования, для формирования цифрового портфолио, цифрового хранения дипломов, аттестатов, экзаменационных и творческих работ, различных текстов, контрольных работ, видеозаписей, которые были созданы обучающимися. Вся эта информация в виде уникальных цифровых записей сохраняется в распределённой базе данных, и таким образом блокчейн позволяет демонстрировать хранящиеся результаты и творческие работы для всех, кому это необходимо, и в то же время защищает их авторство.

Помимо указанных технологий существует множество примеров использования цифры в образовании (дизайн, архитектура, массовые онлайн курсы).

Процесс диффузии цифровых инноваций в систему образования – неизбежный. Оказание цифрового сопротивления не имеет смысла, и не остановит прогресса. Цифровизация позволит достигнуть высокие результаты обучения учеников и студентов.


Источник: vk.com

Комментарии: