АНАСТАСИЯ БАЛУТА – ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЯ И КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ, АВТОР ОКОЛО 90 НАУЧНЫХ СТАТЕЙ, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАЕ |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-05-24 18:34 Анастасия Балута – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры переводоведения и когнитивной лингвистики МГОУ, автор около 90 научных статей, монографий и рабочих программ, член-корреспондент Российской Академии Естествознания и ведущий специалист в области исторической грамматики индоевропейских языков в сопоставительном аспекте. Анастасия Анатольевна работает в Институте лингвистики и межкультурной коммуникации МГОУ с 2001 года. Сейчас учёный-лингвист работает над первым этимологическим русско-санскритским словарём. Анастасия Балута занимается реконструкцией гиперборейского языка в экспедициях на Кольском полуострове. Преподаёт студентам латинский язык, историческую грамматику русского языка, введение в языкознание, древнегреческий язык, санскрит, старославянский язык, историю русского литературного языка. Преподаватель также ведёт кружок по изучению санскрита. Научный сотрудник – автор учебника «Санскрит» для студентов романо-германского, лингвистического, филологического и исторического факультетов. О том, зачем сегодня изучать древние языки, и чем они могут быть полезны для студентов, рассказала в интервью Анастасия Балута. – Расскажите о сфере ваших научных интересов. – Я занимаюсь нейропсихолингвистикой, а также палеолингвистикой, то есть изучением древних языков в сопоставительном аспекте. Интерес к древним языкам у учёных и студентов не угасает и сегодня. Их продолжают преподавать в высших учебных заведениях. Я преподаю латинский, древнегреческий, санскрит, старославянский и древнерусский. Я начала серьёзно интересоваться палеолингвистикой ещё в университете, когда училась на факультете русской филологии МГОУ. Сначала мне нравилась латынь, потом древнегреческий в сопоставительном аспекте при изучении грамматической организации текстов Евангелий. Позже захотелось узнать не только, как формировались предложения в древнейших дешифрованных языках, но и почему синтаксис древних текстов так сильно отличается от современного состояния. Для этого были нужны знания из области нейропсихолингвистики. – Почему вы стали изучать древние языки? – Мотивация к изучению древних языков была обусловлена желанием читать тексты в оригинале. Например, библейские тексты или более древние, как памятник древнеиндийской религиозно-философской мысли на санскрите «Бхагавадгита», это очень интересно! Есть люди, которым изучение древних языков даётся лучше, чем изучение новых. В частности, это связано с восприятием информации. Например, аудиалы слышат, а визуалы видят. Я как раз и визуал, и грамматист, то есть я «вижу» грамматику. – Какими научными исследованиями вы занимаетесь? – Я активно участвую в фундаментальных исследованиях, которые проводит кафедра переводоведения и когнитивной лингвистики. Основной проект кафедры – фундаментальные исследования теории языка и текста в условиях межкультурной коммуникации. Создаю программы нового поколения, руковожу научно-исследовательской деятельностью студентов, магистрантов и аспирантов, рецензирую авторефераты диссертаций на соискание учёной степени, участвую в международных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях. Я изучаю такое научное направление, как лингвистическая психокоррекция и палеолингвистика. Оно представляет собой синтез двух направлений, которые в отечественной и зарубежной лингвистике всегда рассматривались обособленно. Направление лингвистической психокоррекции – это ветвь направления нейропсихолингвистики. Объектом его изучения являются различные нарушения речи у детей и взрослых, причём как формально здоровых, так и больных с различными органическими нарушениями головного мозга, врождёнными и приобретёнными (например, в результате инсульта). – Расскажите о лингвистической психокоррекции и палеолингвистике. – Когда я писала докторскую диссертацию, я занималась максимально древними языками, включая, шумерский язык. Мне пришлось охватить большой объём древних языков, где нет опоры на разговорную практику и письменные источники. Ответы на многие вопросы я нашла, когда изучила невропатологию. Например, то, как мозг воспринимает информацию. Потом ко мне пришло понимание отличия древней конструкции и типа мышления древнего человека от современного. На практике можно через изучение древних текстов или через особенности русского языка, например, фразеологии, восстановить мыслительные процессы, в частности, после ковида. Мы работаем с детьми на разной стадии аутизма. Коллеги по моим разработкам занимаются неориторикой со взрослыми людьми. Ставят речь бизнесменам, людям с различными степенями афазии. Афазия возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесённых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Профилактику можно делать совершенно простыми упражнениями. Последняя стадия – это работа с лингвистическими сказками, которые позволяют восстановить ассоциативные связи после ковида, когда у людей нарушается мозговая деятельность незначительно. – Зачем сегодня студентам изучать древние языки? – Многим студентам необходимы древние языки, а тем более студенту-филологу, который занимается историей русского языка. Важно показывать студенту, как он может чувствовать ДНК слова. Если студент понимает эти тонкости, то русский язык он воспринимает по-другому и может преподавать его совершенно на другом уровне. На факультете русской филологии у нас занимаются палеолингвистикой в ключе древнерусского и старославянского языков. Под моим руководством действует кружок по изучению санскрита, который начал свою работу 3 года назад в Историко-филологическом институте в рамках Фестиваля науки МГОУ. Кружок работает на факультете русской филологии и лингвистическом. За 2 лекции можно освоить письмо деванагари. Это индийское письмо, которое позволяет читать санскрит в оригинале. Остаются те, у кого есть способности к древним языкам, и они работают далее: пишут курсовые работы и магистерские диссертации с применением лингвистики и отчасти анализа слов с точки зрения санскрита. Наша кафедра переводоведения и когнитивной лингвистики сотрудничает с Индией. Сейчас мой аспирант пишет работу о синтаксисе языка санскрит по «Бхагавадгите» — памятнику древнеиндийской религиозно-философской мысли. С точки зрения русского перевода – это интересная работа. – Выезжаете ли вы в экспедиции? – Недавно я ездила изучать Кольский полуостров, а именно культуру Гипербореи. Возможно, что мифическое государство, которое было на Северном полюсе, на самом деле существовало. На Кольском полуострове следы Гипербореи однозначно есть. Этими исследованиями можно заниматься не только в рамках реконструкции праиндоевропейского языка, а можно изучать ещё шумер и другие цивилизации. Сейчас я прохожу обучение как гипнотерапевт. Гипнотерапия тоже связана с учёными-лингвистами и филологами, ведь в гипноз вводят при помощи определённых слов, а мы как раз и изучаем семантику. И вот, что интересно: на Кольском полуострове, при северном сиянии, есть феномен – мерячение, когда гипнозу подвергалась масса людей. В следующем году у меня в планах организовать экспедицию к пирамидам! Источник: news.myseldon.com Комментарии: |
|