Научный интерес к взаимосвязи и взаимообусловленности языка и мышления возник в середине 19 столетия и стал одним из ключевых вопросов вплоть до настоящего времени в познании роли языка и мышления в

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-04-15 00:03

лингвистика

Научный интерес к взаимосвязи и взаимообусловленности языка и мышления возник в середине 19 столетия и стал одним из ключевых вопросов вплоть до настоящего времени в познании роли языка и мышления в человеческом бытии. В 21 веке этот интерес усилился, сейчас бурно развиваются научные области: когнитивная психология, нейробиология, нейропсихология, нейролингвистика, психолингвистика.

1) Вильгельм фон Гумбольдт и дух народа

Вильгельм фон Гумбольдт открыл миру первую строго лингвистическую концепцию в рамках философского знания. Если схоласты говорили, что язык есть зеркало законов бытия, то есть грамматическая структура языка, как трафарет, копирует структуру законов мироздания, то Гумбольдт уточняет, что язык отражает то, с какого ракурса законы бытия воспринимаются народом — носителем данного конкретного языка. Поэтому язык отражает мирочувствие народа, формирует политику государства, культуру, историю, фольклор и миропонимание — цивилизацию народа, носителя данного языка.

Гумбольдт пояснял и то, как язык образуется и структурируется в сознании. Его лингвистическая концепция имела историческое обоснование, он рассматривал происхождение языка как результата «духа народа», то есть восприятие мира формирует морфологическую и синтаксическую структуру мышления, которая транслируется в языке при общении. Гумбольдт, как фольклорист и языковед, также сделал первую классификацию языков, которая сыграла огромное значение в последующем развитии лингвистики и антропологии 19 столетия.

2) Фердинанд де Соссюр и структурализм

Фердинанда де Соссюра заслуженно считают отцом современной лингвистики. В своих лекциях «Курс общей лингвистики» Соссюр обозначил необходимость разделить существующую тогда науку лингвистику на три отдельных дисциплины – семиотику, семантику и прагматику. Он обозначил границы этих новых наук: семиотика — наука о знаках в рамках социума, семантика — наука об отношении знака к объекту, означаемого к означающему, прагматика — наука о знаках по отношению к интерпретатору, его восприятию и отношению.

Соссюр утверждал, что язык и речь – это два разных явления, которые нужно изучать отдельно. Речь — индивидуальное средство общения, язык – понимание структуры языка, правил языка, структуры мышления (как морфемы соединяются в слова, как слова соединяются во фразы).

3) Михаил Бахтин и многоголосие

Русский философ и культуролог Михаил Бахтин научный интерес обратил к развитию теоретических вопросов лингвистики, стилистики и речевых жанров в литературоведении. Его главный вклад в развитие филологии (исследований литературного произведения) состоит в обосновании концепции многоголосья в романе. Диалог Бахтин рассматривал как центральную и самую важную часть любого произведения: диалог с собой, диалог с читателем, диалог между персонажами, диалог с Богом. Большую роль Бахтин отводил реалистическому подходу, под которым понимал соответствие Истине, подлинности, поэтому, выбирая между рациональностью и интуицией, Бахтин предпочел последнюю как возможность усмотреть подлинную сущность.

4) Людвиг Витгенштейн и языковые игры

Главная предпосылка неопозитивистской научной теории состояла в том, что язык как средство передачи и получения знания и общения является не совсем достоверным источником, его нужно очистить от наслоений, от многозначности и тропов (которые на самом деле являются как раз самым достоверным источником личных, чувственных отношений человека с миром). Австрийский философ Людвиг Витгенштейн пытался создать "чистый", идеальный язык, используя точные методы, так он разработал аналитическую философию. Главные два тезиса:

— структура языка определяет/детерминирует понимание мира;

— значение слова зависит от контекста, то есть от «языковой игры».

В 1945 году, Витгенштейн обосновал теорию «языковых игр» – системы принятых общих правил использования слов, терминов, понятий (общественный договор, что как мы называем и что под этим пониманием). В теории языковой игры не учитывалось то, какова внутренняя структура языка, морфонологическая, с которой связано как раз мирочувствие, миропонимание носителей данного языка, не учитывалось, что смыслы порождаются не столько и не только внешними контекстами, сколько самой грамматической структурой данного языка, а языковая игра имеет место быть в структуре языка не как манипуляция, а как явление оттенков содержания в соответствующей им грамматической форме.

Выдвинутое предложение Витгенштейна о «языковых играх» не имело жесткого обозначения самих правил, а предусматривало плюрализм значений, о которых нужно было сперва договориться, таким образом, форма теряла связь с содержанием, любое содержание стало возможно "одеть" в любую форму, что порождает смысловые профанации, уничтожение исконных смыслов в языке. По Витгенштейну, вопреки библейским постулатам, слово не становится плотью, содержание не являет себя в своей и только своей форме.

Такой подход был широко принят в научной западной среде и активно развивался следующие десятилетия в разных научных дисциплинах на Западе, что привело в бурному развитию суггестии, средств манипуляции массовым сознанием с помощью "языковой игры", то есть с помощью смены смыслов и правил.

5) Ричард Рорти и иронизм

Ричард Рорти – американский философ, последователь Людвига Витгенштейна, переосмыслил и развил языковые игры Витгенштейна для "корректирования" мышления. Он пошёл ещё дальше и отверг библейское утверждение, что человеческое сознание является «зеркалом природы», то есть отверг внутренний логос человека, образ и подобие Божие в человеке. Ричард Рорти выдвинул собственные утверждения, которые сформировали философию американского прагматизма, согласно ей все научные и философские методы и подходы формируют набор условных (бессмысленных, не связанных с семенными логосами) словарей и понятий, которые зависят от среды обитания человека. А осознание собственной зависимости человека от среды Рорти назвал состоянием «иронизма». То есть с помощью "языковых игр" (суггестии, манипуляций) создаётся среда, в которой человек полностью зависим, несвободен, человек отрезан от понимания логосных семян (семенных логосов), поэтому слепо следует инструкциям "языковой игры", то есть манипуляциям в СМИ, в науке, в потреблении и т.д. Согласно Рорти, понимание «иронизмом» своего бытия должно привести человечество к более мирному, послушному образу жизни, то есть, на самом деле к рабству сознания. Своими текстами Рорти пытался доказать, что даже философия не является фундаментальной дисциплиной, которая имеет доступ к подлинной реальности, а является только манипулятивным инструментом в играх "познай мир". Таким образом, отвергая понятие «реалистической догмы», Рорти выступает за безоговорочное принятие принципов «языковой игры», суггестии, конкретным сообществом индивидов. Другими словами, иронизм — это философия тотального оболванивания.

6) Марио Бурге и интеллектуальная интуиция

Аргентинский философ и физик Марио Бурге, на основании наблюдения за феноменом интуиции и ее разными видами, утверждает, что интеллектуальная интуиция – это результат взаимодействия чувственной интуиции и разума в ходе познания. Бурге считает, что интуиция – это результат деятельности разума, и она должна быть включенной в теорию познания. Интуиция помогает осмыслять, формулировать логические рассуждения и подбирать нужные слова, понятия. В отличие от Бахтина, Бурге делает интуицию более рациональной, более "дебелой".

7) Джерри Фодор и модулярность сознания

Американский психолингвист и философ Джерри Фодор является одним из самых влиятельных представителей философии сознания. Его главные научные разработки относятся к изучению ментальных репрезентаций и существованию внутреннего языка мышления, который помогает мозгу кодировать информацию. Он тоже стоит на позициях атеизма.

8) Ноам Хомский и синтаксические деревья универсальной грамматики

Идеи Хомского об усвоении человеком языка и функционировании головного мозга стали причиной стремительной эволюции в когнитивных науках. Ноам Хомский, критикуя бихевиористскую теорию Фредерика Скиннера о непосредственном усвоении языка среды, выдвинул теорию универсальной грамматики, которая для всех языков общая, потому что логосные семена — зёрна мироздании, в Бытии общие, но их понимание, восприятие в разных народах различается, поэтому поверхностные грамматические структуры языков различны. Эта теория укладывается и в понимание дивергенции языков, то есть постепенного разветвления единого языка на множество языковых ветвей, а от них — новых ветвей и т.д., как это происходит во фрактальной геометрии природы, то есть это универсальный закон природы. Синтаксические деревья, то есть логика мышления, базовая структура построения фразы, формируются в сознании одинаково во всех языках. Но внешняя форма фраз отличается за счет различия мирочувствия у разных народов. Хомский считает, что внутренний логос, внутреннее знание универсалий (сем) и законов их смысловых связей (синтаксиса) у людей врожденное, ребёнок не является лингвистом, но легко понимает родителей. Логосность, словесность, то есть мышление, жизнь мысли в человеке является бесконечным нашим Я – мы можем продуцировать идеи и образы, которые не унаследовали от общества, мы не зависим от среды, но свободны своим сознанием. Носитель языка сам способен придумывать нескончаемое количество фраз и предложений, понимая структуру языка, то есть то, как через форму является её смысл.

9) Стивен Пинкер и теория языка и разума

Стивен Пинкер внешне относится к последователям Ноама Хомского, но он атеист и материалист. В книге «Язык как инстинкт» (1994) Пинкер доказывает, что все процессы усвоения языка человеком – врожденные, но обоснованы не интуитивным знанием сем, логосных семян, а биологическими, нейронными процессами. Язык для Пинкера — это возможность адаптироваться к социальной среде.

10) Теория Сепира-Уорфа, теория языковой относительности

Главная идея теории Сепира-Уорфа состоит в том, что наше мировоззрение зависит от языковой структуры среды обитания. Эта теория является научным доказательством концепции Вильгельма фон Гумбольдта о том, что язык формирует народность, что народ — это сообщество единого мироощущения, которое выражено грамматической структурой языка, то есть структурой мышления данного народа. В научной среде бытует две интерпретации этой теории – строгая и мягкая. Согласно строгой формулировке, мышление определяется языком, то есть структура грамматики — это и есть структурная последовательность наших мыслей, а значит, речи, то есть то, как мы строим фразу мысленно и произносим её. Это делает когнитивные способности человека зависимыми от Логоса, укоренёнными в Логосе, то есть источником любого знания и понимания мира является Логос, поэтому со-знание — это совместное с Богом знание. С другой стороны, идея мягкой интерпретации состоит в том, что мышление и грамматические структуры являются "созидателями" культуры и неязыкового поведения носителей данного языка, но при этом нет зависимости со-знания от Логоса.

Теорию Сепира-Уорфа сегодня активно развивают когнитивисты, которые доказывают зависимость нашего мышления от грамматических структур нашего языка, то есть от языковой среды.

Выводы

На протяжении последних двух столетий ученые и философы все больше интересуются ролью языка в бытии человека. Образовалось два лагеря и переходные между ними теории — лагерь атеистической лингвистики, отрицающей Слово, созидающее жизнь, и лагерь логосной лингвистики, восходящей к Александрийской школе, схоластам и Гумбольдту.


Источник: vk.com

Комментарии: