Как наши мысли и ожидания влияют на реальность? |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2022-04-22 18:29 Как наши мысли и ожидания влияют на реальность? Психиатр – об эффекте Розенталя и самосбывающихся пророчествах Что такое эффект Розенталя? Принцип действия Эффект Розенталя – психологический феномен, одно из когнитивных искажений: систематических ошибок мышления и поведения, свойственных большинству людей. Суть эффекта Розенталя: наши ожидания напрямую влияют на характер наших действий/поведения и могут приводить нас именно к тому результату или развитию ситуации, который мы предполагали изначально – особенно, если ситуация связана с общением с другими людьми или с нашей собственной работой. То есть, эффект проявляется в тех случаях, когда мы непосредственно участвуем в ситуации. Поэтому эффект Розенталя часто называют «самосбывающимся пророчеством». А еще эффектом Пигмалиона – по имени скульптора из древнегреческой мифологии, который так сильно влюбился в сделанную статую, что оживил ее. Как эффект Розенталя работает на практике – например, при общении с людьми: 1. Создание установки. Мы предполагаем – сами, или под воздействием чужих слов и отношения – что какой-то человек имеет определенные черты характера и манеру поведения, уровень профессионализма и т.д.. Теперь у нас есть определенные ожидания по отношению к этому человеку. Например: Ой, он такой ворчун, еще и скорпион по знаку зодиака!.. Этот тип какой-то подозрительный, я что-то нехорошее о нем слышал, да и на вид он мне не нравится… Наверняка не стоит ожидать от него ничего хорошего… Ваня – замечательный мастер, помог очень многим моим знакомым! Оля – очень способная девочка, у нее большой потенциал. 2. Отражение установки. Теперь при общении с человеком мы подсознательно отражаем свое отношение к нему, транслируем свои ожидания: мимикой, жестами, позами, интонациями, подбором фраз и выражений – или даже напрямую словами. Например: Ой, вот только не начинай ворчать… А мне ведь говорили, что ты будешь так себя вести! Извини, но я не могу тебе доверять. Давай как-то по-другому решим ситуацию, я не могу согласиться на твои условия или пойти на компромисс… Ой, вы такой хороший работник, мне много о вас говорили… Я уверен, что вы сделаете все наилучшим образом! Олечка, у тебя обязательно получится это сделать, я в тебя верю! Ты очень умная и способная! 3. Восприятие установки. Человек принимает эти сигналы и подстраивается под них – начинает вести себя в соответствии с нашим отношением к нему. Например: Этот тип относится ко мне как-то враждебно, я сразу это почувствовал... Раз так – то и мне нечего с ним церемониться! Он мне не доверяет, сомневается в моих качествах, унижает меня своим обращением. Почему я должен для него стараться? Меня уважают и называют хорошим работником, нужно приложить максимум усилий к этому делу и «не сплоховать»! Меня похвалили, в меня верят… Нужно постараться и доказать им, что они были правы! 4. Подтверждение ожиданий. Человек повел себя именно так, как мы и ожидали. Поэтому мы решаем, что мы или наши осведомители были правы. Например: Интуиция меня не подвела! Я так и знал! Я отлично разбираюсь в людях! А ведь мне не соврали, нужно и дальше прислушиваться к их словам… Как доказали эффект Розенталя – интересные исследования В отличие от множества спорных психологических теорий, эффект Розенталя – многократно доказанный феномен. Приведем в пример наиболее интересные из них. «Дети Розенталя» Наиболее известный эксперимент родоначальник феномена – американский профессор психологии Роберт Розенталь – провел в 1966 году. Под предлогом изучения уровня интеллекта у школьников в начале учебного года в одной из школ Сан-Франциско психолог провел тесты на IQ. А после этого выбрал случайным образом некоторых детей – и сказал учителям, что конкретно эти ученики имеют скрытый потенциал и в будущем смогут показать гораздо более высокие результаты. В конце учебного года Розенталь повторил тест на IQ с той же группой детей – включая тех учеников, что получили «положительные ожидания». Результат был очевиден – именно случайно выбранные ранее дети из группы «более способных» показали лучшие результаты. Так произошло, потому что на протяжении всего учебного года учителя были к ним предвзяты, демонстрировали им свое расположение и искреннюю веру в их успех. Студенты и крысы В другом эксперименте Розенталь вместе со своей коллегой-психологом Ленорой Якобсон отобрали студентов и попросили их выполнить исследование с лабораторными крысами, чтобы изучить поведение грызунов в лабиринте. Студентов разделили на 2 группы. Одной группе заранее сообщили, что их крысы – более умные. Второй группе сказали, что их подопытные весьма глуповаты. Как вы уже догадались, «умные» крысы по итогам исследования показали гораздо лучшие результаты в прохождении лабиринта – студенты относились к ним более ласково и заботливо, поглаживали, то есть давали зверькам дополнительные положительные стимулы. Грызуны были психологически спокойными, и потому более активными и сообразительными. А «глупые» крысы прошли лабиринт хуже. Студенты относились к зверькам пренебрежительно, раздражались на своих подопечных. В итоге грызуны испытывали больший стресс, чем их «коллеги» из другой группы, и закономерно прошли лабиринт хуже, были более пассивными и менее сообразительными. Эксперимент с симпатией Конечно же, эффект Розенталя изучал и проверял не только его основоположник. Были и другие исследователи – например, психологи Ким Миллер и Ребекка Кёртис в 1986 году. Они исследовали влияние эффекта Розенталя на симпатию между людьми. Для этого группу не знакомых между собой студентов колледжа разбили на пары. Далее одному из людей в нескольких случайно выбранных парах как бы «по секрету», мимоходом сообщали разные данные: «Вы нравитесь своему партнеру» и «Вы не нравитесь своему партнеру». При этом исследователи сами не знали, кому из пар какая установка досталась. Затем парам давали возможность пообщаться и поработать вместе. После опроса и наблюдения за парами выяснилось: · Те студенты, что знали о «симпатии» партнера к себе, сразу вели себя с ним более открыто и дружелюбно, были откровеннее в обсуждениях, и в результате высказывали меньше несогласия по обсуждаемым вопросам. · Те студенты, кому сообщили об «антипатии» от партнера, общались с ним более сухо и замкнуто. У таких пар было больше конфликтов в обсуждениях. Как использовать эффект Розенталя во благо себе? 3 главных совета Чтобы надежно защититься от негативных эффектов «самосбывающегося пророчества» и использовать феномен себе на пользу, стоит следовать простым и надежным советам: 1. Избегайте негативных ожиданий и работайте над ними В работе и жизни старайтесь концентрировать свое внимание именно на положительных вариантах развития событий. Если же вас посещают тревожные мысли – работайте с ними, заранее продумывайте способ выхода из ситуации. Например: Мне нужно выступить перед этими людьми. Да, они могут плохо меня принять, или я сам могу стушеваться. В этом случае я поведу себя таким образом, совершу такие действия – у меня все продумано, так что можно не беспокоиться. В любом случае, я уверен в себе и знаю, что встреча пройдет хорошо, а слушатели наверняка окажутся приятными и милыми людьми – ведь я знаю, что их отношение ко мне будет во многом зависеть от моего отношения к ним, и могу использовать это знание. Я сам буду приветливым, милым и открытым. 2. Формируйте внутреннюю референцию и остерегайтесь поспешных выводов В психологии разделяют два типа ориентации (или референции) при принятии решений: Внутренняя. Вы ориентируетесь на собственное мнение, принципы, убеждения и идеалы. Внешняя. Вы ориентируетесь на чужое мнение, поддаетесь чужому влиянию. Старайтесь сформировать у себя внутреннюю референцию – особенно по вопросам взаимоотношений. Вас всегда будут окружать самые разнообразные люди со своим жизненным опытом и психологическими особенностями. Их мнение – не абсолют, особенно если они рассказывают вам о других людях. Они сами могли в прошлом поддаться на эффект Розенталя и составить негативное или излишне позитивное мнение о человеке, и теперь передают его вам. Поэтому не делайте поспешных выводов о ком-либо, проверяйте все сами при личном общении. Начинайте каждое новое знакомство «с чистого листа» – так, будто вы никогда ничего не слышали об этом человеке. Доверяйте себе. 3. Используйте сигналы обратной связи Помните – даже мельчайшие сигналы в общении (мимика, жесты, позы, интонации) корректируют поведение и мышление вашего собеседника, заставляют его «отзеркаливать» ваше отношение. Поэтому, если хотите произвести хорошее впечатление и добиться успеха в беседе, всегда будьте лояльны к собеседнику. Больше дружелюбия, открытости, проявлений доверия, приятных замечаний. Особенно хорошо эта рекомендация действует в командной работе. Если хотите добиться хорошего и быстрого результата в каком-либо деле – проявите свое доверие к партнерам, возлагайте на них большие надежды и не стесняйтесь говорить об этом. Но, конечно же, по итогам работы не спешите винить их за свои нереализованные ожидания – люди могут ошибаться, и это нормально. Также старайтесь сами работать на свой максимум и показывать (а не рассказывать!) положительный пример коллегам. А вы сталкивались с эффектом Розенталя в жизни? Он вам скорее вредил, или помогал? Поделитесь своим опытом! Источник: vk.com Комментарии: |
|