Как наши мысли и ожидания влияют на реальность?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-04-22 18:29

Работа разума

Как наши мысли и ожидания влияют на реальность? Психиатр – об эффекте Розенталя и самосбывающихся пророчествах

Что такое эффект Розенталя? Принцип действия

Эффект Розенталя – психологический феномен, одно из когнитивных искажений: систематических ошибок мышления и поведения, свойственных большинству людей.

Суть эффекта Розенталя: наши ожидания напрямую влияют на характер наших действий/поведения и могут приводить нас именно к тому результату или развитию ситуации, который мы предполагали изначально – особенно, если ситуация связана с общением с другими людьми или с нашей собственной работой. То есть, эффект проявляется в тех случаях, когда мы непосредственно участвуем в ситуации.

Поэтому эффект Розенталя часто называют «самосбывающимся пророчеством». А еще эффектом Пигмалиона – по имени скульптора из древнегреческой мифологии, который так сильно влюбился в сделанную статую, что оживил ее.

Как эффект Розенталя работает на практике – например, при общении с людьми:

1. Создание установки. Мы предполагаем – сами, или под воздействием чужих слов и отношения – что какой-то человек имеет определенные черты характера и манеру поведения, уровень профессионализма и т.д.. Теперь у нас есть определенные ожидания по отношению к этому человеку. Например:

Ой, он такой ворчун, еще и скорпион по знаку зодиака!..

Этот тип какой-то подозрительный, я что-то нехорошее о нем слышал, да и на вид он мне не нравится… Наверняка не стоит ожидать от него ничего хорошего…

Ваня – замечательный мастер, помог очень многим моим знакомым!

Оля – очень способная девочка, у нее большой потенциал.

2. Отражение установки. Теперь при общении с человеком мы подсознательно отражаем свое отношение к нему, транслируем свои ожидания: мимикой, жестами, позами, интонациями, подбором фраз и выражений – или даже напрямую словами. Например:

Ой, вот только не начинай ворчать… А мне ведь говорили, что ты будешь так себя вести!

Извини, но я не могу тебе доверять. Давай как-то по-другому решим ситуацию, я не могу согласиться на твои условия или пойти на компромисс…

Ой, вы такой хороший работник, мне много о вас говорили… Я уверен, что вы сделаете все наилучшим образом!

Олечка, у тебя обязательно получится это сделать, я в тебя верю! Ты очень умная и способная!

3. Восприятие установки. Человек принимает эти сигналы и подстраивается под них – начинает вести себя в соответствии с нашим отношением к нему. Например:

Этот тип относится ко мне как-то враждебно, я сразу это почувствовал... Раз так – то и мне нечего с ним церемониться!

Он мне не доверяет, сомневается в моих качествах, унижает меня своим обращением. Почему я должен для него стараться?

Меня уважают и называют хорошим работником, нужно приложить максимум усилий к этому делу и «не сплоховать»!

Меня похвалили, в меня верят… Нужно постараться и доказать им, что они были правы!

4. Подтверждение ожиданий. Человек повел себя именно так, как мы и ожидали. Поэтому мы решаем, что мы или наши осведомители были правы. Например:

Интуиция меня не подвела! Я так и знал! Я отлично разбираюсь в людях!

А ведь мне не соврали, нужно и дальше прислушиваться к их словам…

Как доказали эффект Розенталя – интересные исследования

В отличие от множества спорных психологических теорий, эффект Розенталя – многократно доказанный феномен. Приведем в пример наиболее интересные из них.

«Дети Розенталя»

Наиболее известный эксперимент родоначальник феномена – американский профессор психологии Роберт Розенталь – провел в 1966 году.

Под предлогом изучения уровня интеллекта у школьников в начале учебного года в одной из школ Сан-Франциско психолог провел тесты на IQ. А после этого выбрал случайным образом некоторых детей – и сказал учителям, что конкретно эти ученики имеют скрытый потенциал и в будущем смогут показать гораздо более высокие результаты.

В конце учебного года Розенталь повторил тест на IQ с той же группой детей – включая тех учеников, что получили «положительные ожидания».

Результат был очевиден – именно случайно выбранные ранее дети из группы «более способных» показали лучшие результаты. Так произошло, потому что на протяжении всего учебного года учителя были к ним предвзяты, демонстрировали им свое расположение и искреннюю веру в их успех.

Студенты и крысы

В другом эксперименте Розенталь вместе со своей коллегой-психологом Ленорой Якобсон отобрали студентов и попросили их выполнить исследование с лабораторными крысами, чтобы изучить поведение грызунов в лабиринте.

Студентов разделили на 2 группы. Одной группе заранее сообщили, что их крысы – более умные. Второй группе сказали, что их подопытные весьма глуповаты.

Как вы уже догадались, «умные» крысы по итогам исследования показали гораздо лучшие результаты в прохождении лабиринта – студенты относились к ним более ласково и заботливо, поглаживали, то есть давали зверькам дополнительные положительные стимулы. Грызуны были психологически спокойными, и потому более активными и сообразительными.

А «глупые» крысы прошли лабиринт хуже. Студенты относились к зверькам пренебрежительно, раздражались на своих подопечных. В итоге грызуны испытывали больший стресс, чем их «коллеги» из другой группы, и закономерно прошли лабиринт хуже, были более пассивными и менее сообразительными.

Эксперимент с симпатией

Конечно же, эффект Розенталя изучал и проверял не только его основоположник. Были и другие исследователи – например, психологи Ким Миллер и Ребекка Кёртис в 1986 году. Они исследовали влияние эффекта Розенталя на симпатию между людьми.

Для этого группу не знакомых между собой студентов колледжа разбили на пары. Далее одному из людей в нескольких случайно выбранных парах как бы «по секрету», мимоходом сообщали разные данные: «Вы нравитесь своему партнеру» и «Вы не нравитесь своему партнеру». При этом исследователи сами не знали, кому из пар какая установка досталась.

Затем парам давали возможность пообщаться и поработать вместе. После опроса и наблюдения за парами выяснилось:

· Те студенты, что знали о «симпатии» партнера к себе, сразу вели себя с ним более открыто и дружелюбно, были откровеннее в обсуждениях, и в результате высказывали меньше несогласия по обсуждаемым вопросам.

· Те студенты, кому сообщили об «антипатии» от партнера, общались с ним более сухо и замкнуто. У таких пар было больше конфликтов в обсуждениях.

Как использовать эффект Розенталя во благо себе? 3 главных совета

Чтобы надежно защититься от негативных эффектов «самосбывающегося пророчества» и использовать феномен себе на пользу, стоит следовать простым и надежным советам:

1. Избегайте негативных ожиданий и работайте над ними

В работе и жизни старайтесь концентрировать свое внимание именно на положительных вариантах развития событий. Если же вас посещают тревожные мысли – работайте с ними, заранее продумывайте способ выхода из ситуации. Например:

Мне нужно выступить перед этими людьми. Да, они могут плохо меня принять, или я сам могу стушеваться. В этом случае я поведу себя таким образом, совершу такие действия – у меня все продумано, так что можно не беспокоиться. В любом случае, я уверен в себе и знаю, что встреча пройдет хорошо, а слушатели наверняка окажутся приятными и милыми людьми – ведь я знаю, что их отношение ко мне будет во многом зависеть от моего отношения к ним, и могу использовать это знание. Я сам буду приветливым, милым и открытым.

2. Формируйте внутреннюю референцию и остерегайтесь поспешных выводов

В психологии разделяют два типа ориентации (или референции) при принятии решений:

Внутренняя. Вы ориентируетесь на собственное мнение, принципы, убеждения и идеалы.

Внешняя. Вы ориентируетесь на чужое мнение, поддаетесь чужому влиянию.

Старайтесь сформировать у себя внутреннюю референцию – особенно по вопросам взаимоотношений.

Вас всегда будут окружать самые разнообразные люди со своим жизненным опытом и психологическими особенностями. Их мнение – не абсолют, особенно если они рассказывают вам о других людях. Они сами могли в прошлом поддаться на эффект Розенталя и составить негативное или излишне позитивное мнение о человеке, и теперь передают его вам.

Поэтому не делайте поспешных выводов о ком-либо, проверяйте все сами при личном общении. Начинайте каждое новое знакомство «с чистого листа» – так, будто вы никогда ничего не слышали об этом человеке. Доверяйте себе.

3. Используйте сигналы обратной связи

Помните – даже мельчайшие сигналы в общении (мимика, жесты, позы, интонации) корректируют поведение и мышление вашего собеседника, заставляют его «отзеркаливать» ваше отношение. Поэтому, если хотите произвести хорошее впечатление и добиться успеха в беседе, всегда будьте лояльны к собеседнику. Больше дружелюбия, открытости, проявлений доверия, приятных замечаний.

Особенно хорошо эта рекомендация действует в командной работе. Если хотите добиться хорошего и быстрого результата в каком-либо деле – проявите свое доверие к партнерам, возлагайте на них большие надежды и не стесняйтесь говорить об этом. Но, конечно же, по итогам работы не спешите винить их за свои нереализованные ожидания – люди могут ошибаться, и это нормально. Также старайтесь сами работать на свой максимум и показывать (а не рассказывать!) положительный пример коллегам.

А вы сталкивались с эффектом Розенталя в жизни? Он вам скорее вредил, или помогал? Поделитесь своим опытом!


Источник: vk.com

Комментарии: