«Идентификационные процессы личности в медиареальности постмодернизма»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Аннотация

Медиарельность, структурированная по канонам постмодернизма, пронизывает все сферы жизни современника, моделирует ее и служит навигатором в достижении целей. Совокупность живых систем, детерминированная локальным географическим положением и гипертекстовой виртуальностью, вынуждена постоянно обновляться, чтобы соответствовать актуальным запросам общества потребления. Поиск идентичности конкретного индивида, симбиотически связанного с массовым сознанием, связан с потребностью структурировать внутренний хаос и победить неудовлетворенность собой. Стремление к идеальному образу себя поощряется медиа, но постоянная опора на будущее, придает этим попыткам процессуальный характер без четких ориентиров. Разрыв со своими корнями, размывание культурных и социальных границ, характерных для постмодерна, затрудняют индивиду понимание своего предназначения, его фреймы неустойчивы, при характерной стабильной тенденции – способности потреблять и быть потребляемым. Растиражированная цифровыми медиа индивидуальность и экспертность приобретают массовый характер, представленный самопубликациями посредством написания книги, ведения блога или страницы в социальной сети. При размывании символических границ идентичность современника приобретает диффузный характер, нуждающийся в структурировании смыслов и целей посредством обращения к значимому Другому, который в глубинах бессознательного является проекцией субъекта. Идентификационные процессы современника в глобальном смысле детерминированы самоотношением, отношением к саморазвитию и поиску своей идентичности в медийных семиотических пространствах, которые замещают реальность социального локуса.

Ключевые слова

Постмодернизм, медиареальность, идентичность, потребление, целостность, размывание границ, неопределенность, медиатворчество, цифровая реальность, брендовая идентичность, пассионарии, субпассионарии.

Эпоха постмодерна диктует новые правила постройки своей идентичности индивиду, при массовом перемещении людей в альтернативную медийную реальность. Система терминальных ценностей современного человека, таких как жизненная мудрость, здравый смысл, любовь и физические отношения с любимыми, непрерывно подвержена влиянию глобализации и детерриторизации, редуцирована современными трендами в области семейных и общественных отношений.

При этом индивид вынужден удерживать фокус своего внимания в будущем – том желаемом идеальном состоянии своего здоровья, личной эффективности и экономического благосостояния, которого он может достигнуть «успев набрать нужное количество «знаков» и вовремя поменять их на актуальную для него конфигурацию, несущую свойства потенциальности, способную к дальнейшей трансформации» [1, 79]. Сравнение индивида с компьютерной системой, а его сознания с программным обеспечением, уже не позиционируется как научная фантастика, но становится обыденной реальностью, в которой функционируют живые системы. Подобно операционной системе, индивид эпохи безудержного потребления постоянно направлен на поиск актуальных обновлений и приложений, способствующих его востребованности и реализации, а также удовлетворению своих потребностей. Люди создают и контролируют свой образ для себя и других по канонам «социальной желательности», постоянно меняя свое тело, имидж, стиль; в результате этого процесса потребитель сам становится продуктом, предназначенным для потребления другими [11, 42].

Медиапространство, представленное соцсетями, блогами, влогами конструирует идентичность индивида, хотя некоторые исследователи [2, 36] полагают, что человека нельзя запрограммировать. Исследователи отмечают сочетание «отрицания прошлого в опыте индивида и полисемичности социальных смыслов, размывающих жизненные ориентиры личности, сводя ее существование к единственно возможному социальному действию – потреблению». [1, 78]. Эта реальность порождает бесконечное многообразие форм потребления, начиная от стремления к самореализации и самоидентификации, что давно расценивается массовым сознанием как непременное качество самоактуализированной личности. В непрерывном потоке огромного количества людей, пытающихся структурировать внутренний хаос в поисках своей идентичности путем медиатворчества, «рядовой пользователь становится автором и поставщиком контента [3, 3].

Эти внутренние причины побуждают многих пользователей генерировать контент на современных цифровых платформах для самопубликаций на традиционных уже сайтах Стихи.ру и Проза.ру, а также на платформе Ridero. Прообразом российского цифрового гиганта (на нем зарегистированы уже более ста тысяч независимых авторов) стал Amazon, который двадцать шесть лет назад позиционировал себя как интернет-магазин по продаже книг. Команда Ridero проводит различные вебинары и внедряет образовательные ресурсы в работу сайта для начинающих авторов, не только предлагая возможность свободной самостоятельной публикации книги, но и формируя качественно новые знания и компетенции. В свою очередь насыщенные и эффективные инструменты самовыражения имеют обратную сторону – снижение экспертности на этапе подготовки книги, что обусловлено платными корректорскими и редакторскими услугами - не все авторы ими пользуются. С течением времени у авторов изменяется смысловое содержание стратегии самопубликации: от «простого желания быть опубликованным автором до стремления быть продаваемым автором» [4, 141], что также подвергает сомнению пресловутую независимость и индивидуальность, растиражированную многочисленными независимыми авторами. Кроме авторства на этих площадках существует огромное поле медиаконтента блогеров разной величины по охвату аудитории и лояльных подписчиков.

Присутствие в публичном пространстве, которое создают средства массовой информации, не оставляет возможности пользователю для самоидентификации и отождествления себя с местом проживания и рождения, так как рвется цепочка взаимосвязей «я — моя малая родина — моя страна» - ведь понятие малой родины не существует в сетевом пространстве медиареальности [5, 490]. При этом локальность детерминирована сама географическими координатами пребывания с одной стороны и фрагментами гипертекстовой виртуальности – с другой. Символические границы культурной идентичности размываются, усвоение культурных норм и социальных ролей все больше происходит посредством обращения к значимому Другому, представленному яркой медийной личностью или группой референтных лиц. Но и истинный Другой для медийного субъекта не существует, так как «Другой создается по образу и подобию своего «Я», на него как бы перекладываются, переносятся свойства этого самого «Я» (самооценка, система релевантностей, интересов» [1, 81]. Медиареальность управляет идентификационными процессами, активно вытесняет и замещает реальность социального локуса.

В это же время продавцы магической терапии, способствующей воссоединению частей личности в победе над внутренней энтропией, имеют успех у потребителя, страстно желающего целостности. Целостность же в постмодерне невозможна, так как самокритичное сознание не позволяет выбраться из пессимизма, отчаяния и недоверия. Неопределенность в настоящем, отрицание прошлого путем ироничного переписывания в духе релятивистской морали, постоянное устремление в будущее, к новому, идеальному самосоответствию индивида, определяют его социализацию и идентификацию в русле «театральности виртуального карнавала, дают возможность находиться одновременно в нескольких реальностях одновременно» [3, 5]. Парадокс современности выражается в том, что приоритетность саморазвития и поиск идентичности порождают множественные идентичности индивида, существующие в нескольких цифровых отпечатках.

Вопросы идентичности изучал Л.Н.Толстой, который считал, что «всякий человек живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность» [6, 66], но двадцатый век и тем более начало двадцать первого демонстрируют устойчивое размывание идентичности. Современные медиа, особенно социальные сети, сопровождают, направляют и обучают человека с самого рождения, экспоненциально захватывая все сферы его жизни. В эпоху массового интернета, интегрированного в единую медиасреду, виртуальное общение становится приоритетным по отношению к реальному, тем самым способствуя все возрастающей социальной изоляции при кажущейся коммуникативной активности и компетентности. Освоение гибридных пространств, совмещающих одновременно мобильную связь, социальные сети и реальный мир, формирует актуальную действительность современника, и она особенно ярко проявлена в подрастающем поколении. Создание коммуникативных стратегий, становление идентичности в подростковом возрасте в основном происходит в «семиотических социальных пространствах» [7, 88], при этом «виртуальное Я» строится не только на смысловых составляющих «Я реального», но и проявляет его те или иные сконструированные черты и качества, по разным причинам не имеющие реализации в реальном мире [7, 87].

Поэтому особо значимой становится роль воспитания и образования подрастающего поколения. Воспитать целостную личность возможно только путем целостности образовательного процесса, который направляет личность в развитии ее индивидуальных особенностей. Эталонное воспитание личности в данном ключе гармонично сочетает нравственный, физический, психический потенциал, предполагает баланс между его бессознательными и сознательными процессами. Тем не менее, личность в процессе воспитания подвергается дифференциации на определенные элементы и стадии этого процесса при «объективной потребности гармоничного развития личности в период социальной модернизации» [8, 2] Личное начало человека расщеплено в эпоху постмодерна, специфически ориентированного на восприятие мира в качестве хаоса, эстетического эклектизма и фетишизации предметов потребления. Конформизм, отсутствие пафоса, коммерческий успех и медиатворчество стирают различия между массовым и элитарным, питают интерес к маргинальному, локальному, периферийному. Индивид в современной реальности представлен текстом, непрерывно редактируемым самим индивидом, существующем в мире, базовой характеристикой которого является неопределенность. В таких условиях сложно представить целостность психических процессов индивида, обреченного в своих приоритетах опираться на будущее и быть вечно неудовлетворенным собой и тем, что имеет.

Человек ищет средства и инструменты, чтобы унять внутренние противоречия и разной степени внешние трудности и конфликты в своей жизни, мотивированный не только жаждой саморазвития, но душевной болью и ощущением безысходности. Сети масс-медиа готовы поддержать современника в этом стремлении, предлагая доступ к бесплатным и платным ресурсам для восстановления психических и физических сил, а также развития всех видов интеллекта. Кратковременные погружения во всевозможные тренинги, коучинги, ретриты, випассаны, арт-терапию и многочисленные курсы по саморазвитию призваны помогать человеку не бояться своего плохого настроения, справляться с депрессией, физической упадком, а также постановке и мотивации целей, целей, концентрации на «здесь и сейчас». Тренинговая культура, являясь симбиозом наследия духовных практик и модной тенденции «заботы о себе», погружает индивида и целые группы в причудливые формы продуманных и добровольных практик. Стремясь к недостижимому идеалу, человек старается «изменить, преобразовать себя в бытии и сделать из своей жизни произведение, несущее в себе определенные эстетические ценности и отвечающее определенным критериям стиля» [2, 34]. Борьба с аффектами и внешними причинами тревоги, таким образом, имеет кратковременный эффект, который постепенно сходит на нет, несмотря на всевозможные доступные средства для снятия напряжения [2, 35]. Вынужденное пребывание в социальных сетях дает человеку новую причину для аскезы воздержания от пользования гаджетами и соцсетями, апеллируя к возможности хотя бы минимальной экономической и социальной независимости в субъективном понимании индивида.

Субъективная независимость индивида также выражается через потребление символов материальных объектов - посредством брендовой идентичности, «концентрирующей в себе индивидуальность, доминантные черты, имидж, культурное содержание и психотип, а также ключевые паттерны потребительского поведения». [9, 6] Рождаясь в глубинах Я-концепции и формируя социальные установки, являясь постоянным раздражителем архетипической природы, бренд помогает индивиду в поиске порядка, сортировки и осмысления поступающих сигналов извне, «структурировании хаоса». Внутренняя карта личности периодически образует «пустые места», обусловленные нехваткой чего-либо, и тогда мысли, чувства и образы стремятся к ее заполнению – в таких случаях бренд выступает как посредник между Я-реальным и Я-идеальным, закрывая гештальт. В рамках Я-концепции идентичность бренда распознается потребителем как абстрактная личность, некий образ «Я-идеального», «промежуточным основанием для решения о покупке, внутренним референтным объектом, который находится в сознании потребителя и реализует взаимоотношения с брендом [9, 8]. Исследования подтверждают - чем более целостная личность, тем менее она склонна искать подтверждение своей идентичности через бренд, не стремясь экспортировать свое «Я» дальше ментальных и физических границ своей личности. Но даже для самых «зрелых» личностей характерно выбирать бренды «идентичные представлениям о себе, отклоняя то, что расходится с этими представлениями» [9, 18] Зрелые потребители значительно отличаются от потребителей с диффузной идентичностью по позициям «глобального самоотношения, дифференцируемого по самоуважению, аутосимпатии, ожиданиям отношения к себе и самоинтересу, а также установке на самоинтерес» [9, 23]

Зрелые личности, они же пассионарии духа и тела и их экстравертные и интровертные типажи [6, 66] развивают свою индивидуальность, ее потенциал; добывают энергию, создают смыслы и тиражируют их на благо другим. Субпассионарии, живущие за счет чужой энергии, не способны к духовному производству и генерации энергии из окружающей среды, лишенные страсти и вкуса жизни, нуждаются во внешней мотивации и ориентированы на эгоистическое удовлетворение постоянно растущих желаний, но им всегда недостаточно энергии для их реализации. Здесь игнорируется духовный потенциал личности, который и в противном случае обусловлен тисками индивидуальной цензуры, проявляющейся в психологических самоограничениях (чувство страха, вины, долга) и цензурой общества, уничтожающей зачатки гениальности на всех уровнях воспитания и образования. Сопротивление этим тискам говорит о яркой и бунтующей личности, осознающей свою духовную природу, целостности которой противопоставляются ценности консюмеризма эпохи постмодерна, генерализующими проявлениями которого являются достижение успеха и потребительской состоятельности взамен стремления к созданию личности. [6, 67], [10, 460]

Литература

1. Николаева Е.М., Николаев М.С. Социальное становление личности в условиях коммодификации: инфляция социальной реальности [Электронный ресурс] // Учебные записки Петрозаводского государственного университета. – 2013. - №1 (130). – с.78-82. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18910170 (дата обращения: 08.07.2020)

2. Трошина Е.И. Современные способы заботы о себе [Электронный ресурс] // Сборник статей международной научной конференции «Забота о себе» как образовательная практика современного классического университета». – 2018. – с. 32-38. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35397566 (дата обращения: 08.07.2020)

3. Бутурлина О.В. Проблемы идентичности в современном медиапространстве [Электронный ресурс] // QOLLOQUIUM-JOURNAL. – 2018. - №11-3 (22). – с. 53-54. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36429894 (дата обращения: 08.07.2020)

4. Баль В.Ю. Стратегии самопубликации независимых авторов в современном медиапространстве [Электронный ресурс] // Информационное общество: новые приоритеты книжной культуры. – 2019. – с. 135-141. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41002236 (дата обращения: 08.07.2020)

5. Янгляева М.М., Якова Т.С. Р


Источник: www.elibrary.ru

Комментарии: