Главный секрет соцсетей: «умная» лента делает нас тупыми?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В 2012 году, еще до того, как Facebook внедрил «умную ленту», группа ученых и сотрудников соцсети во главе со специалистом по «бигдате» Адамом Крамером провела скандально известный эксперимент (https://www.pnas.org/content/111/24/8788.full) на значительной выборке почти в 700 тысяч пользователей, о чем написала отчет под названием «Экспериментальное подтверждение масштабного эмоционального заражения через социальные сети».

В ходе эксперимента целую неделю одной группе пользователей демонстрировали ленту сообщений друзей, из которой исключили позитивные посты и оставили в ней всякий мрак, плохие новости, грусть-тоску и депрессию, а другой группе – ленту «за все хорошее против всего плохого» с милыми животными и детьми, цветочками-листочками, улыбками и радостными статусами. Ни те, ни другие о том, что участвуют в эксперименте, не знали – пользовательское соглашение Facebook уже тогда предусматривало, что с любыми изменениями в соцсети ее участники соглашаются самим фактом своей регистрации.

Результат оказался предсказуем. Пользователи, начитавшиеся «негативной ленты», сами начали распространять негатив, а пользователи, впечатленные «позитивной лентой», принялись посылать всем лучи добра.

Авторы эксперимента в своем отчете подчеркнули, что «эмоциональное заражение» работает при взаимодействии просто с контентом из ленты соцсети, который ни на кого конкретно не направлен. Ранее считалось, что эмоциями мы заражаемся только при непосредственном взаимодействии с людьми.

Это исследование ярко демонстрирует, как легко пользователи соцсетей могут попасть в «информационные пузыри» и сформировать для себя на основе прокручиваемой ленты новую картину мира.

С тех пор прошло 8 лет, и сегодня социальные сети занимаются манипуляцией восприятием реальности у своих пользователей при помощи персонализированной «умной ленты». Из-за того, что ранжирование сообщений в ней во многом основывается на «интересах пользователей» и на истории их действий, вплоть до фиксации скорости прокрутки сообщений, лента сужает взгляд участников соцсети на мир.

Мы почти не имеем возможности сопротивляться формированию той картины мира, которую нам навязывают «умные ленты» (и это мы еще не говорим про поисковики). В «ВК» пока работает кнопка настройки ленты на хронологический режим – правда, многие ли ее замечают?

Инфопузыри, в которых живут цифровые личности людей, влияют и на их физические «исходники», причем не только эмоционально. По данным науки, мы очень не любим испытывать когнитивный диссонанс – специфическое чувство, возникающее, когда факты не совпадают с нашими представлениями о мире. Поэтому инфопузыри – своего рода прибежища для человеческой психики.

Не видеть неудобную реальность – это и есть отупение??

Соцсети на самом деле не бесплатны. За сервисы, которые они нам предоставляют, мы платим, отдавая гигантское количество своих персональных данных. Особенно если приложения соцсетей установлены на смартфонах – вкупе с банковскими программами, фитнес-трекерами, ПО, связанным с платежными NFC-модулями, фото- и видео- приложениями и т. д.

Бизнес соцсетей строится на том, что часть наших персональных данных продается рекламодателям – для таргетинга по возрасту, полу, семейному положению, профессии, интересам. Для пугающе точного тартетинга.

Но если задуматься, соцсетям было бы удобнее не столько отслеживать наши интересы, сколько формировать их, не так ли? Таргетинг стал бы точнее. Вероятно, до владельцев соцсетей это давно уже дошло – уж очень явные признаки на это указывают.

Алгоритмы прямо сейчас «подмешивают» в «умные» ленты контент, выбранный на основе сложных цепочек ассоциаций с имеющимися персональными данными пользователей. В этом процессе задействованы нейросети искусственного интеллекта. Как именно они работают, владельцы соцсетей не раскрывают (и никогда не раскроют). Но дошло до того, что пользователи по всему миру стали подозревать: кажется, мобильные устройства прослушивают их разговоры, соцсети и поисковики персонализируют рекламу и прочий контент, исходя из услышанного.


Источник: www.pnas.org

Комментарии: