В МГУ мы прочитали в осеннем семестре межфакультетский курс для небиологов по iNaturalist

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2022-01-12 21:42

В МГУ мы прочитали в осеннем семестре межфакультетский курс для небиологов по iNaturalist. Все лекции мы выложили на наш канал в YouTube, у которого сейчас 202 подписчика. По итогам курса в него вошло 11 видеолекций. Последняя лекция была размещена накануне.

Вот дайджест всех видеолекций.

Лекция 1. Введение. «Большие данные» о биоразнообразии.

А.П. Серегин

Традиционные данные о биоразнообразии. Оцифровка данных (перевод данных в электронный вид). Электронные данные о биоразнообразии. Современные возможности и технологии для работы в поле. Global Biodiversity Information Facility (GBIF). Структура данных в GBIF, типы данных. Поисковые поля и фильтры GBIF. Статистические отчёты по данным GBIF. Выгрузки данных из GBIF и их использование. Страны-лидеры GBIF. Учреждения-лидеры GBIF. Зачем публиковать открытые данные о биоразнообразии? Гражданская наука, или научное волонтёрство. История. Примеры проектов.

Лекция 2. Знакомство с платформой iNaturalist.

А.П. Серегин

История платформы. Основные вехи развития. Эволюционные изменения. Учредители, управление. Современное состояние платформы. Основные правила пользования. Регистрация на платформе. Жизнь данных. Сайт и приложение iNaturalist. Приложение Seek. Личный кабинет и профиль. Настройки лицензий. Модуль «Исследуйте». Модуль «Идентифицируйте». Модуль загрузки данных. Модуль «Сообщество» (люди, проекты, журналы, форум). Модуль «Информация о таксонах». Модуль «Места». Руководства. Справка. Данные iNaturalist. Страны-лидеры. Диспропорции в данных.

Лекция 3. «Наблюдение» как основа массива данных. Геоданные. Как снимать, что снимать?

А.П. Серегин

Научные основы сбора данных о биоразнообразии. Что такое «наблюдение»? Фотография / группа фотографий. Exif-файл. Визуальные данные о живых организмах. Сложности и возможности. Достоинства и недостатки. Смартфон или фотоаппарат? Таксономические группы. Макросъемка. Технические ограничения. Особенности съёмки в разных условиях. Особенности съёмки при отсутствии знаний. Снимаем хорошо, снимаем много: техника эффективных наблюдений в природе. Метаданные. Географические координаты. Редактирование геоданных. Точность геоданных. Синхронизация трека и фотографий при съемке на камеру без GPS-модуля. Тэги. Аннотирование наблюдений.

Лекция 4. Искусственный интеллект iNaturalist. Ошибки пользователей: что не надо делать на iNaturalist? Подготовка к практическому заданию.

А.П. Серегин

История распознавания объектов на изображениях. Роль iNaturalist в развитии этой области. Эволюция распознавания видов по изображениям. Современное состояние обучения ИИ внутри платформы. Ошибки искусственного интеллекта. Ограничения искусственного интеллекта. Ввод дополнительных параметров: география наблюдений. Ввод дополнительных параметров: фенология наблюдений.

Технические ошибки и сбои. Плохие практики. Неадекватные действия. Мошенничество. Нарушение авторских прав. Нарушение иных правил. Блокировки пользователей. Игнорирование пользователей. Практическое задание (двухнедельная самостоятельная работа студентов в природе): выбор территории. Выбор объектов. Выбор техники. Съёмка. Самостоятельная загрузка наблюдений.

Лекция 5. Другие платформы по документации биоразнообразия: возможности и альтернативы, плюсы и минусы.

К.В. Дудова

Универсальные платформы (observation.org, naturgucker). Национальные платформы (Швеция, Норвегия, Финляндия и проч.). Растения (Pl@ntNet, Плантариум). Птицы (Дневники наблюдений за птицами, eBirds). Млекопитающие (rusmam.ru). Насекомые и проч. (MacroID). Грибы. Приложения.

Лекция 6. Как ученые используют данные платформ citizen science?

К.В. Дудова

Управление городским биоразнообразием (использование данных распространения видов для урбанизированных территорий). Мониторинг и выявление инвазивных видов. Мониторинг редких видов. Хорология и биогеография (уточнение и изучение ареалов видов). Использование фотонаблюдений как источника экологических данных. Использование платформы в учебном процессе. Теория и практика машинного обучения, нейросети. Исследования структуры и применимости данных iNaturalist в различных исследованиях. Примеры научных исследований, выполненных в России.

Лекция 7. Итоги практического задания. Как iNaturalist помогает в реальной жизни.

А.П. Серегин

Короткий обзор, общие впечатления преподавателя от работы студентов. Формальные итоги (статистика). Отмеченные виды. Неопределяемые виды. Причины успеха. Причины неудач. Выводы из самостоятельной работы студентов. Объявление победителей.

Как iNaturalist помогает в реальной жизни (в Африке).

Лекция 8. Определение видов: искусственный интеллект и таксономическая экспертиза изображений.

А.П. Серегин

Принципы таксономии живых организмов. Как определять живые организмы: источники информации. Массив изображений iNaturalist. Таксономическая экспертиза. Сообщество экспертов iNaturalist. Сильные слабые стороны таксономического краудсорсинга. Верификация данных. Проблемы (таксономия, неопределенность, качество данных).

Лекция 9. Проекты в iNaturalist. Биоблицы: чемпионаты по документации биоразнообразия

А.П. Серегин

Что такое «проект» на iNaturalist. Три типа проектов (традиционные, проекты-коллекции, проекты-зонтики). Зачем они нужны? Настройки проекта. Описание проекта. Журнал проекта и его ведение. Разметка текста. Вставка иллюстраций в журнал. Вставка таблиц в журнал. Сообщество и его развитие. Приглашения. Для чего не нужно создавать проекты? Геймификация гражданской науки. Биоблицы, их история. City Nature Challenge – самый большой биоблиц мира. Большой год – самый старый биоблиц мира. Командный кубок по фотофиксации растений – самый большой биоблиц России.

Лекция 10. Что учёные узнали нового о флоре России за последние три года благодаря iNaturalist? Часть 1.

А.П. Серегин

Вымирание видов. Расселение видов. География видов. Таксономия видов. Новые виды. Самые обычные виды. Самые редкие виды. Региональные флоры. Локальные флоры.

Лекция 11. Что учёные узнали нового о флоре России за последние три года благодаря iNaturalist? Часть 2. Проблемы.

А.П. Серегин

Чистка данных (на примере Московской области). Вымирание видов. Расселение видов. География видов. Таксономия видов. Новые виды. Самые обычные виды. Самые редкие виды. Региональные флоры. Локальные флоры. Проблемы платформы iNaturalist.


Источник: www.youtube.com

Комментарии: