Вызовы пандемии COVID-19 во время эпидемии нарциссизма, депрессии и одиночества |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-12-06 21:40 Вызовы пандемии COVID-19 во время эпидемии нарциссизма, депрессии и одиночества Декан факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии МГППУ, член Ученого совета МГППУ, ведущий научный сотрудник НИИ Скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, доктор психологических наук, профессор Алла Борисовна Холмогорова выступила на 15-м Санкт-Петербургском саммите психологов с докладом «Вызовы пандемии COVID-19 во время эпидемии нарциссизма, депрессии и одиночества». Дорогие коллеги, как видно из темы моего доклада, я, как и Татьяна Владимировна Черниговская, рискую выступить в роли алармиста и тоже призвать не торопиться переходить от рефлексии к действию, поскольку, увы, мы плохо слышали тех, кто нас предупреждал. В случае темы Татьяны Владимировны — это, наверное, Рэй Бредбери, Роберт Шекли и другие великие фантасты. А в случае моего доклада я тоже назову людей, к которым мы плохо прислушивались. Увы, мы действительно оказались на пороге достаточно тяжёлого, кризисного состояния в плане бремени психических расстройств. В настоящее время оно значительно превышает бремя остальных болезней: в развитых странах — 23% от числа всех заболеваний, 13% — во всём мире в целом, что превышает показатели кардиологических заболеваний (10%) и онкологии (5%). Пандемия грозит нам существенным ростом депрессивных и тревожных расстройств. Поэтому зададимся рефлексивным вопросом: «Что же с нами происходит?» На него пытается ответить широко известный во всём мире петербургский писатель Евгений Водолазкин, написавший пьесу «Сестра четырёх», посвящённую пандемии. Он задаётся таким вопросом: «Может быть, глобализация достигла той степени, когда все ждут повода, чтобы закрыть дверь?» И, сделав на этом моменте рефлексивную паузу, нельзя не процитировать наше всё, Александра Сергеевича Пушкина: Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит — Ну вот об этом, наверное, и пьеса Евгения Водолазкина. Но кто же нас предупреждал? Нас предупреждали специалисты в сфере психического здоровья. На саммите и в декларации ВОЗ в 2016 году под лозунгом «Выйти из тени» психическое здоровье было признано не только приоритетом здравоохранения, но и приоритетом глобального развития. Комиссия Lancet по глобальному психическому здоровью тоже предлагала направить все усилия общества на устранение пробелов, касающихся как клинических, так и, отметим особо, социальных вмешательств с целью снижения глобального бремени психических расстройств. Нас предупреждали и философы. Замечательный российский философ Акоп Назаретян, безвременно ушедший от нас в 2019 году, сформулировал закон техно-гуманитарного баланса — баланса между технологической мощью и уровнем культуры и психологической регуляции, поддерживающей внутреннюю стабильность общества. Он, как мы сейчас покажем, грубо нарушен в настоящее время. Нас предупреждали культурологи. Я не знаю, к какой сфере, к какой профессии отнести эрудита, философа, социолога, филолога Билла Ридингса, также безвременно ушедшего совсем молодым в результате авиакатастрофы за 2 года до того, как была напечатана его книга «Университет в руинах», которая сейчас переведена на русский язык. Соответственно, это «предупреждение» будет доступно и русскоязычному читателю. Позволю себе процитировать Билла Ридингса: «Текущий кризис Университета на Западе является следствием фундаментального изменения его социальной роли и внутренних систем, предполагающего утрату традиционными гуманитарными дисциплинами центрального места в жизни Университета (...) Дискурс совершенства вытесняет идеологию культуры в различных институтах и странах». И не могу удержаться ещё от одной цитаты мыслителя: «Тот факт, что столь старинное учебное заведение, как Новый колледж Оксфорда, начало включать слова о приверженности совершенству во все свои публичные высказывания, в том числе в объявления о найме, кажется мне более показательным для долгосрочных тенденций в области высшего образования». Итак, нас предупреждали все: мировая система образования в кризисе, университеты превращаются в корпорации. Как следствие, менеджеризм, соревновательность, гонка за показателями. Но мы не слушали. И в результате после предупреждений прошло 20 лет, и мы имеем дело с последствиями нарушения техно-гуманитарного баланса в научной и образовательной среде. Большая часть моего доклада будет о втором последствии, но сейчас обратимся к первому. Я хочу процитировать Марата Чошанова, профессора Техасского университета, который в 2018 году в газете «Поиск» написал, что причина кризиса кроется в переносе рыночных механизмов и принципов менеджмента на управление наукой и образованием. И говорит, что корпоративный «спрут» проник и в российское образование. Далее звучит призыв об отказе от конкурентоспособности как главной и единственной цели деятельности университетов. Меня как клинического психолога и психотерапевта-практика особенно интересует второе последствие. На сегодняшний день 30% выпускников страдают симптомами депрессии, что в три раза выше, чем в общей популяции. Об эпидемии депрессии говорят и наши зарубежные коллеги, и остро ставится вопрос о причинах этого. Два исследователя из Великобритании, Thomas Curran и Andrew Hill, посвятили серию публикаций проблемам роста показателей депрессии, тревожных расстройств, суицидальной направленности. В частности, они говорят о «негативном влиянии современного рыночного общества на психическое здоровье молодёжи, культуры, которая всё больше меняет критерии оценки себя и других молодых людей». Вот цитата из их статьи под названием “How perfectionism became a hidden epidemic among young people?”: «В 1980-х гг. в США, Канаде и Великобритании формируется общество конкурентного индивидуализма, на что люди отвечают стремлением быть совершенными во всех отношениях». Психотерапевты предупреждали нас о назревающей опасности перехода от озабоченности сексуальными проблемами к озабоченности проблемами совершенства. Об этом писала Карен Хорни, утверждавшая, что идеализированное Я — это психоз, вплетённый в ткань невроза. Также проблему освещал Альфред Адлер, который говорил о ложной цели личного превосходства. И мы дождались провозглашения эпидемии нарциссизма. Так, учёные из США Jean Twenge и Keith Campbell провели целый ряд исследований на данную тему. В частности, они посмотрели, что баллы по результатам прохождения опросника NIP (Narcissistic Personality Inventory, или «Нарциссический опросник личности») студентами в 2006 году на 30% превосходят аналогичные данные 1979 года. Также мы видим, согласно анализу базы Google Books Ngram Viewer (книги, вышедшие в США с 1969 по 2008 год), постепенное снижение частоты использования местоимения «мы», «нас» (снижение на 10%) и увеличение частоты употребления «я» и «мне» (выросло на 42%). Раз речь у нас всё время идёт о дискурсе совершенства, перфекционизма, вытесняющего гуманитарные ценности, нельзя не обратиться к работам классиков исследований перфекционизма 1990-х годов. Канадские учёные Paul Hewitt и Gordon Flett разработали трёхкомпонентную модель структуры перфекционизма, включающую в себя следующие его разновидности: Также они опираются на объяснительную модель деструктивности перфекционизма, так называемую social disconnection model, модель социальной разобщённости как следствия перфекционизма. Позволю себе представить ещё одну работу, а именно труд T. Curran и A. Hill “Perfectionism is increasing over time: a meta-analysis of birth cohort differences from 1989 to 2016”. Это колоссальное исследование, мета-анализ 164-х выборок. Около 42 тысяч студентов из американских, канадских и британских образовательных учреждений были обследованы по многомерной шкале перфекционизма Hewitt&Flett. Мы видим, что получилось в результате: независимо от пола, возраста и страны молодые люди становятся всё более требовательными к себе и другим, а также считают, что окружающие ждут от них достижений и совершенства. Социально-предписанный перфекционизм при этом вырос на 32%. Сходные тенденции в культуре и образовании мы можем отметить и в социокультурной ситуации в Восточной Европе. Очень интересно в этой связи исследование немецких коллег Aline Vater, Steffen Moritz, Stefan Roepke (2018): поколение, выросшее в ФРГ, отличалось высокими показателями как грандиозного, так и уязвимого нарциссизма по сравнению с выросшими в ГДР. Повзрослевшие после объединения Германии не отличаются по этим параметрам. Также учёный из Великобритании, один из ведущих специалистов по перфекционизму Joасhim Stoeber отмечает: «Трансформация от тоталитарного общества к демократическому сопровождалась резким ростом числа престижных школ». Исследователь иллюстрирует это примером ситуации в Чехословакии, объясняя этим тенденцию резкого роста перфекционизма как черты личности молодого поколения. Мы в Москве наблюдаем те же тенденции: с 1990-х по 2016 год в столице наблюдается существенный рост числа гимназий. В своё время мы с коллегами-психотерапевтами назвали эти школы «современными школами нарциссизма». В наших исследованиях мы сравнивали уровень депрессии в гимназиях со спецотбором, профильным спецотбором и без спецотбора. Как говорится, без комментариев: различия по опроснику детской депрессии Марии Ковак (Maria Kovacs) колоссальные, чем жёстче отбор и конкуренция, тем более выражен показатель депрессии. Не могу без некоторой гордости, надеюсь, что не нарциссической, не сказать о том, что и мы с Натальей Георгиевной Гаранян и Тихоном Олеговичем Цацулиным провели когортное исследование динамики перфекционизма среди студентов российских вузов на основе нашего оригинального «Трехфакторного опросника перфекционизма». В нём также есть три основных параметра: я-адресованный перфекционизм, социально предписанный перфекционизм и перфекционистский когнитивный стиль (или склонность постоянно сравнивать себя с другими, фиксируя внимание на собственном несовершенстве). И хотя масштаб нашего исследования несравненно скромнее, основной вывод совпадает с данными наших британских коллег T. Curran и A. Hill: независимо от пола и возраста молодые люди становятся всё более требовательными к себе, им кажется, что окружающие ждут от них достижений и совершенства, они постоянно сравнивают себя с другими и руминируют на тему собственного несовершенства. Все эти показатели тесно связаны с ростом депрессивной симптоматики. Один из главных факторов депрессии у современного человека (а может быть, и самый главный) — это переживание одиночества. И это несмотря на сотни друзей в социальных сетях, о которых нам говорила Галина Владимировна Солдатова. Один из самых главных факторов переживания одиночества — социально предписанный перфекционизм. Скоро выходит статья с моими соавторами из НИИ им. Н.В. Склифосовского по поводу роста показателей одиночества в период пандемии как фактора депрессий, социально предписанного перфекционизма у молодых врачей, защищающих нас от последствий пандемии; тех, кому больше всего нужна поддержка, необходима наша помощь и единение. Под руководством Jordan Smoller в 2020 году был проведён гигантский мета-анализ факторов-протекторов от депрессии. Вот что учёный пишет в итогах работы: «Самым выдающимся и намного оторвавшимся по влиянию от других параметров оказалась частота доверительных разговоров с другими и рассказы другим о себе, своих переживаниях и мыслях, а также встречи с семьёй и друзьями — всё это подчёркивает важный защитный эффект социальной связанности и социального единства». Нас предупреждал великий Карл Густав Юнг: «Каждый, кто скрывает свою богатую на неполноценность человеческую сущность, ощутимо наказывается: без этого от живительного чувства быть человеком среди людей его отделяет непроходимая стена». Тот же Карл Юнг говорил: «Психическое здоровье — это баланс, крайности — это риски». Коллективизм в своей крайности превращается в: Индивидуализм в крайнем проявлении трансформируется в: Итак, основные выводы моего доклада. Обобщая всё вышесказанное, я скажу, что следует установить баланс между инструментальным и гуманитарным разумом. В этой связи вновь процитирую Акопа Назаретяна: «Стержневой проблемой XXI века будет проблема смыслов». А закончить своё сегодняшнее выступление мне хочется стихами, авторство которых мне неизвестно. Я нашла их в воспоминаниях профессора, хирурга Игоря Николаевича Григовича, народного врача Республики Карелия. Он написал о своём учителе книгу «Сергей Юдин. Трагическая судьба великого хирурга». Сергей Сергеевич Юдин спас тысячи жизней в годы Великой Отечественной войны. Последние годы его биографии омрачены заключением по доносу одного его ученика, пытками и бесчеловечным обращением. Именно Сергей Сергеевич, как пишет И.Н. Григович, любил цитировать эти стихи: Ходил по кладбищу я снова, И последнее предупреждение от Виктора Франкла: «Дела человечества плохи, но они будут ещё хуже, если не будет людей, которые пытаются их исправить». Доклад был сделан на 15-м Санкт-Петербургском саммите психологов в рамках панельной дискуссии «От рефлексии — к действию! От обретения смыслов — к созиданию будущего! Как год пандемии с его утратами, испытаниями и запретами повлиял на человечество?». Смотрите полную видеозапись выступления: Источник: psy.su Комментарии: |
|