В этом посте много нейрофизиологии, но о ней сказать обязательно нужно

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-12-01 23:16

работа мозга

В этом посте много нейрофизиологии, но о ней сказать обязательно нужно. В противном случае у людей возникает совершенно ложное представление о работе мозга. Роль торможения в нервной системе часто совершенно недооценена многими специалистами. Достаточно лишь отметить, что порядка 40- 50 % всех нервных клеток мозга работают на тормозном нейромедиаторе под названием гаммааминомасляная кислота (ГАМК). Фактически половина мозга занята в процессах торможения. Мы тут видите ли пытаемся “разогнать” мозг, “ускорить” его работу и всё такое прочее, а мозг такой – я, пожалуй, нажму на СТОП-КРАН. Этот пост я пишу, чтобы мы с вами ещё раз осознали, что называемая “разгонка” мозга не всегда может быть полезна, а порой и вовсе вредна. Просто потому что мозг устроен так. И всё же, зачем мозгу так много клеток, которые работают как СТОП-краны?

Дело в том, что там, где есть ГАЗ, должен быть и ТОРМОЗ. Запуская систему, нужно уметь её регулировать, переключать, перенастраивать. Вот представьте, вы заказали такси, выходите на улицу и слышите какофонию звуков, а надо выловить звук именно вашей подъезжающей машины, отличить её по модели, цвету, номеру из сотен других. Да, дофамин, серотонин, ацетилхолин, глутамат и другие нейромедиаторы вовлекаются в обеспечение процессов поддержания вашей активности, внимания и бодрствования, но всё же отфильтровать, отличить зерна от плевел помогает именно ГАМК.

А теперь ближе к обучению. Вот сидите вы в аудитории и повторяете материал перед зачётом, а в вокруг шумно: все галдят, ведь преподаватель вышел. И вот чтобы вы могли сконцентрироваться на материале, а не на шорохах и возгласах вокруг, ваш мозг начинает подключать тормозные ГАМК синапсы (связи) как бы блокируя ненужные звуковые потоки. Эти синапсы за счёт того, что подавляют физиологически активные участки других нейронов (другие синапсы) могут их на время выключать из работы нейросетей. Внешние звуки приглушаются (субъективно для нас), а концентрация на тексте из конспекта возрастает.

Согласно взглядам великого русского физиолога Ивана Михайловича Сеченова ТОРМОЖЕНИЕ - активный процесс, возникающий при действии раздражителей на ткань, проявляется в подавлении другого возбуждения, функционального отправления ткани нет.

Сегодня торможение трактуется как активный процесс, требующий собственных нервных клеток, собственных синапсов, собственных медиаторов, и энергии на торможение наш мозг тратит не меньше, чем даже на возбуждение. Торможение нужно везде. Одни нейроны созданы исключительно для торможения и работают только на тормозном нейромедиаторе ГАМК (например, корзинчатые нейроны мозжечка), а другие нейроны могут иметь как возбуждающие связи (для проведения возбуждения), так и тормозные окончания (связи). И это является фатальным для вычленения важных признаков поступающих сигналов из внешнего мира. Видов торможения в нервной системе много разных, но для восприятия сигналов особое значение имеет боковое торможение (латеральное).

При латеральном торможении возбуждение, передаваемое через боковые ответвления аксона возбуждённой клетки, активирует вставочные тормозные нейроны, которые тормозят активность соседних нейронов. В результате в этих соседних клетках развивается очень глубокое торможение. Благодаря боковому торможению очаг возбуждения окружен зоной пониженной возбудимости. Это приводит к ослаблению сигнала, но повышает ТОЧНОСТЬ восприятия. Например, это позволяет точно локализовать место укола иголки на участке кожи (см. рисунок 2) в карусели. Без латерального торможения при прикосновении иголкой к коже руки, вся бы ладонь отзывалась болевыми ощущениями. А так мы очень точно можем указать на место укола. Но смотрите – одни клетки должны быть СПЕЦИАЛЬНО АКТИВНЫМ образом подавлены, чтобы лишь некоторые остались в работе и передавали сигнал. Это также означает, что процесс требует затрат энергии.

Это мы говорим о каком-то уколе малюсенькой булавочкой, а теперь представьте, что мозгу нужно затормозить обширные области, переключить громадные потоки информации с одного канала на другой. И всё это опять же для того, чтобы сфокусировать луч внимания ребёнка, зафиксировать концентрацию на одном процессе. Давайте посмотрим, что мешает ребёнку (кстати, взрослым тоже нередко мешает) и что с этим делать.

Например, при СДВГ у ребёнка (равно как и у взрослого) страдает именно ГАМК-система тормозных нейронов. Я уже немного писал об этом в посте про Зеркальные нейроны. Если в нейронных сетях преобладает возбуждение, то ребёнку (равно как и взрослому) сложно переключаться с одного вида деятельности на другой.

Кстати, ГАМК-система находится в постоянных антагонистических взаимоотношениях с главным возбуждающим нейромедиатором ГЛУТАМАТОМ. И ГАМК как медиатор работая в особых синапсах, немножко приглушает работу возбуждающих нейронов. Дело в том, что если глутаматные нейроны чрезмерно активны, то может произойти психическое перевозбуждение такой силы, что случится инсульт. ГАМК как бы убеждает нейроны соблюдать спокойствие, не реагировать на провокации агрессивных соседей. Вот вам, пожалуйста, “разгоним” мозг глутаматом и привет инсульт!

ГАМК снижает интенсивность эмоциональных переживаний, помогает справиться со стрессом. Именно поэтому рецепторы к нейромедиатору ГАМК могут связываться с бензодиазепины (препараты, снижающие тревогу), этиловым спиртом, барбитуратами (Корвалол) и вызывать седативный эффект.

И вот что нам важно знать. В развивающейся нервной системе ГАМК нейроны могут производить возбуждающее действие на клетки. И поэтому у многих детей с низкой успеваемостью отчётливо наблюдается гиперактивность, подвижность, эмоциональная расторможенность. По некоторым данным у ряда детей аж до 9 лет ГАМК работает как возбуждающая система. По мере созревания основной возбуждающей глутаматной системы, ГАМК начинает выполнять свою тормозную роль.

Таким образом, если у человека нарушено торможение, то теряется способность управлять собой. Человек превращается в раба обстоятельств и своих пороков. Поэтому особое значение в обучении ребёнка (равно как и взрослого) играет именно обучение внутреннему торможению как адаптивному механизму реагирования на изменяющиеся условия среды, как природной, так и социальной.

Как пишет нейрофизиолог Г. Шульгина: “Внутреннее торможение не тождественно утомлению. Активная природа внутреннего торможения проявляется в снижении ответа на активирующий стимул в случае его совместного действия с тормозящим раздражителем. Открытие школой И. П. Павлова специфического тормозного процесса, возникающего в результате обучения, является не менее фундаментальным достижением нейрофизиологии, чем выявление механизмов и закономерностей образования новых активных форм поведения. Согласно представлению И. П. Павлова, творческая и научная деятельность человека заключается в поиске, отборе и закреплении гипотез, соответствующих действительности, и в отбрасывании, затормаживании неправильных, ошибочных умозаключений (Павлов, 1973).” (Шульгина Г., 2012).

Таким образом, мы понимаем, чтобы ребёнок не вскакивал с места при каждом шорохе и не соблазнялся желанием залезть в смартфон на уроке ему нужно АКТИВНО тормозить эти реакции. Активное торможение делает человека человечным. Таким образом, чтобы научиться новому, сфокусироваться нужно для начала вытормозить всё лишнее, а потом уже активизироваться в выбранном направлении.

Как помочь ребёнку выработать адаптивные формы активного торможения.

1.Предложить систему строгих, но гибких договорённостей. Мы моем посуду за собой. Поел – убрал крошки. Потом игра на планшете/компьютере/прогулка/аквапарк. На каждое действие отводится определённый промежуток времени. Это может быть также расписано в виде карточки с подробным указанием временим (Приём пищи – 40 минут, Мытьё посуды – 5 минут, Уборка стола – 5 минут, Игра на планшете – 30 минут). Градация времени зависит от возраста, обстоятельств, самочувствия ребёнка.

2. Система мягкой настойчивости. Ребёнку объясняются моральные принципы поведения людей в обществе, озвучиваются запреты, поясняются причины запретов и последствия несоблюдения. Родитель мягко, но настойчиво (не отступая) просит ребёнка соблюдать правила. За несоблюдение применяется наказание в виде, например, лишения поощрения.

3. Посещение культурных мест, где взрослые и дети ведут себя в соответствии с принятыми нормами. У ребёнка подключаются имитационные формы поведения, он обнаруживает, что есть дети, которые следуют правилам.

4. Объяснение важности культурного и интеллектуального развития. Это можно продемонстрировать на примере сказок, повестей, рассказов.

5. Игры, в которых ребёнок учится объяснять правила поведения другим детям или взрослым. Например, в игре мам-робот ребёнок озвучивает инструкцию, и мама или папа твёрдо следуют правилам. Инструкция к подобной игре звучит так. Попросите ребенка, чтобы он научил Вас чему-нибудь, что он умеет, но только с помощью слов. Например, сделать бутерброд. При этом задача родителей – делать буквально все, что говорит ребенок. Если он считает, что для создания бутерброда достаточно взять хлеб и положить на него колбасу, то возьмите батон хлеба и положите сверху батон колбасы. Не забудьте спросить ребенка, все ли получилось так, как он задумал, или же он забыл сказать Вам о чем-то еще.

Ребенку очень важно видеть наглядный результат своего планирования. Такая обратная связь поможет ему постепенно детализировать свои указания, что будет служить признаком улучшения его возможностей планирования.

6. В некоторых случаях, когда ребёнок очень гиперактивный или есть диагноз СДВГ, могут быть подключены детский психолог, детский врач-психотерапевт. В таких случаях коррекция поведения осуществляется сторонним специалистом. Иногда необходим приём ряда препаратов, воздействующих на ГАМК систему.


Источник: vk.com

Комментарии: