NFT «для художников» — девять месяцев спустя.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В марте этого года, когда термин NFT (non-fungible tokens) только-только достигал ушей массового пользователя, я написала статью для русскоязычных пользователей, в которой развеяла несколько популярнейших мифов о невзаимозаменяемых токенах. Статья была достаточно сырой, но времени на её полировку не было: к рекламированию и распространению дезинформации об NFT тогда уже подключились многие ресурсы и личности, пользующиеся авторитетом у немалого количества художников. Под статьёй развернулась оживленная дискуссия, и достаточно многие люди стремились доказать мне, насколько же я не права, прозвучала даже фраза — смеюсь над ней до сих пор — что я ЛИЧНО «торможу прогресс».

Почти год спустя мы знаем об NFT значительно больше, чем знали тогда. А ещё видим реальные последствия их популяризации.

О чем говорили в марте

DTF при участии Smirnov School, канал CGSpeak и многие другие источники выпускали один за другим материалы об NFT: о том, что теперь у любого файла будет неповторимый «оригинал», который нельзя скопировать, о том, что «минтинг» спасёт вас от плагиата, станет неоспоримым доказательством авторства, позволит озолотиться с помощью продажи «оригинала» и всех прав на него, а также — о чудо — обеспечит вас роялти в случае последующей перепродажи, и даже — разве это не смешно? — любого копирования. Некоторые источники даже не стали упоминать о массовой продаже украденных работ и экологической стороне вопроса, либо упоминали очень вскользь, в самом конце своей статьи или видеоролика.

Из статьи от Smirnov School на DTF (в конце статьи всё-таки упомянули о воровстве и экологических проблемах).

На деле, о защите авторских прав перестали говорить ещё тогда, в марте, и ещё тогда, в марте появилось невероятное количество мошенников, торгующих чужим творчеством. Не чурались они и продажей работ умерших художников — с NFT работ художницы Qinni, покинувшей нас в 2020 году, пришлось разбираться её родному брату. Несмотря на очевидные факты, подтверждающие то, что сферу облюбовали мошенники всех мастей, поклонники NFT реагируют на критику технологии и сообщества весьма агрессивно.

Для некоторых пользователей воровство контента дело принципиальное: CriptoCobain не понравилось то, что фурри-сообщество не разделяет его интересов, и он обвиняет их в том, что они «выбирают бедность», ведь иных способов заработать на рисовании, кроме как продажей NFT, в его глазах не существует.

Когда речь заходит о минтинге объектов чужого авторского права, от NFT-сообщества, как правило, приходит масса сообщений о том, что спасти от этого вас может только... превентивный минтинг собственных работ, ведь «в блокчейне не могут существовать два одинаковых токена».

Проблема в том, что многие просто не понимают, что такое токен — и как он работает. Или отказываются понимать.

Драма в двух актах: SoturisiArt обнаружила, что её работу украли дважды.

Проблемы технологии

«Когда человек покупает NFT, он не получает ничего, ни фактического изображения, ни даже прав на изображение, а ссылку, ведущую к файлу, расположенному в Интернете» — из статьи на interestingengineering.com.

Первое и самое важное — сейчас существует множество маркетплейсов и как минимум несколько блокчейнов, на котором можно «заминтить» NFT. Но даже на одном блокчейне — и маркетплейсе! — могут уживаться не просто одинаковые NFT, а целые коллекции-доппельгангеры. Достаточно часто они высвечиваются в поиске первыми: перепутать, и купить мошенническую копию так легко...

Как же в такой ситуации должен спасти «превентивный минтинг»? Ответ очень прост и очевиден - абсолютно никак.

NFTtheft: OpenSea не может защищитить от плагиата собственных пользователей. «Копиминты», где целая коллекция оказывается скачана и перезалита на сайт без изменений и с практически одинаковыми названиями — это частая проблема.

Вторая проблема, обусловенная буквально самой формой сущестования NFT как ссылок на некий «оригинальный файл» — NFT ИСЧЕЗАЮТ.

Сами цифровые произведения искусства не находятся в самом блокчейне. Когда NFT приобретается коллекционером, покупатель получает криптографическую подпись (сертификат), указывающий на файл, размещенный в другом месте.

Маркетплейсы NFT, такие как OpenSea, Rarible, Foundation, Nifty Gateway и многие другие, сами изображения не хранят. Они лишь отображают файл, к которому ведёт приобретённая вами «ссылка» — и не более того.

Это значит, что файл, связанный с токеном, легко может исчезнуть (например, если "умрёт" сервер, на котором он хранится) или оказаться удалён, аккаунт может быть взломан, а содержимое коллекции продано злоумышленнику за бесценок.
Более того, токен может быть удалён самим маркетплейсом: например, за нарушение авторских прав. Прощай, элемент коллекции, купленный за баснословные деньги!

Перевод заголовка: «создатель NFT-проекта «злая обезьяна» внезапно исчезает вместе со своим аккаунтом Twitter, вебсайтом и 2,7 миллионами долларов».

Эта новость ужасна для коллекционера — но для художников всё наоборот, ведь по сути, их авторским и исключительным правам ничто не угрожает: даже в TOS маркетплейсов сказано, что покупка NFT не гарантирует коллекционеру ровно никаких прав на купленный контент. Единственный неприятный момент состоит в том, что на вашем творчестве подзаработали (к счастью, скорее всего, смехотворную сумму).

Анонимность и отсутствие какой-либо регуляции рынка приводит к тому, что в большинстве случаев продажа и покупка NFT превращается исключительно в отмывание денег: огромное количество человек перепродают токен самим себе или знакомым для того, чтобы повысить цену и интерес к своим токенам, кошельки взламываются и огромные суммы в криптовалюте перечисляются мошенникам.

Текст взят из телеграм-канала "Digital Доктор"

Бесплатный минтинг и проблема с ботами

В конце ноября — начале декабря 2021 года пользователи Твиттера стали замечать, что всё больше и больше художников рассказывают о том, что узнали — чаще всего, благодаря DeviantArt Protect — о продаже практически всех своих работ, как NFT. Под удар попали Loish, Nesskain, Abigail Larson, Charlie Bowater и многие другие известные, любимые публикой художники.

Площадки, занимающиеся продажей NFT, спустя почти год с начала «бума» невзаимозаменяемых токенов, не сделали ничего для верификации пользователей и подтверждения прав пользователя на контент, который он выкладывает на площадке. Никаких подтверждений личности по-прежнему не требуется: кто угодно может залить на маркетплейс абсолютно что угодно. Более того, минтинг на OpenSea бесплатный — комиссия взимается с транзакции при покупке. Это приводит к тому, что с конца ноября огромное количество художников пало жертвами массминтинга: когда злоумышленник сохраняет целиком всю их галерею и заливает её на OpenSea (в некоторых случаях они даже копируют имена аккаунтов художников, чтобы ввести в заблуждение как можно большее количество людей).

Доходит до абсурдного: копируются и «минтятся» даже прайс-листы с ценами, анонсы открытия заказов и коллажи со ссылками на аккаунты patreon. Вотермарки и низкое качество изображений также не смущают злоумышленников.

Кейт Фокс: 101 моя работа обнаружена на NFT-маркетплейсах. Но есть одно но. Это даже не арт: мне просто нужно было запостить что-то со ссылками на мои аккаунты.

Создаётся немалое количество тематических коллекций, состоящих из работ, найденных по соответствующему запросу в поисковых системах. Цены на такие NFT порой оскорбительно низкие — в российской валюте они чаще всего составляют от двухсот до двух тысяч рублей. Бывают, конечно, и другие ситуации.

Перевод: кто-то только что заработал 170 тысяч долларов, продав мою работу как NFT. Я не продаю NFT, я вообще не монетизирую своё творчество: даже не продаю принты. Странно наблюдать, как кто-то отдает за моё творение баснословные деньги, только чтобы обогатить вора, в то время, как мои счета из больницы постепенно собираются в кучку. Миленько.

Пользователи Твиттера подозревают: на OpenSea орудуют боты, которые парсят, а затем загружают на сайт целые галереи ворованного контента (предположительно, с DeviantArt, Tumblr и Twitter), пользуясь тем, что минтинг на OpenSea бесплатный, в отличие от многих других маркетплейсов. И площадка не делает с этим решительно ничего.
Удалить свой контент с OpenSea можно, отправляя сообщения на специальный электронный ящик, но многие художники отсылают площадке десятки, и даже СОТНИ писем ежедневно. Неудивительно, что удаляются ворованные коллекции далеко не сразу, и кто-то успевает приобрести токен… который затем исчезнет из их коллекции. И за который, согласно Terms of Service большинства маркетплейсов, деньги никто не вернёт.

Более того, OpenSea теперь требует у художников, отправляющих жалобу, заполнения DMCA-формы (раньше было достаточно отправить реквест на удаление контента по email и предоставить ссылки на оригинальную публикацию соответствующего изображения), что подразумевает передачу площадке личной информации, которая, как признаются агенты поддержки, будет передана в руки злоумышленнику, жалобу на аккаунт которого вы оформляете. В этой ситуации следует понимать: пользователи на OpenSea по-прежнему остаются полностью анонимными, ведь при регистрации на сайте никакой информации, кроме номера кошелька, о себе предоставлять не нужно. Стоит ли отдавать свою личную информацию (такую как ваше настоящее имя, электронная почта, номер телефона и адрес проживания) в руки тем, кто и без того пытается заработать на вашем творчестве?

Иными словами, площадка всеми силами вставляет палки в колёса контентмейкерам — но, в это время, никак не регулирует вопрос с ворами и ботами.

Скриншот от @BlindHag. В форме, предоставленной по ссылке, содержатся следующие поля: имя, адрес проживания, номер телефона и электронный адрес.

Очевидно, администраторы OpenSea видят проблему лишь в увеличении количества сообщений о воровстве — но не в самих случаях воровства.

Кто зарабатывает на NFT на самом деле

Огромные обороты и традиционный уклад индустрии торговли произведениями искусства всегда делали её привлекательной для преступников. Однако в последние годы эту сферу всё жёстче и жёстче регулируют, к тому же, по рынку традиционного искусства ударила и пандемия Covid-19; всё это всерьёз осложнило жизнь старым-добрым спекулянтам и мошенникам.

Одним из инструментов обхода регулировки могли стать — и стали — NFT. Сегмент невзаимозаменяемых токенов сравнивают с «Диким Западом» и не просто так: в данный момент он остаётся серой зоной, где крайне легко реализовывать мошеннические схемы. Анонимность и децентрализованность этому исключительно способствуют, помогая, к тому же, эффективно уклоняться от налогов — по крайней мере до тех пор, пока надзорные органы не внесли NFT в правовое поле и операторов маркетплейсов не приравняли к арт-дилерам.

Один из пользователей Hacker News назвал NFT «лучшим в криптовалютном мире способом отмыть деньги». С транспортировкой токенов не возникает проблем, их не нужно хранить в физическом месте, а большинство ориентированных на этот сегмент индустрии платформ работают с минимальными требованиями KYC (Know Your Customer) или вообще без них.
Это мнение достаточно популярно среди участников сообщества. Ведь что может быть проще, чем «за пять минут создать картинку камня, а затем “продать” ее за $135 000» (возможно, самому себе)? - из статьи «Цифровая прачечная: как NFT усугубляют проблему отмывания денег» с портала forklog.com.

К тому же, если приглядеться к происходящему на рынке NFT, можно увидеть определенные закономерности: здесь, как и на традиционном рынке искусства, практически невозможно пробиться новичку, по крайней мере, честным путём. Легко продать свою работу за миллионы долларов, когда ты — Бэнкси, и тебя знает весь мир, но среднестатистический художник обречён продавать свою работу за сумму, эквивалентную трём долларам. Или создавать цепочку «фейковых» продаж, передавая NFT из руки в руки своим знакомым, друзьям, а иногда — выкупать собственный токен с другого аккаунта. И разумеется, мошенники, создающие десятки и сотни токенов каждый день, буквально копируя целые галереи художников — спасибо бесплатному минтингу на OpenSea! — имеют преимущество. В отличие от настоящих NFT-художников они не тратят часы, дни и недели на создание нового контента: они просто берут чужой в неограниченных количествах, что значительно увеличивает шанс хотя бы нескольких продаж.
Понятно и то, что мотивацией коллекционеров и покупателей — далеко не любовь к искусству, а перспектива продать токен по более высокой цене.

«За фасадом скучающих богачей, покупающих цифровые произведения искусства по безумно высоким ценам, скрывается зловещая и изощренная схема отмывания денег ультрабогатой криптоэлитой, которая стремится придать незаконным доходам законный вид», — писал в своём блоге криптоаналитик Mister Whale. И похоже, что его слова очень недалеки от истины.

Nesskain: похоже, что кое-кто собирается сделать NFT из ВСЕХ моих работ по Overwatch, лол.

Растущая ненависть к NFT и NFT-комьюнити

За последние десять месяцев отношение массового пользователя к NFT изменилось: спали розовые очки. Помимо художников, с самого начала относившихся к технологии со скепсисом и пытавшихся напомнить всему миру об экологической стороне вопроса, агрессивную реакцию на NFT стало проявлять и геймерское комьюнити. Корпорации, почуяв запах лёгких денег, стали одна за другой объявлять об интеграции криптотранзакций и NFT на своих платформах, и это могло бы популяризировать технологию, дать её существованию хоть какой-то смысл. Но пользователи со всего мира быстро смекнули что к чему и увидели причину, по которой многие платформы и сервисы распахнули свои объятья для NFT, в банальнейшей жажде наживы.

Не добавляет NFT-комьюнити популярности и их поведение, схожее с поведением адептов некоей секты. К примеру, криптоинвесторы и NFT-художники демонстрируют потрясающую неосведомленность о работе традиционного рынка искусства, незнание терминов, связанных с диджитал-артом, полное отсутствие осведомлённости о работе арт-индустрии, и более того - не понимания, что такое NFT-токен вообще.

Многие из них искренне верят, что работы на заказ, продажи дизайнов персонажей (адоптов) или аукционов за место на иллюстрации (YCH) просто не существует, либо что заработать на этом приличные деньги невозможно. Чего только стоят твиты о том, что «фурри комьюнити выбирает бедность, не желая зарабатывать на своём творчестве» (при этом многие токены продаются по цене в десятки раз ниже среднего заказа с furaffinity). Они просто не видят других возможностей, кроме участия в финансовой пирамиде, где шанс заработать имеют в основном те, кто был популярен задолго до бума NFT, потому что в первую очередь не хотят его видеть.

Перевод: Говоря со своими знакомыми о крипте, я чувствую себя так, будто пытаюсь втянуть их в финансовую пирамиду. У меня есть подозрение, что люди считают, что я вступил в секту. Кто-нибудь испытывал подобное чувство? Постоянно приходится оправдываться, мне задают неудобные вопросы, по которым я понимаю: окружающие считают, что мой банковский счёт захвачен лидером культа и что я разбрасываюсь деньгами как идиот.

Однако, речь не только о художниках: крупные сервисы, приложения и разработчики один за другим объявляют о своём желании внедрить в свои проекты технологии блокчейна. Вслед за скандалом с Artstation, случившемся почти год назад, когда исключительно гнев аудитории заставил площадку отказаться от внедрения NFT, последовал целый ряд громких скандалов уже с совершенно другими героями.

Discord, к примеру, заинтересовался внедрением NFT в своём приложении, и решил провести у своих пользователей опрос, в котором не было ни одного варианта ответа, подразумевающего отрицательное отношение пользователя к невзаимозаменяемым токенам.

Всё это привело к тому, что огромное количество пользователей со всего мира стало отменять платную подписку Discord Nitro: потеряв в одночасье огромную сумму денег, приложение пошло на попятную и временно (!) отказалось от затеи.

В то время, как Epic Games пытается заигрывать с криптовалютой, Steam запретил продажу NFT-игр на площадке: Valve считает, что использование подобных технологий создаст серый рынок виртуальных товаров, и что пользователи окажутся в проигрыше из-за большого количества мошеннических схем основанных на блокчейн-активах.

Это ничуть не смутило разработчиков S.T.A.L.K.E.R 2, и не помешало им анонсировать внедрение NFT в их игру.

Правда, уже через день, им пришлось отказаться от этой затеи: огромное количество пользователей стало возвращать деньги за предзаказы, а потенциальные игроки стали требовать, чтобы игру удалили из Steam за нарушение правил.

Обращение от официального аккаунта Сталкера: «дорогие Сталкеры, мы слышим вас. Опираясь на полученные от вас сообщения, мы принимаем решение отказаться от NFT в игре. Интересы нашей фанбазы — основной приоритет команды. Мы делаем игру для вашего удовольствия в первую очередь — какой бы ни была цена.

Геймеры, разумеется, от этих затей не в восторге: уже несколько лет, как достаточно большое количество людей в геймерском комьюнити негативно реагирует на любое упоминание транзакций в играх. Многие опасаются и того, что NFT-предметы в играх нарушат баланс, вернув экономические модели проектов с приставкой «онлайн» в суровые двухтысячные, когда сильнейшими на сервере были те, кто мог позволить себе вложить больше денег.

«Забыл кое-что упомянуть: мое возвращение не связано с NFT! Пожалуйста, поймите, я планирую выпускать новый контент»!

Эпилог

Прошло десять месяцев с момента, когда все вокруг начали говорить о невзаимозаменяемых токенах, как о революции в мире искусства, невероятной технологии, которая позволит защитить авторские права и заработать на собственном творчестве.
Что же мы имеем через десять месяцев?

— Дикий, никак не регулируемый рынок: кто-то продаёт чужие, украденные работы, кто-то исчезает с деньгами после продажи NFT вместе с этой самой NFT, кто-то отмывает деньги, заработать удаётся в основном тем, у кого и без того была огромная фанбаза. Большое количество транзакций — это жонглирование токеном по аккаунтам знакомых с целью создать иллюзию ценности этого токена и со временем продать его инвестору. Большинство криптоинвесторов уклоняются от налогов. Есть основания полагать, что в NFT-сферу перекочевали мошенники с традиционного арт-рынка.

— Аккаунты не верифицируются, площадки никак не разбираются с ботами и аккаунтами, торгующими чужими объектами авторского права — и учитывая саму концепцию блокчейна (децентрализация и анонимность) — ничего не изменится.

— Модерация площадок просто не справляется с наплывом жалоб на нарушение авторских прав.

— Заставить OpenSea удалить с сайта ворованный контент очень сложно, и площадка делает всё, чтобы усложнить этот процесс, включая требования предоставить личную информацию. По TOS площадки эта информация окажется в руках у злоумышленника, в то время как всё, что можете узнать о нём вы — это номер анонимного кошелька.

— Мы видим реальные репутационные потери уже не отдельных художников, а целых площадок, приложений и сервисов, которые теряют пользователей и немалую долю своих заработков из-за призрачной возможности обогатиться на криптовалюте.

— Из-за громких новостей об NFT, проданных за баснословные деньги, создаётся когнитивное искажение: кажется, что NFT стоят очень дорого, что ими очень выгодно заниматься, потому что новостные порталы пишут лишь о единицах обогатившихся «счастливчиков», не говоря ни слова о миллионах людей, не сумевших окупить даже минтинга и верификации одного NFT.

— Реальные цены на NFT не просто значительно ниже баснословных сумм, полученных Beeple и другими, они очень часто ниже стоимость среднего комишна. Кстати, есть слухи, что тот самый скандально известный NFT Beeple выкупил его партнёр — и если это действительно так, то в этом нет ничего удивительного.

— Технология несовершенна: токены исчезают из кошельков из-за мошенников, проблем с серверами и по иным причинам, утраченные же деньги инвесторам не возвращаются.

— NFT не помогут защитить ваши авторские права, потому что с юридической точки зрения NFT никогда не являлись убедительным доказательством авторства— и с огромнейшей вероятностью никогда не будут.

Что же мы имеем в итоге: если сама идея на старте звучала интересно, то реализация её не выдерживает никакой критики, как способ заработка для художников NFT — весьма сомнительны, и скорее всего принесут больше убытков и репутационного вреда, чем реальной выгоды.

И всё это если не затрагивать экологическую сторону вопроса, упоминание которой, почему-то, действует на русскоязычных пользователей как красная тряпка на быка.

Интересные материалы на тему

— No, NFTs aren't copyrights — TechCrunch о том, почему NFT это не копирайт, и не имеет никакого отношения к авторским правам.

— Цифровая прачечная: как NFT усугубляют проблему отмывания денег — ForkLog о том, каким образом с помощью NFT отмывают деньги.

— People are taking out loans against their NFTs and defaulting — Vice о том, как люди берут займы под залог NFT и теряют свои токены.

— 4 NFT projects took investors money and disappeared in one day — Vice о том, как NFT-проекты исчезают, оставляя инвесторов и покупателей ни с чем.

— Investors spent millions on evolved apes NFTs, then they got scammed — Vice о том, как создатель «злых обезьян» и его NFT исчезли с миллионами долларов в кармане.

— Why NFTs are bad - the long version — antsstyle на medium.com объясняет, что не так с NFT.

— Пирамида в кубе — что такое NFT — статья на Shazoo.

— NFTtheft — аккаунт в твиттере, собирающий информацию о случаях воровства и продажи чужого арта в качестве NFT.

— NFTs hot effect earth climate — Wired о влиянии NFT на окружающую среду.


Источник: m.vk.com

Комментарии: