Как преодолеть искаженное восприятие собственного тела и избавиться от стеснения и неврозов с помощью медитации?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Ум и тело не просто неразрывно связаны. Они пребывают в непрестанной игре взаимных влияний и преобразований и свободно перетекают друг в друга, так что сама граница между ними проницаема и условна. Наиболее очевидная точка их соприкосновения состоит в том, что состояние тела напрямую отражается в нашем уме. Мы отчетливо сознаём, что происходит с нашей бренной плотью и отдаём себе отчёт во внешних проявлениях её загадочной внутренней жизни. Более того, чаще всего тело выступает в этом диалоге активной стороной. Оно настойчиво напоминает о собственном существовании без каких-либо просьб или предлогов. Телесные процессы самым несомненным образом задают темп, тематику и общую тональность посещающих нас мыслей и чувств и попеременно то угнетают их, то окрыляют.

Ум, однако, не остаётся в долгу и ни в коей мере не является бессильной марионеткой тела, поскольку обратное наблюдение столь же верно. Тело есть живая поверхность, на которую проецируется деятельность нашего ума. На нём и в нём проявляется каждый сильный всплеск чувств, каждый поворот, сделанный нашими мыслями. Глаза, лицо, руки, осанка, органы пищеварения и иммунная система человека, как и все остальные части организма, испытывают на себе мощное влияние психической жизни. Ум всегда является воплощенным умом; плоть же всегда одухотворена. Это значит, что изменения на одном конце этого сверхпластичного уравнения всегда меняют его целиком.

Так, когда нас охватывает ярость, мы не можем назвать её только лишь эмоциональным или умственным событием. В горле растёт ком, сердцебиение учащается, лицо горит, кровь начинает ощутимо пульсировать в жилах, а мышцы напрягаются и наливаются злой силой. Уныние и тоска, с другой стороны, сопровождаются скованностью в мышцах и плечах, теснотой в груди и затруднённостью дыхания, зажатостью, вялостью и робостью в движениях. Но вот стоит тучам на небе жизни внезапно рассеяться, как в теле тотчас поселяются радость, легкость и простор. Движения становятся свободными, расслабленными, размашистыми, дышится легко и приятно, а мышцы наполняются энергией.

Подобно зеркалу, тело отражает не только эфемерные переживания текущего момента. На него проецируются и постоянные элементы внутреннего пейзажа человека, которые в течение долгих месяцев, лет и десятилетий вызревают и громоздятся на заднем фоне психики. В первую очередь это касается наших застарелых неврозов, то есть конфликтующих эмоций и программ ума. За счёт своей конфликтности они производят больше всего шума и зримых последствий. К примеру, неуверенность в себе и повышенная тревожность с неизбежностью находят выражение в осанке человека, его взгляде, мимике, движениях рук. Столь же очевидны телесные проявления агрессивности, в том числе агрессивности деланной, возникшей как средство борьбы с глубинной клаустрофобией и паранойей. Это старание занять собой больше пространства и постоянно давать о себе знать, резкость и напористость движений, выпяченная грудь, часто повышенный тон голоса.

Наконец, с течением лет в человеке формируются невротические предубеждения касательно собственной внешности. Мы недовольны тем, как мы выглядим, своим весом и ростом, кожей и чертами лица, так как они не соответствуют некоему желаемому идеалу или по крайней мере тому, что мы считаем приемлемым стандартом. Восприятие собственного тела искажается и пропитывается едкой закваской из стеснения, смущения, страха и агрессии. Конфликтующие эмоции в процессе собственной жизнедеятельности претерпевают брожение и усиливаются, а их корни врастают в психику всё глубже. Начинает казаться, что это несовершенное тело подрывает наши шансы завоевать чужую симпатию, вызывает насмешки и враждебность наших ближних, является главным препятствием к обретению полноты и счастья. Это нагнетает ощущение несправедливости, злость и страх. Меняется отношение к миру вообще, а не только к своему телу и жизни, потому что негативные эмоции никогда не ограничиваются какими-то отдельными точечными объектами. Они окрашивают всю деятельность ума целиком, и чем они сильнее, тем шире разливается эта краска и тем глубже проникает, делая нас несчастными, истеричными, отчаянными, глупыми.

Разумеется, не всегда негативное восприятие своей внешности достигает такой остроты. В той или иной мере, однако, оно есть у каждого, хотя и не всегда отчетливо осознаётся, поскольку люди давно свыклись с этими мыслями и в себе, и в окружающих. У одних невротическое отношение к своему телу усиливается по мере того, как они стареют и этих изъянов становится больше. У других, напротив, пик приходится на юные годы; затем недуг отступает, и они начинают смотреть на вещи более взвешенно.

В любом случае, какими бы эти язвы ни были, малыми или большими, они отравляют жизнь, сказываются на здоровье и прочно врастают в то, как мы себя чувствуем, держим и как двигаемся. То тут, то там на нашем теле располагаются очаги нервно-мышечного напряжения. При внимательном исследовании мы находим их и в мимических мышцах лица, и в области шеи, плеч и спины, и дальше, до самых кончиков ног.

Даже если соответствующие им в уме неврозы были почти что совершенно устранены, в нас сохраняются эти рассредоточенные по телу опорные пункты. Они репрезентируют конфликтующие эмоции в теле и вместе с тем усиливают их источник по принципу обратной связи. Сегодня науке известно, что чувствительные и двигательные нервные клетки не только получают сигналы из лимбической системы, но и постоянно посылают их назад. Это значит, что после того, как наши эмоции отразились в теле, тело начинает отражаться в сфере наших эмоций. Мы улыбаемся, потому что нам хорошо. Но мы можем и обрадовать себя, улыбнувшись, даже если за этим простым напряжением нескольких мышц никакой радости не стоит.

Медитация полного сканирования тела

Используемое в тибетском языке слово для медитации – ghom – в дословном переводе означает «знакомиться с». Обыкновенно подразумевается, что это знакомство с умом, вернее процесс знакомства ума с самим собой. Но если вспомнить, что тело и ум представляют собой части единого сверхпластичного уравнения, мы сможем начать процесс гармонизации каждого из них с противоположного конца. Это предоставит нам уникальную форму доступа, уникальный набор инструментов влияния. Знакомство с собственным телом означает попытку воспринять его и его ощущения новым, свежим и непредвзятым взглядом. В противном случае нам не удастся с ним познакомиться и вместо того мы начнем привычно проводить время в старой компании собственных предубеждений по его поводу.

Узнать своё тело и принять своё тело означает пробиться к нему прямым восприятием сквозь слой из заготовленных заранее интерпретаций, страхов, надежд и иных эмоциональных реакций. Здоровым результатом подобного очищения не станет невротический оптимизм, заставляющий нас считать себя божественно прекрасными и неким совершенством, не требующим никаких изменений. Он есть такая же болезнь ума, как и невротический пессимизм, полный горечи и едкого недовольства из-за изъянов плоти. Здоровье лежит по ту сторону оптимизма и пессимизма, восторга и отчаяния, любых искажающих наше видение эмоциональных водоворотов и раз и навсегда выносимых вердиктов. Даже если нам очень нужен вердикт в духе «мы ужасны» или «мы прекрасны», даже если мы захотели бы восторгаться или отчаиваться по поводу собственного тела, перед этим всегда разумно внимательно изучить, с чем именно мы имеем дело, и хотя бы на время отставить все вердикты в сторону.

В ходе медитации полного сканирования мы видим, как ум проявляется в теле и как события тела приводят к последствиям в уме. В первую очередь мы сосредоточиваемся на наиболее базовом уровне жизни плоти – на многоголосице ощущений от кончиков пальцев собственных ног до макушки, как если бы мы столкнулись с ними всеми впервые.

Для многих людей подобный прямой контакт со своим телом оказывается первым позитивным опытом взаимодействия с ним за долгое время. Оценки и мнения выносятся за скобки и остаётся священная простота перепадов холода и тепла, сдавливаний и покалываний, танец из сотен феноменов, для которых в языках мира нет слов. В них нет ни ужасного, ни прекрасного, ни плохого, ни хорошего. Все эти ярлыки налипают потом, если мы по привычке позволяем этому случиться. Становится понятно, как сильно восприятие собственного тела нагружено интерпретациями. Они не являются его частью, они необязательны, неоправданы и чаще всего совершенно беспочвенны. Снятие этого груза расслабляет, а подчас дарит эйфорию.

Таковы своего рода приятные бонусы медитации полного сканирования. Её более глубоким преимуществом является то, что со временем мы можем обнаружить в теле болезненные очаги сенсорного и мышечного напряжения. Они были порождены внутренними конфликтами и, продолжая тлеть (а иногда в полную силу полыхать) порождают внутренние конфликты снова и снова. Это точки, в которые неврозы проецируются нашим умом и из которых они затем возвращаются назад, в ум. Мы обнаруживаем там усталость, агрессию, страх, зажатость, подавленность, перевозбуждение, жажду.

Одного обнаружения и удержания в сознании узлов избыточной напряженности по большей части оказывается достаточно, чтобы они начали распутываться сами собой. Тем не менее порой имеет смысл ухватиться за них как за ниточки и, не выпуская из рук, дойти до их глубинного источника. Там можно будет приложить небольшое дополнительное усилие для их устранения. Об этом пойдет речь впоследствии, пока же наша задача – научиться отчётливо видеть всё, что предстаёт открытому взору. Это не только великая практика сама по себе, но и основа любой дальнейшей работы.

Техника полного сканирования

Примите лежачее положение на спине и разместите руки и ноги так, чтобы их было удобно удерживать в неподвижности. Не стоит принуждать себя лежать подобно мраморной статуе, но прежде чем совершить любое движение, убедитесь, что у этого есть физиологическая потребность, а не только невротическая.

Закройте глаза и сосредоточьте внимание на пальцах левой ноги. Откройтесь любым ощущениям, которые там рождаются и угасают. Не давайте им никаких оценок, не привносите в них ничего сверх, ни «Да», ни «Нет». Вы просто регистрируете сознанием всё, что там происходит, сохраняя невозмутимость и отстранённость. Эти ощущения не есть вы. Они также не есть «ваши ощущения», потому что принадлежность есть лишь мысль, которая на время посещает вас, а затем растворяется. Ощущения есть и они таковы. Пребывайте с ними и в них. Ни одно получаемое нами ощущение не является желанным или нежеланным, так что мы не пытаемся их удержать или остановить, каковы бы те ни были. Мы не хотим достичь одних состояний и положить конец каким-то другим, а просто наблюдаем.

По прошествии пары десятков секунд переместите луч внимания далее по стопе. Удерживайте в сознании поток ощущений из этой области в течение того же отрезка времени – и двигайтесь дальше. Перейдите на пятку, затем к внешней поверхности стопы, к щиколотке и постепенно перемещайтесь по ноге вверх. После того, как вы дошли до тазобедренного сустава, повторите этот же маршрут применительно к правой ноге. Поочередно исследуйте руки, начиная с пальцев и заканчивая плечами, и вернитесь к области таза. Обогните его лучом внимания и перейдите к спине, двигаясь от самого её низа до шеи. Затем столь же внимательно изучите живот и грудь. Наконец, совершите круг по поверхности шеи и головы и завершите путь луча внимания на лице. Там бывает сконцентрировано особенно много чувствительных зон.

Конкретный маршрут не имеет принципиального значения, и это лишь один из возможных путей. Главное, чтобы всё тело было исследовано целиком – шаг за шагом и остановка за остановкой. Мы не игнорируем ничего и не заводим себе любимчиков, потому что это будет означать, что мы руководствуемся не свежим и прямым восприятием, а предубеждениями. Это приводит нас к игнорированию того, что пока что нам неизвестно, но тем не менее крайне важно. Хотя предубеждения могут быть ценным инструментом, слишком часто они ведут к слепоте и к плену у давних ошибок, намертво вросших в психику. В наших интересах научиться не только смотреть на мир через правильно выбранные линзы, но и своевременно откладывать их в сторону. Именно поэтому в медитации полного сканирования мы исследуем всё тело без каких-либо пробелов.

Широта фокуса внимания

Размеры участков тела, которые мы выбираем для исследования, варьируются в зависимости от того, насколько чувствительной является прорабатываемая область. Части тела с высокой плотностью нервных окончаний (такие как пальцы, ладони, лицо) требуют более ювелирного подхода. Там мы сосредотачиваемся на зонах размером с кулак или даже монету. В большинстве остальных случаев мы концентрируемся на области размером с открытую ладонь или даже больше.

Длительность практики и возможность её деления на части

Для регулярной работы достаточно удерживать внимание на каждом участке своего тела в течение 5-20 секунд. В самом начале ощущения в теле просыпаются неохотно, и это занимает немного больше времени, так что цифра ближе к отметке в 20 секунд. Впоследствии наш ум привыкает улавливать их быстрее и в большем объеме, и мы приближаемся к ориентиру в 10 или даже 5 секунд.

Приводимые здесь цифры, однако, являются условной стартовой точкой, и в них допустимо вносить необходимые перемены. Главное – не сокращать и так скромный отрезок времени в пять секунд до ещё меньших значений. Это будет невротическим галопом, который подорвёт весь смысл медитативной работы. Напротив, если мы наблюдаем в одной из частей тела интенсивный поток ощущений, разумно задержаться там подольше. Тогда мы делаем зону исследования меньше, проявляем усиленное внимание и выходим за пределы 20-секундного интервала.

Полное сканирование тела, как правило, занимает от 40 до 60 минут. Если вы не готовы к такой длительной работе или обстоятельства жизни не позволяют её вести, допустимо приобщаться к сканированию тела частями. К примеру, в один сеанс вы можете исследовать ощущения только в ногах, во второй – охватить руки и спину, а в третий – всё остальное. Всегда рекомендуется совершить полный круг, но причина этого в том, чтобы не потворствовать лени и склонности увиливать от того, что нам полезнее и нужнее всего. Но если вы знаете, что и почему вы делаете, и для вас дробление практики есть единственный жизнеспособный вариант, такое частичное сканирование будет намного полезнее, чем ничего вообще.

«Мертвые зоны» и степень детализации

Довольно часто вам не удастся обнаружить в некоторых регионах тела никаких ощущений. В лучшем случае вы почувствуете там лишь едва уловимые и смутные сенсорные феномены. Тело будет периодически молчать, но это не является плохой новостью и никак не мешает медитативной работе. Отсутствие ощущений является таким же опытом сознания, как и их наличие, потому просто заметьте его. Мы не стремимся что бы то ни было испытать и получить больше ощущений. Мы не привносим ничего в то, что воспринимаем, никаких желаний и оценок. Здесь вырабатывается бесценный навык внимательной открытости любому опыту и свобода от цепляния, что делает возможным чистое позитивное действие. Потому если вы наталкиваетесь на пустоту, зафиксируйте её, удерживайте в фокусе внимания необходимый отрезок времени, а затем двигайтесь дальше, к следующему участку. Постепенно такие «мёртвые зоны» начинают просыпаться и переходить сперва на едва различимый шёпот, а потом и на внятную речь.

В ходе своих первых опытов не следует стараться уловить больше ощущений. Нам необходимо отстраниться и научиться не вкладывать в восприятие собственную повестку дня, не гнаться за одним или отвергать другое. Мы пробуем должным образом рассмотреть то, что есть. Внутренний взор остаётся открытым и расслабленным, ровным и гладким, как зеркало, и ощущения свободно разворачиваются в поле нашего внимания.

Спустя десяток сеансов, однако, когда вы поймали состояние чистого и невозмутимого созерцания, полезно добавить в медитацию немного чистого усилия. Открытость и ясность познания требуют не только устранения загрязнений в виде реакций и фабрикаций. Они подразумевают также полноту и глубину прямого контакта ума с телом, ума с самим собой и с миром вокруг. Наша картинка должна стать детальнее, отчётливее, ярче.

Держа внутренний взор открытым, немного напрягите силы внимания. Попытайтесь уловить больше происходящего и быстрее, именно в тот момент, когда оно происходит. Фиксируйте умом малейшие перепады давления в осязательных ощущениях, перепады температуры, игру крошечных болевых импульсов. Скорость восприятия должна вырасти за счёт того, что снижается время отклика вашего сознания на происходящее. Как только ощущение возникает, вы его осознаёте и сразу же готовы уловить следующую трансформацию. Так получится составить более богатую палитру ощущений на каждом участке вашего тела, более богатую и точную палитру жизни.

Вкладываемое усилие должно быть предельно мягким, плавно возрастающим от крошечных и едва заметных значений. Как только вы чувствуете в себе жажду или агрессию, разочарование или натугу, спешку или суету, необходимо сбавить обороты и вернуться в состояние невозмутимости, открытого и свободного от реакций восприятия. Никакой рост детализации не компенсирует вред от невротических омрачений. Сверх того, омрачения сделают его невозможным.

Хотя усилие автоматически влечет за собой некоторый объём реакций и фабрикаций, эта связь не является нерушимой. Мы можем научиться чистому усилию и чистому действию, которое свободно от влечения и отторжения, свободно от порождаемой ими слепоты и ограниченности. Мягкое, но целенаправленное повышение внимательности к ощущениям тела есть прекрасная возможность для тренировки этого ключевого навыка.

Боль и наслаждение

Практика полного сканирования тела не противопоказана людям, страдающим тяжелыми заболеваниями и испытывающими интенсивную боль. Наоборот, для них она особенно важна, поскольку позволяет резко снизить накал страдания. Это становится возможным в частности по той причине, что и боль, и страдание есть продукт интерпретации ощущений и других нервных сигналов нашим мозгом. Это крайне навязчивая интерпретация и её трудно устранить, но всё же это лишь интерпретация, причём даже со строгой нейробиологической точки зрения.

Когда в медитации ваше внимание останавливается на болезненном участке, приглядитесь к нему повнимательнее и разберите боль на кирпичики. Где именно в том, что вы считаете болью, сама боль? Вот вы чувствуете некие покалывания, пульсации, но разве это боль, а не покалывания и пульсации? Задайтесь вопросом, есть ли в этих ощущениях нечто плохое и неприятное или же «плохое» и «неприятное» добавляются к ним извне. Являются ли покалывания и пульсации болью или боль есть нечто отличающееся от покалываний и пульсаций?

Вы обнаружите, что боль есть не сами ощущения, а дополнительная реакция на ощущения определённого типа. Боль существует, но возникает отдельно от переживаний тела, помимо них, сверх них. В нашем теле она отсутствует; там у неё нет опоры. Более того, вы имеете врождённую власть над создающими боль эмоциональными реакциями, такую же как способность сгибать палец. Это ваша способность не вкладывать влечения и отторжения в то, что вы воспринимаете. Власть эта не абсолютна, но довольно упоительна, как только вы замечаете, что под действием вашего понимания и нецепления боль преображается и идёт на спад. Боль перестаёт быть обязательной и неизбежной, а вызывающие её ощущения перестают казаться негативным явлением. Они предстают тем, чем и являются – просто ощущениями, совершенно нейтральными по своей природе, которые из-за автоматической реакции отторжения порождают страдание. Всматриваясь, вы постепенно отыскиваете там, в глубине, способность не делать эту оценку, не производить эту реакцию или по крайней мере не подпитывать её энергией.

Таким образом, вызывающие боль ощущения есть лишь иной комплекс ощущений для невозмутимого восприятия умом в медитации. Мы регистрируем их – и затем двигаемся дальше, без желания, чтобы они ушли или остались. Когда боль причиняет настолько сильный дискомфорт, что мешает практике полного сканирования и не устраняется переменой положения тела или иными средствами, у нас есть две стратегии.

Во-первых, мы можем начать маршрут, по которому двигается луч внимания, именно с болезненных областей. Мы исследуем их так невозмутимо, как можем, раскладывая на элементарные составляющие и придерживая любые оценки и реакции. Это упрощает дальнейшее исследование тела.

Во-вторых, мы можем противостоять отвлекающей силе боли. Мы двигаемся от кончиков пальцев левой ноги по заранее выбранной траектории вопреки ей. Каждый раз, когда она отвлекает нас, мы спокойно возвращаем внимание в то место, которое исследуем в данный момент. Со временем мы доходим и до источника боли в теле, и тогда задерживаемся на нём подольше. Обе эти стратегии полезно попробовать.

Всё, что сказано применительно к боли, относится и к любым приятным ощущениям. В самих по себе в них нет ничего приятного; они абсолютно нейтральны. Часть испытываемых нами сладостных переживаний – это такая же автоматическая интерпретация и реакция, как и боль, но с обратным зарядом. Основной же их объём возникает вследствие того, что благодаря медитации мы перестаём страдать. Страдание перестаёт подавлять постоянную и совершенно безусловную активность центров наслаждения в мозге, таких как вентральная покрышка и прилежащее ядро, потому нам становится хорошо.

Следует помнить, что привязываться к удовольствию в теле в ходе медитации и пытаться удержать его – это так же вредно, как отталкивать от себя боль и хотеть, чтобы она прекратилась. Энергия желания не усиливает радость и не смягчает страдание. Наоборот, она гасит положительные эмоции и раздувает пламя отрицательных. Когда и если мы испытываем эйфорию, мы относимся к ней так же, как и к боли: открываемся, приветствуем, исследуем и двигаемся дальше. Такое спокойное отношение к ней есть одновременно лучшая гарантия того, что она продлится.

Свежесть восприятия

От одного сеанса к другому ни наше тело, ни наша практика не претерпевают сколь-нибудь существенных перемен. Мы начинаем путь сознания по собственному телу в определённой точке, затем проходим через набор всё тех же состояний и ощущений и, наконец, столь же предсказуемым образом завершаем работу. Медитация превращается в рутину, и это весьма дурной симптом. Кроющийся за ним недуг, однако, нетрудно излечить. Он состоит в том, что по давней привычке мозга мы начали заменять свежее и чистое восприятие ощущений в теле новым набором из ожиданий и предубеждений по поводу того, чем они являются и что с ними делать.

Уже в сотый раз мы направляем фокус внимания на пальцы левой ноги и в сотый же раз обнаруживаем там мягкое давление и натяжение поверхности кожи, как и некоторые другие ощущения. Но вот теперь они незаметно пропускаются через особый интеллектуальный и эмоциональный шаблон. Мы воспринимаем этот опыт как то, что мы уже сто раз испытывали, как нечто, не стоящее пристального анализа, заведомо скучное и знакомое, нечто бесполезное и не сулящее никаких открытий и выгод. У нас автоматически формируется фабрикация в виде предубеждения и мгновенная реакция в виде влечения к чему-то новому и отторжения старого.

Нельзя забывать, что наша цель – вступить в прямой контакт с опытом мгновения, увидеть ситуацию своей жизни напрямую и сквозь свои реакции и фабрикации. Для этого, когда мы обнаруживаем, что медитация становится рутиной, необходимо отдать себе отчёт в том грузе, которым она незаметно обросла. После этого мы начинаем исследовать свои ощущения, пробиваясь сквозь этот груз и обходя его стороной точно так же, как мы поступаем с влечением и отторжением, страхом и надеждой, жаждой и агрессией. Мы воспринимаем каждое ощущение именно как его само, а не как пропущенное через свой былой опыт и планы на будущее. Благодаря этому становится возможной постоянная свежесть: и в десятый раз, и в сотый, и в тысячный.

Дополнительная техника: объединение потоков

Существует несколько способов, позволяющих расширить практику полного сканирования тела. Прежде всего, по завершении полного маршрута движения ума от кончиков пальцев ног до головы, полезно будет попробовать сменить это точечное и узкое восприятие на более панорамный и цельный обзор. Для этого вернитесь умом к левой ноге и попробуйте охватить все ощущения от неё фокусом собственного восприятия. Многие из них потеряются, а другие окажутся смазанными и притупленными, но некоторая форма объединения вам удастся.

Теперь присоедините к восприятию левой ноги правую, затем – живот, руки, спину и, наконец, голову. Удерживайте всё своё тело в поле осознания. Добавьте к нему дыхание, чувство пространства вокруг вас, зрительные ощущения и звуки, эмоциональный фон и проносящиеся время от времени мысли. Мягким усилием и с минимальным напряжением двигайтесь к восприятию всей ситуации как единого целого.

Дополнительная техника: добавление движений

После завершения медитации не спешите возвращаться к повседневному течению жизни. Вместо этого попробуйте медленно подвигать своим телом. Пошевелите руками и ногами, почувствуйте их в движении и исследуйте те ощущения, которые в них от этого возникают. Помассируйте своё лицо или другую часть тела, сосредоточив всё внимание на получаемых переживаниях, на ускорившейся динамике их трансформаций. Приложите небольшое добавочное усилие для того, чтобы ум успевал их регистрировать и вмещать в фокус осознания.

Личный опыт и деятельность Сатья Нарайян Гоенка

В современном мире полное сканирование тела ассоциируется с именем бирманского учителя медитации Гоенка (1924-2013). Эта связь настолько прочна, что чаще всего эту медитацию называют випассаной, как её называл он сам, или даже випассаной по методу Гоенка. Столь распространённое наименование, однако, может вводить в заблуждение. С одной стороны, как уже говорилось ранее, применимость слова випассана к таким формам практики весьма сомнительна. Она идёт вразрез с терминологией, которую использовал сам Будда, со смыслом, который вкладывался им в это слово, и с непосредственным содержанием практики.

Конечно, порой в ходе сканирования тела мы можем получить некоторые «прозрения» и «озарения». Но точно также они посещают нас по итогам интенсивной концентрации на дыхании и любой другой работы с сознанием, а также в процессе чистки зубов, прогулки или поглощения ужина. Почему бы не называть все эти чудесные занятия випассаной? Существует ли тогда что-нибудь, что випассаной бы не являлось? Одним словом, название практики должно отражать её сущностный метод и содержание, а не один из возможных результатов, который столь же характерен для десятков других. В противном случае название становится неспецифичным и не выполняет своей главной функции.

С другой стороны, описанная методика, хотя она часто называется випассаной Гоенка, не только не является випассаной в строгом смысле этого слова (по крайней мере, с нашей точки зрения), но и авторству Гоенка не принадлежит. Полное сканирование тела возникло по меньшей мере во времена Будды, а вероятнее всего и значительно раньше. С тех самых пор оно непрерывно практиковалось во многих ветвях буддизма, в особенности в тантрических школах Индии и Тибета, хотя никогда не было так популярно, как сегодня.

Несмотря на оговорки, которые полезно иметь в виду, Гоенка сделал несомненный, достопочтенный и великий вклад в популяризацию медитативной работы. Довольно поучительной является и его биография. Гоенка родился в Бирме в 1924 г. в семье богатых индийских предпринимателей. Уже с ранних лет он принялся усердно трудиться на семейной ниве по сосредоточенному зарабатыванию всё больших и больших сумм денег. Накопление капитала и увеличение собственного статуса было его главной целью в жизни и, подобно многим своим товарищам по несчастью, он несколько переусердствовал. Жажда денег и власти создавала в его уме и теле такое напряжение, что они начали выходить из строя.

Когда Гоенка было немногим за двадцать, он начал страдать тяжелыми приступами мигрени. Лучшие доктора Бирмы не знали, как ему помочь…


Источник: m.vk.com

Комментарии: