Исследование раскрывает биологическую основу эмпатии

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-12-02 09:30

Психология

Из ТГ Катерины Карпович:

Почти две недели фейсбук пылал пламенем от обсуждений мигрантского кризиса на беларусско-польской границе. Должны ли мы жалеть их? Заслуживают ли они ?? сострадания? Заслуживают ли жизни в демократическом обществе те, кто ни капельки не сочувствует? А также список: "я не сочувствую, потому что ..." (подставьте ваш вариант рационализации).

Тем временем нейроучёная из Тель-Авива Бен-Ами Бартал, продолжает свои эксперименты по исследованию эмпатии на крысах - и, сама того не зная, объясняет (не)эмпатичное поведение беларусов.

Эксперименты проводятся более 10 лет, и Роберт Сапольски уже назвал их фантастическими [1]- потому они не только подтверждают известный ин-аут эффект [2], но и рассказывают нам кое-что ещё.

В экспериментах было показано, что одна свободно бегающая крыса наблюдает за другой крысой, застрявшей в узкой ловушке, которую можно открыть только снаружи. Свободная крыса испытывает стресс независимо от того, попытается ли она помочь - в её мозгу активизируются зоны, связанные с эмпатией. Однако только тогда, когда в мозгу свободной крысы также активизируется rewarding systhem – сложная система, включающей выделение дофамина, серотонина, окситоцина и вазопрессина в прилежащем ядре полосатого тела - крыса делает множество попыток открыть дверь ловушки и в итоге освобождает сородича. При дальнейшем анализе выяснилось, что крысы помогали либо тем, с кем имели общую ДНК (родственники), либо тем, с кем раньше проводили время (партнёры по играм).

В дискуссии результатов исследований [3] доктора Бартал учёные сопоставляют их с уже известными нам теориями социальной идентичности у людей (Тэшфел, Тернер) и приходят к таким выводам:

Просоциальное (=направленное на помощь другим) поведение регулируется довольно древними нейроанатомическими структурами. Ещё недавно такие современные учёные, как Дэниэл Сигел, утверждали, что за моральный и эмпатический выбор отвечают определённые зоны неокортекса (префронтальная кора), но исследования Бартал показывают, что по крайней мере у крыс решающее значение имеет активность подкорки (полосатое тело - одно из древних базальных ядер). Это ставит перед нами вопрос: так ли уж сознателен наш выбор, кому помогать, а кому нет? Ведь подкорковую активность очень сложно корректировать волевым усилием.

Общая идентичность и чувство принадлежности к группе определяют, перейдём ли мы к конкретным эмпатическим действиям. Общая идентичность может быть основана на ценностях, общих инетересах, религиозной принадлежности и т.д. Ранее считалось, что для просоциального поведения достаточно сфокусироваться на чужой боли и страданиях (вспомните фото и видео полных слёз детских глаз с призывами поучаствовать в сборах материальных средств). Если докотр Бартал права, более эффективная стратегия - укреплять общую идентичность сообществ, для того, чтобы просоциальное поведение становилось новой нормой.

Что на практике для нас означает это исследование? Скорее всего, принцип взаимопомощи работает и в обратную сторону. Разделяя друг друга на «уехавших» и «оставшихся», «ваксеров» и «антиваксеров», сочувствующих и дающих отпор, вы снижаете вероятность просоциального поведения в популяции в целом. «Нам стоит фокусироваться не на переживании чужой боли, а на том, что мы все – в одной лодке» - заключает Р. Сапольски.

Ну и конце концов, не упрощайте жизнь вашему диктатору. [4]


Источник: m.vk.com

Комментарии: