Еще несколько слов хочу написать о рабочей памяти, чтобы было понятнее, что я имею в виду

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Есть память кратковременная. Вам пришли 4 или 6 цифр в смс, чтобы подтвердить платеж. Вы их держите в голове, как только вбили, забыли. Кто из вас сможет сейчас вспомнить код для последнего вашего платежа? Это кратковременная память. С ней тоже много всего интересного, например, эффект Зейгарник. Психолог Блюма Зейгарник обнаружила, что незавершенные задачи лучше удерживаются в памяти, например, официант помнит содержание заказа, пока он не выдан посетителю, но, как только столик обслужен, сразу его забывает.

Есть память долговременная. Об этой памяти я рассказывала в вебинаре "Что каждый учитель должен знать об обучении, памяти и мозге", в том числе о том, что есть память семантическая (которую нещадно эксплуатируют в школе просто зубрежкой, выучиванием всего заданного), эпизодическая - бездонная и отлично все в себе хранящая, и моторная.

И есть та самая рабочая. И вот все эти дорогущие тренинги на запоминание большого количества информации - не про нее, а про долговременную. А рабочая память напрямую связана с физиологией. И она является одним из ключевых факторов успешности человека во всех сферах жизни.

Приведу примеры задействованности рабочей памяти. Решает ребенок задачу. Прочитал текст. Его рабочая память должна быстро окинуть взглядом свой опыт решения задач и найти нужный алгоритм, причем все это может не сопровождаться внутренней словесной работой, это в долю секунды может сверкнуть. И тут память должна начать жонглировать. Держать условие, метод решения, величины, наименования. Составить первое действие и к его концу все еще помнить, что ты этим действием искал и нашел, каково наименование. Зачем ты это нашел, и как будешь задействовать во втором действии. Ребенок должен понимать, когда задача дорешана, помнить, что спрашивалось в ней и чем выражен ответ.

С нормальной рабочей памятью задачи по возрасту решаются спокойно, ребенок осваивает программу. Со слабой рабочей памятью получается "хвост вытащили - клюв увяз". Решили первое действие, забыли, что и зачем искали, перечитываем задачу заново, мама злится, ребенок плачет.

Всякая многозадачность вырубает ребенка. Если это сочинение, то тут и смысл: идея, структура, выводы, и почерк, и орфография, и пунктуация, и абзацы, и словарный запас, и стиль, и логические связки, и выразительность речи. Слабая рабочая память? "Мой ребенок не может писать сочинения". Надо разделять задачи по максимуму, как Люси Калкинз. Месяц на сочинение, и каждый урок - своя задача. На СО возможно, в школе - все за один урок.

Если ребенок со слабой рабочей памятью смотрит фильм, то он может в середине фильма удивить всех вопросом, кто это сейчас в таком-то эпизоде зашел в комнату - наш или злодей. Всем остальным очевиден и сюжет, и состав героев. Их рабочая память держит в голове все, что там происходит, плюс делает свои прогнозы, ждет развязки, потом доживает послевкусие. Ребенок с плохой рабочей памятью путается и в хитросплетениях сюжета, и в персонажах, и видит фрагментарный набор картинок. Но на своем уровне он может смотреть какие-то свои ролики, мульты. Попроще.

Чтение книг человеком с плохой рабочей памятью еще хуже. Большие книги не вызывают у него удовольствия, какое вызывают у человека с нормальной функционирующей РП. В итоге ребенок избегает чтения, как кошка горячей плиты. Вырастая, он становится читателем статей, ленты, мемов, поглотителем трехминутных роликов. Это то, что ему по силам.

Рабочая память помогает человеку, сидящему в машине и видящему быстро идущего к нему человека, принять решение, выйти к нему навстречу или заблокировать двери. Выражение лица, положение рук и т.д. будет оценено РП, сверено с накопленным за жизнь банком и оценено как угроза или как безопасный возможный контакт.

Вот поэтому РП - не о запоминании множества информации и фактов той же школьной программы. Если долговременная накачана, то рабочая память может при этом изобилии ничем не воспользоваться все равно.

Надеюсь, стало чуточку понятнее, что я имела в виду в предыдущей статье. То есть, рабочая память - это хозяйка на кухне, которая повязывает передник и начинает доставать из шкафчиков долговременной памяти продукты, ставить их на столешницу, смешивать по алгоритму, готовить еду, выкидывать мусор, убирать опять в шкафчики и мыть кухню после готовки. Рабочая память - это не о содержимом шкафчиков, а о таланте и способностях хозяйки.

Ну и стоит оценить проблемы с обучением своих детей, если у них слабая рабочая память, то им нужно снисхождение, понимание, адекватные требования, много помощи, специфический подход. Это физиологическая проблема, а не лень, не разгильдяйство, не осознанный выбор. Недопустимо их ругать, стыдить ни родителям, ни учителям. С ними должна проводиться разумная кропотливая работа.

Это я еще ничего не сказала о выполнении поручений, потере вещей и вообще ежедневном быте.

Комментарии: