«Зигмунд Фрейд» |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-11-30 14:00 Большинство людей как внутри, так и за пределами философской сферы думают о Фрейде скорее как о психологе, чем как о философе. И что еще хуже, они часто думают о его работе как о болезненно устаревшей, а о человеке как о псевдо-ученом в лучшем случае и шарлатане в худшем. Хотя Фрейд изучал философию в университете, прослушав пять курсов у Франца Брентано, и даже серьезно подумывал о том, чтобы получить совместную докторскую степень по философии и зоологии, он никогда не идентифицировал себя как философ. Это было не потому, как утверждают некоторые авторы, что он был враждебен философии (это не так). Это было потому, что вопросы, которые задавал Фрейд, и его стиль теоретизирования о них не считались должным образом философскими при его жизни. Размышления Фрейда об этих проблемах были выработаны в те дни, когда философия еще не приняла более натуралистический оборот. В наши дни все по-другому. Многое из того, что сейчас является основной философией, идет рука об руку с наукой, и теоретизирование Фрейда прекрасно вписывалось бы во многое из того, что происходит в философии сознания, философии психологии, этики и эпистемологии. Эта трансформация философского ландшафта была в значительной степени обусловлена усилиями венских современников Фрейда, логических позитивистов. Логические позитивисты или “Венский кружок” были группой философски проницательных ученых и научно грамотных философов, которые регулярно встречались в Венском университете (всего в нескольких минутах ходьбы от квартиры Фрейда), чтобы обсудить взаимосвязь между философией и наукой. Они видели свою миссию в осуществлении своего рода интеллектуальной гигиены. Они хотели очистить философию от грандиозных, витающих в облаках спекуляций и сделать ее верным союзником науки. Некоторые из их ведущих деятелей, в том числе Рудольф Карнап и Мориц Шлик, интересовались мышлением Фрейда и находились под его влиянием (как и некоторые из берлинских философов, которые были связаны с ними). Несколько членов Кружка прошли психоаналитическое лечение, и молодые участники психоаналитической сцены взаимодействовали с ними. Однако, насколько известно, нет никаких доказательств того, что Фрейд был осведомлен о Венском кружке, не говоря уже о том, что он интересовался им. Тем не менее, в некотором смысле Фрейд и философы Венского круга вели одну и ту же битву. Оба были убежденными врагами той разновидности кабинетной философии, которая создавала рационалистические системы мышления, которые казались невероятно заумными и глубокими, но были совершенно оторваны от таких простых соображений, как эмпирика. Позитивисты считали всю подобную философию семантической чепухой и объединяли ее под эгидой того, что они называли “метафизикой”, которую они считали глубоко уничижительным термином. У Фрейда было поразительно похожее отношение. Одним из лучших примеров этого является отрывок из письма, которое он написал в 1927 году психологу Вернеру Ахелису: «Другие недостатки моей натуры, безусловно, огорчали меня и заставляли чувствовать себя смиренным; с метафизикой все по -другому - у меня нет не только таланта к ней, но и никакого уважения к ней. Втайне - никто не может говорить такие вещи вслух - я верю, что однажды метафизика будет осуждена как досадная помеха, как злоупотребление мышлением, как пережиток периода религиозного мировоззрения. Я хорошо знаю, до какой степени такой образ мышления отдаляет меня от немецкой культурной жизни» Что касается философского влияния на Фрейда, то многие комментаторы упоминают Ницше — даже доходя до того, что говорят, что Фрейд “позаимствовал” (или, менее милосердно, “украл”) его основные идеи у немецкого философа. Безусловно, между их идеями есть некоторые поразительные параллели. И Фрейд был знаком с мышлением Ницше — которым он очень восхищался — в студенческие годы. Он никогда не цитировал Ницше в своих работах, и в 1925 году он прокомментировал, что избегал читать труды философа, потому что их мышление так тесно совпадало. Не так обстоит дело с другими философами. Например, Фрейд часто цитировал Канта, и его личный экземпляр "Критики чистого разума" Канта полон его пометок. Шопенгауэр был еще одним фаворитом, и Платон также несколько раз появлялся в рассуждениях Фрейда. В дополнение к своему уважаемому учителю Францу Брентано, молодого Фрейда особенно стимулировал философ, ушедший в безвестность: человек по имени Теодор Липпс. Но остается еще вопрос... Что такое психоанализ по Фрейду? Это не философская система. Фрейд, врач и клиницист, изначально был терапевтом, и в этой практической перспективе необходимо определить психоаналитический психотерапевтический метод, основанный на анализе переноса. Психоанализ, по сути, - это акт. Он стремится не к переживанию, а к тому, чтобы что-то изменить, и это путем прояснения смысла переноса, то есть проекции на личность терапевта, нагрузки эмоциональной энергии и чувств, первоначально испытываемых ребенком по отношению к родителю. Эта передача может быть положительной, и благоприятные факторы включают анализ, но также и отрицательные (с враждебными элементами). Эта терапия в первую очередь заключается в переходе к исцелению неврозов, психических расстройств, происхождение и симптомы которых символически выражают конфликт, возникающий в результате истории субъекта и его детства. Он находится в Эдиповом комплексе, который вместе со своими производными является центральным комплексом любого невроза. Определяется это как аффективная предрасположенность, благодаря которой человек сексуально привязан к своему родителю противоположного пола и питает отвращение к своему родителю того же пола. Теория бессознательного. Определяя психоанализ как психотерапевтический метод, основанный на анализе переноса, мы еще не достигли его центральной концепции бессознательного. И, действительно, психоанализ - это метод исследования, выявляющий бессознательные смыслы. Что такое бессознательное по Фрейду? Мы должны понимать это динамично, а не статично. До Фрейда многие философы указывали, что часть нашей психики находится за пределами сознания (в основном Лейбниц, Шопенгауэр и Ницше). Фрейд (и в этом новизна его подхода) рассматривает бессознательное психическое, сформированное системой, которая может получить доступ к сознанию, поскольку оно является продуктом подавления, то есть психологического процесса самозащиты, отвергающего импульсы и желания. Таким образом, оппозиция Эрос/Танатос (Любовь/Смерть) теперь вовлекает психоаналитическую теорию в новое направление, в сторону от прежнего теоретического аппарата. Либидо (то есть энергия сексуального влечения) способно, говорит Фрейд, нейтрализовать силы распада и разрушения, настолько мощные, что клиницист видел в действии во время войны 1914-1918 годов. Эта агрессия (тенденция к разрушению окружающей среды) как угроза цивилизации, то есть всем работам и организациям, уходящим от животного состояния наших предков, привлекла внимание Фрейда той эпохи. Психоанализ показал нам, что человек не является хозяином своего внутреннего мира: бессознательные психические процессы ускользают от него. Более того, сила смерти управляют действиями людей. Согласно этому анализу и теории, фрейдизм глубоко изменил представление о человеке и его психике. Источник: vk.com Комментарии: |
|