ТИПОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-11-18 00:59

Работа разума

СВОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ

Свойства человеческого мышления позволяют нам воспринимать окружающий мир таким, каким мы его видим. Из свойств можно назвать такие:

Направленность – является главной характеристикой мышления. Её наличие призвано поведать об определённой конечной цели, мысль даёт ответ на поднятые вопросы (причём последние не всегда являются важными, могут быть произвольными).

Также мышление разделяется на: позитивное либо негативное. Ведь абсолютно всё, происходящее в своей жизни, человек воспринимает через призму личных мыслей и внутренних установок. Кто-то делает акцент только на плохом (проявление негативного мышления). А кто-то другой, напротив, даже в негативе отыскивает что-то положительное (показатель позитивного мышления). Эксперты психологии однозначны в своём мнении, что гораздо лучше себя чувствует последняя категория граждан (оптимисты).

Мыслительная деятельность направляется либо в прошедшее, либо в грядущее. В первой ситуации индивид любит анализировать, почему события произошли так, как они произошли, перематывает в голове собственные действия, критикует себя за ошибки и так далее. В случае направленности мышления в грядущее индивид будет думать о возможных решениях предстоящих проблем.

Мыслительная активность в обязательном порядке создаёт понятия. Она характеризует различные ситуации, явления, предметы, упорядочивает их, сравнивает друг с другом, пытается обнаружить различия и тому подобное.

Нельзя назвать мышление объективным, так как оно всегда отличается субъективностью. Происходит это за счёт добавления личных эмоций, мыслей и чувств. Перечисленные свойства заставляют творчески мыслящих людей самовыражаться, создавая что-то, что передаёт их идеи и образы.

Мышление имеет логику. Причём она не во всех случаях правильная, но её присутствие обязательно.

Встречается развитое и не развитое мышление. Второй вариант, правда, характерен исключительно для детей, а также недалёких личностей, не стремящихся к анализу происходящего. Такие люди заинтересованы лишь в природных инстинктах и простейших потребностях. В основной же массе случаев взрослые люди имеют развитое мышление, которое совершенствуется всю жизнь.

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Теперь перейдём к характеристике типов человеческого мышления. Каким оно бывает?

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

Для данного типа мыслительной деятельности типично, что индивид решает разные жизненные задачи, выполняя реальное, физическое изменение происходящего, опробует различные свойства объектов.

В детские годы наглядно-действенная умственная деятельность отвечает за появление мышления и его совершенствование. У повзрослевших личностей данная разновидность часто дополняется наглядно-образной и словесно-логической мыслительной активностью.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

Подразумевает собой визуализацию происходящего и внесение в него изменений. Наглядно-образная активность позволяет в полной мере создавать разнообразные фактические свойства предметов. При этом в образе в одно и то же время фиксируется разноплановое видение картины.

Главная отличительная черта такого мышления – устанавливаются непривычные, «невероятные» комбинации предметов и их особенности. За счёт чего почти не различимо от воображения.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ

Его сопровождают разные термины с логическими конструкциями. Словесно-логическая мыслительная деятельность существует на базе языковых средств и выступает наиболее поздней стадией исторического и онтогенетического совершенствования мышления. Согласно структуре, данный тип мыслительной деятельности создаёт и обеспечивает функционирование разнообразных видов обобщений.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

Подразумевается, что выделяется и анализируется первоначальное противоречие происшествия, которое анализируется либо разбираемой проблемы. Благодаря поиску средств устранения противоречий создаётся методика действий. Последняя со своей стороны способствует решению целых классов заданий.

Наличие теоретического мышления подразумевает анализ внутренних особенностей явлений, которые изучаются. Оно допускает мысленное изменение исследуемого объекта, что ещё точнее раскрывает его глубинные характеристики и отношения.

При этом прослеживается различие между теоретическим и эмпирическим мышлением. Второе основывается обобщением чувственно воспринимаемых наглядно данных характеристик и отношений. Люди, имеющие теоретическое мышление, как правило, становятся учёными.

ПРАКТИЧЕСКОЕ

Выступает ещё одним из типов мышления, представляет собой аналог теоретического мышления. В этом случае устанавливаются конкретные цели, строятся планы, проекты. Нередко деятельность осуществляется на фоне временного дефицита, что делает практическую умственную деятельность сложнее теоретической.

ТВОРЧЕСКОЕ

Люди, которые мыслят творчески, способны создать совершенно новый продукт либо вносят серьёзные новаторства в саму познавательную деятельность. Связано с мотивацией, целями, оценками, смыслами.

Творческая деятельность – это не то же самое, что процессы использования готовых знаний, умений (репродуктивное мышление).

ПРАЛОГИЧЕСКОЕ

Выступает ранней стадией развития мышления, на которой его главные логические законы ещё не полностью сформированы. При этом причинно-следственные связи уже созданы, но их суть предлагается в мистифицированной форме.

Всё происходящее анализируется по наличию причины и следствия. Данный тип мыслительной деятельности объясняет сопричастность событий, которые объединены во времени и пространстве. Представители данного мышления могут объяснить практически всё, что творится в окружающей их реальности.

Характерная особенность пралогического мышления – тесная связь с природным миром, больше всего – с животными. При подобном мышлении индивид воспринимает природные и социальные ситуации в виде процессов, которым сопутствуют и противодействуют различные незримые силы.

Пралогическая мыслительная деятельность порождает собой магию – то есть стремление воздействовать на окружающую реальность, руководствуясь связью между всеми явлениями (такое особенно имело место в первоначальном обществе).

ДРУГИЕ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Мы ознакомились с основными типами мыслительной деятельности. Но ряд учёных использует три признака (время течения процессов, структурность и уровень их течения), выделяя ещё интуитивную и аналитическую мыслительную деятельность. Рассмотрим и другие виды.

Аналитическое – отличается развёрнутостью во временных рамках, обладает чётко установленными этапами, которые индивид прекрасно осознаёт.

Интуитивное, напротив, является свёрнутым во времени, не разделяется на этапы. Реализуется в сознании.

Реалистичное – имеет направленность на внешнюю жизнь, на него влияют законы логики.

Аутистическое – в таком случае реализуются исключительно свои личные желания и намерения индивида.

Эгоцентричное – им обладает основная масса дошкольников. Проявляется в виде неумения ставить себя на чужое место.

И. Калмыкова рассматривает ещё две разновидности мышления: продуктивную (творческую) и репродуктивную мыслительную активность. Она полагает, что мышление всегда является продуктивным, так как оно нацелено на то, чтобы получать новые знания. При этом оно выступает сочетанием продуктивных и репродуктивных компонентов.

Репродуктивное – считается таким типом умственной деятельности, при котором задачи решаются теми методами, которыми человек уже владеет. А новые задачи анализируются по уже известным методикам решения проблем. Также репродуктивная деятельность нуждается в определённом уровне самостоятельности индивида.

Продуктивное (творческое) – позволяет полностью проявиться умственным человеческим способностям, выразиться его творческим умениям. При этом творческий потенциал проявляется весьма быстрым постижением информации, использованием ею в новых условиях, самостоятельном управлении ею.

Большое количество отечественных и зарубежных психологов (например, Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд и другие) делают вывод, что продуктивное мышление – это комбинация психических особенностей, отвечающих за продуктивные изменения в деятельности индивида.

Данная разновидность мыслительной деятельности отличается 4 типичными особенностями:

оригинальностью устранения проблем;

семантической гибкостью (нужна для того, чтобы человек мог смотреть на происходящее с нового угла зрения);

образной адаптивной гибкостью (позволяет изменять ситуацию, развивая потребность в познаниях);

семантически спонтанной гибкостью (проявляется как продуцирование разных идей касаемо неопределённых ситуаций).


Источник: vk.com

Комментарии: