ПОСТПОСТМОДЕРНИЗМ И МЕТАМОДЕРНИЗМ: В ЧЕМ РАЗНИЦА

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-11-15 19:31

Философия ИИ

Проблема посмодернизма как состояния культуры, основанной на постнеклассическом способе философствования, заключалась в том, что еще на пике дискуссий о нем в конце 1980х годов, что многие авторы, не соглашаясь с коллегами, отрицали, что мир или история находится в состоянии «постмодерна». Единого общепризнанного понимания постмодерна не было, а существовали индивидуальные, пусть и весьма влиятельные, концепции, подвергавшиеся критике со стороны других его представителей.

Такая ситуация привела к постепенному отказу от самого термина «постмодернизм» даже со стороны тех ученых и философов, которые его теоретизировали. И официально задокументированной смертью постмодерна считается книга Линды Хатчеон, литературоведа и теоретика постмодерна, «Политика постмодернизма» 2002 года, в эпилоге к которой автор признала, что постмодерна больше нет. Важно также, что Хатчеон официально закрепила термин «постпостмодернизм», которым она условно обозначила пустующее место в теории культуры и социальной философии. Сам термин был актуален уже с середины 1990х годов и использовался даже в России (Маньковская 1999г), но как отмечает Александр Павлов, д.фил.н., российский философ, культуролог и историк философии, именно Хатчеон закрепила его как зонтичный термин и как явление в гуманитарной науке.

Еще до официального «падения» постмодернизма художники и авторы писали манифесты, упраздняющие постмодерн и возвращающие искусству его, как казалось, утраченную трансцендентальность, искренность и духовность. А после того, как, по сути, Хатчеон объявила конкурс на новый язык описания современной культуры, появились такие концепции постпостмодернизма, как автомодернизм, диджимодернизм, альтермодернизм, постпостмодернизм Дж. Нилона, и в ряду последних префиксов оказались метамодернизм и космодернизм, превратившийся в планетаризм. То, что отличает метамодернизм от конкурентов, это то, что, во-первых, сами авторы до сих продолжают развивать тематику исследований, и во-вторых, термин был подхвачен интернет-сообществом и до сих пор на слуху, и используется также в научных и культурологических контекстах.

Авторы метамодернизма Робин ван ден Аккер и Тимотеус Вермюлен отмечают, что начали разрабатывать концепцию в 2008 году и на данный момент основной тезис заключается в том, что метамодернизм – свидетельство нового поворота в истории. Этот поворот сказывается, прежде всего, в искусстве, но также в политике и экономике. Очень важно, что это 1) не уже известные и хорошо описанные феномены, а 2) тенденции в культуре, которые не могут быть объяснены с помощью теории постмодерна, но 3) эти тенденции характеризуются определенными колебаниями. Это колебания между иронией постмодерна и искренностью модерна, между исследованием и концептуализацией, это «бытие между» (metaxy – метаксис), на которое указывает приставка, расположение исторически «после» (пост)модерна, онтологически – «между» постмодернизмом и модернизмом, а эпистемологически – «наряду» с (пост)модернизмом.

На основе вступительной статьи Александра Павлова к книге «Метамодернизм» Р. ван ден Аккера, Э. Гиббонс и Т. Вермюлена

Pic by cocoparisienne


Источник: vk.com

Комментарии: