Поколения HomoCuberus |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-10-11 06:40 В прошлом посте рубрики мы начали разговор о современной массовой культуре, постмодерне и метамодерне как философских направлениях, тесно с ней связанных. Перечисленные явления оказали сильное влияние на формирование ценностных ориентаций и поведенческих паттернов поколений Y и Z. Одного поста для раскрытия данных понятий было недостаточно, поэтому текст перед вами является прямым продолжением предыдущего. Напомню, что постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность». В философии постмодернизма, в отличие от модернизма, происходит сближение скорее с искусством, чем с наукой. Для него характерно отрицание идеологий, объединяющих людей ради великой отдаленной цели, так называемого «светлого будущего» и описывающих их универсальных языков (метанарративов). Последние характерны для традиционного и индустриального обществ. В качестве примера подобных «больших проектов» можно привести мировые религии, глобальный либерализм И. Канта и коммунизм. Постмодернисткая философия «расщепляет» глобальные идеи и метарассказы на множество небольших локальных историй-рассказов. Данное философское направление тесно связано с постиндустриальной экономикой и отвечает на запросы недавно сформировашегося постиндустриального общества. Философия постмодернизма способствовала развитию яркого индивидуализма, особенно у поколений Y и Z. Позитивный аспект постмодернизма заключается в принципиальной открытости диалогу между философией и наукой, различными направлениями общественной мысли и точками зрения. Это способствует образованию новых наук и научных направлений, появлению смелых (и невозможных прежде) междисциплинарных исследований. Постмодернизм с его концепцией хаоса, деструктуризацией и индивидуализмом трудно охарактеризовать как целостную систему. В его парадигме общество неизбежно фрагментируется на множество малых групп. Тем не менее, можно выделить следующие яркие черты постмодернизма: 1 Мир как текст. В характерной для рассматриваемого направления картине мира знак (в том числе и словесный) утрачивает функцию отражения действительности. Это заявляется принципиально невозможным. В таком случае остаются только другие тексты и другие знаки, их взаимодействие. Таким образом, подлинным содержанием любого дискурса являются только другие дискурсы, понятие состоит из понятий, знак — из знаков, текст из текстов, никакой связи с реальностью они не имеют. Весь мир, в том числе мы сами, согласно этой концепции, являемся лишь текстом, сложными семиотическими системами. 2 «Смерть» Бога, «смерть» субъекта, «смерть» автора. «Смерть» Бога в философской концепции постмодернизма дополняется осознанием того, что раз уж мир есть текст, человек есть текст, то и автор (как и каждый из нас) представляет из себя лишь сумму унаследованных от предков моделей поведения и способов восприятия реальности. Он творит не от себя, не из своей субъективности только лишь, а от имени всей громадной и уходящей в глубины веков совокупности текстов. Таким образом, постмодернизм не только низвёл религии и повествования о Боге до специфических текстов, ориентированных на контроль, но и выдвинул концепцию невозможности существования автономного, суверенного индивида и переосмыслил творчество как скрытую цитацию и рекомбинацию уже написанного. 3 Для массовой культуры эпохи постмодерна характерно широкое использование таких приёмов, как деконструкция, интерпретация, ирония, эклектичность, эстетизация. 4 Постмодернизм признает право на сосуществование любых идей и отрицает господство одного дискурса над другим. Он повлиял на серьёзную трансформацию социальных институтов и общественных отношений. По мнению ряда исследователей, в настоящее время, на смену постмодерну приходит метамодерн. Тем не менее, многие всё ещё с осторожностью говорят об этом процессе. Разумной критике подвергаются и аргументы существования метамодерна. К тому же, серьёзной ошибкой будет противопоставление постмодернизма и метамодернизма друг другу. Последний всего лишь возрождает общие классические концепции и универсальные истины, при этом все также противопоставляя себя «наивным» идеологическим позициям модернизма. Он возвращает нам скорее форму, чем содержание. По-моему, метамодерн можно представить как «костыли» для придания устойчивости и большей позитивности и упорядоченности постмодернизму как культуре разрушительно-созидательного хаоса. Метамодернизм колеблется между аспектами культур модернизма и постмодернизма, иными словами, между иронией и искренностью, конструкцией и деконструкцией, апатией и влечением. Остаётся добавить только, что постмодерн и метамодерн являются более общими понятиями, а постмодернизм и метамодернизм — их направлениями — служат обычно для описания современных явлений в культуре и искусстве, а также социуме. Тем не менее, эти понятия часто употребляются как контекстные синонимы. Этот пост завершает описание постмодернизма и метамодернизма. В следующих постах мы будем рассматривать массовую культуру различных десятилетий, начиная с 90-х годов. Источник: vk.com Комментарии: |
|