О МЕНТАЛЬНОЙ КАУЗАЛЬНОСТИ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Вопросы о существовании и природе ментальной каузальности являются одними из самых заметных в современных дискуссиях о сознании и человеческой агентности. Изначально проблема ментальной каузальности касалась понимания того, как имматериальное сознание, душа, может взаимодействовать с телом. Несмотря на то, что в настоящее время большинство современных философов отрицают существование души, проблема ментальной каузальности никуда не исчезла. Вместо этого акцент сместился на рассмотрение ментальных свойств.

Ментальная каузальность — каузальное взаимодействие сознания с миром и, в частности, его влияние на поведение — занимает центральное место в нашем восприятии себя как агентов. Взаимодействие сознания и мира является чем-то само собой разумеющимся и для повседневного опыта, и для научной деятельности. Боль, которую вы чувствуете при растяжении лодыжки, является причиной того, что вы открываете холодильник в поисках упаковки со льдом. Намерение пойти в кино является причиной того, что вы садитесь в машину.

Психологи говорят нам, что ментальные образы позволяют лучше ориентироваться в окружающей среде. Экономисты объясняют колебания на финансовых рынках ссылкой на убеждения трейдеров в определенной цене на нефть в следующем месяце. В каждом случае ментальное явление, как кажется, производит цепь сложных и согласованных телесных движений, которые затем оказывают свои воздействия на физический мир. Случаи кажущейся ментальной каузации настолько распространены, что зачастую мы их не замечаем, и тем не менее они занимают центральное место в картине, рисуемой здравым смыслом, которую мы имеем о самих себе. Поэтому неудивительно, что вопросы о природе и возможности ментальной каузальности возникают в различных философских контекстах.

В действительности само существование сознания может зависеть от возможности ментальной каузальности. Предположим, что вы принимаете «элеатский принцип», заключающийся в том, что движущая сила — это признак бытия: существовать — значит иметь каузальные силы [Oddie 1982]. Правдоподобно полагать, что если ментальное обладает хоть какими-то каузальными силами, то оно может влиять на физический мир. Без таких сил ментальное сталкивается с онтологическими препятствиями или даже с угрозой элиминации.

По всей видимости, для определенного вида агентности, необходимого для свободы воли и моральной ответственности, нужно существование ментальной каузальности. Если ваше поведение не причиняется деятельностью вашего сознания — размышлениями, решениями и тому подобным, — какой бы был тогда смысл приписывать вам ответственность за поступки, которые совершает ваше тело? Вероятно, едва ли вы были кем-то большим, чем пассивным наблюдателем активности вашего тела. В этом случае мы должны были бы отказаться от того, что Стросон [Strawson 1962] называет «ответными установками», — от моральных установок и чувств (например, благодарности или обиды), столь важных в межличностных отношениях.

Роб, Дэвид и Хейл, Джон - Ментальная каузальность


Источник: vk.com

Комментарии: