Медитация — устойчивое развитие ума, а не магия и кайф

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Индустрия mindfulness набирает обороты: только в США объем этого рынка превышает $1 млрд — выпускаются приложения и книги, IT-гиганты Google, Apple, Facebook, Twitter проводят тренировки ума среди своих сотрудников. Буддийский монах и переводчик Лобсанг Тенпа объяснил, почему безответственный подход к этому процессу — это «тыканье палкой в осиное гнездо», и дал пять советов, как научиться медитации.

Мне, буддийскому монаху, читать популярные тексты в СМИ о медитации непросто. Не хочется относиться к чужому труду заносчиво, но описываемое иногда так отличается от проверенных практик, что начинаешь бояться за читателей. В то же время я испытываю и огромное вдохновение. Массовый интерес к самым простым формам медитации буддистов радует. Ведь правильная медитация может устранить или ослабить человеческие страдания.

Как не надорваться в медитации

Мы от природы легковерны, хотим побыстрее получить пользу (а от медитации, возможно, и словить кайф) и склонны к интеллектуальной лени: «Толстые книги? Многочасовые лекции? Дайте мне краткий подкаст!» Именно поэтому созерцательные практики популяризируются в самых упрощенных формах («Покойся здесь и сейчас... Устрани все мысли!»). Но и эти формы мы часто понимаем неправильно — потому что фильтруем услышанное через привычные нам определения и множество культурных стереотипов: связываем медитацию не только с сектами, но и с поющими чашами, мантрами, странной музыкой и загадочно улыбающимися людьми в белых одеждах. Результат действительно может быть странным — но не из-за самой медитации (как прикладного искусства), а из-за непонимания с нашей стороны.

Медитация — это прежде всего мощный метод работы с психикой: областью, к которой многие не готовы прикасаться даже при посредничестве опытного специалиста (психолога, психотерапевта или психиатра). Подходя к процессу тренировки ума безответственно, мы тычем палкой в осиное гнездо, а потом удивляемся появлению «ос» (например, странных переживаний). Буддийская традиция предполагает: заранее усвоив несколько простых положений, мы избежали бы множества ненужных ошибок и странностей.

Совет №1: Понять само слово «медитация»

Тибетские буддисты определяют медитацию (на тибетском: «гом») как процесс намеренного приучения ума к конструктивным состояниям, навыкам и качествам — умственным привычкам, которые ведут нас к долгосрочному благополучию. Поскольку состояния должны быть «конструктивными», от нас с самого начала требуется некий уровень психологической грамотности — иначе мы не сможем отличить полезные состояния от вредоносных. Все классические системы созерцания (буддийская, суфийская, система ранних христиан и т.д.) используют довольно четкие модели устройства ума и его состояний; сходным образом мы можем применять и светские модели западной психологии.

Так, если медитация направлена на приучение к конструктивным состояниям, к ней не относятся пустые мечтания. Если нам предлагают представить себя на пляже с бокалом вина и в окружении привлекательных кинозвезд, мы уже отклонились от определения в сторону нереалистичных фантазий о счастье, проистекающем из внешней стимуляции.

Вопрос к себе: Приучает ли предлагаемая мне практика мой ум к конструктивным моделям мышления? Как эти модели могут способствовать устойчивому благополучию?

Совет №2: Не бояться учиться новым определениям и классификациям

Никто из нас не застрахован от ошибок в понимании терминов, описывающих практику. Простой пример: даже люди, практикующие много лет, могут думать, что випассана — это десятидневный затвор. На самом деле випассана (на языке пали), или випашьяна (на санскрите), — это развернутая система весьма разнообразных практик прозрения, существующих, по словам Далай-ламы, во всех основных религиозных традициях. Хотя некоторые десятидневные ретриты действительно посвящены этим практикам, другие просто используют это слово для привлечения доверчивых участников — а десять дней заполняют сочетанием непроверенных методов, приносящих непредсказуемые результаты. Зная смысл термина, мы избежим откровенной халтуры.

Другая распространенная ошибка — думать, что вся медитация сводится к ее виду, знакомому лично вам, — например, к медитации осознанности (которую мы ассоциируем со словами «пребывай здесь и сейчас»). Простая осознанность в текущем мгновении не составляет и 1% традиционной системы практик, призванных глубоко изменить наш ум; за ней в идеале следовали бы продвинутые формы практик стабилизации ума и прозрений, позволяющих проникать в природу явлений, которым большинство людей сегодня не учится.

Именно поэтому традиция чань/дзен снова и снова напоминает нам об «уме новичка» — умственном состоянии скромности и открытости, когда мы готовы многократно проверять себя и исправлять ошибки.

Вопрос к себе: Знаю ли я, что означают «технические» термины в интересующей меня системе практик? К какому виду медитаций относится моя техника, и какие иные виды выделяют здесь профессионалы?

Совет №3: Проверить качество материалов и инструкторов

Мы тщательно выбираем мобильные телефоны, следим за чистотой вилок в ресторанах, вряд ли ляжем под нож хирурга-самоучки, но уверены, что медитации нас может научить любой. Однако стать настоящим инструктором за полгода невозможно — особенно если собственная практика такого «инструктора» тоже продолжалась только шесть месяцев. Человек, не имеющий опыта и глубоких психологических познаний, может нам навредить — несмотря на сто тысяч подписчиков в соцсетях и рекламу. Лучшие учителя не будут бегать за вами, рекламируя себя, — как не бегают Оксфорд и Сорбонна.

Прежде чем включить аудиомедитацию, открыть книгу и, тем более, записываться на онлайн-курс, важно проверить качество контента и квалификацию авторов.

Вопрос к себе: Где, у кого, сколько и как учились эти люди? Что позволяет считать их квалифицированными специалистами с высоким уровнем личной этики?

Совет №4: Здраво оценить нашу устойчивость

Классическая буддийская медитация направлена на полное преображение нашего ума: раскрытие его потенциала и устранение всех беспокоящих состояний. Для этого нам нужна очень прочная основа: не только познания, но и сбалансированное состояние психики.

При первом столкновении с западным миром в 1950-е годы тибетские мастера не сразу осознали элементы базового набора умственных привычек (и запросов) жителей глобализованного мира. Так, тибетцам незнакомо состояние ненависти к себе, а на Западе с ним сталкивался практически каждый. Размышления о благодарности собственным матерям (одна из важных буддийских медитаций для развития всеобщего сострадания) могли вызывать у европейцев приступы детской ярости, а осмысление темы кармы — вызывать воспоминания о некогда пережитом травмирующем опыте. Стало очевидно: многие из этих проблем (посттравматические переживания, неприязнь к себе, зацикленность на своей личности и т.д.) необходимо решать заранее: они сами по себе загрязняют процесс медитации и нарушают его течение, а потому — и полученный результат.

Кроме того, важно подбирать те техники медитации, которые подойдут конкретному практикующему. Для людей с активным шизофреническим расстройством, к примеру, подойдут медитации в движении или техники арт-терапии (но не сидячая медитация); для тех, кто работает над преодолением зависимости, важны практики наблюдения за телом и дыханием (но не пристальное созерцание самого ума). Активные клинические исследования — плод совместного труда буддийских мастеров и ученых — в этой сфере находятся на самом раннем этапе. Это означает, что ответственность за оценку нашей устойчивости сейчас несем мы сами.

Многие истории об «ужасах» медитации связаны не с самой этой практикой, а с исходным психическим состоянием людей, пытающихся практиковать. Многолетняя работа с психотерапевтом и квалифицированная помощь психиатра иногда гораздо нужнее, чем эстетика духовности.

Вопрос: Насколько в целом устойчив мой ум, и есть ли у меня эмоциональные проблемы, с которыми мог бы помочь специалист? Какую медитацию я могу применять безопасно, какие практики сделают мой ум более устойчивым и ясным?

Совет №5: Забудьте о блаженстве и магии

Погоня за измененными состояниями сознания, пиковыми переживаниями (например, острым блаженством, видениями) и магией (от «привлечения денежного потока» до способности гнуть ложки) — верный способ навредить психике. Медитация — это эволюционный процесс: с ее помощью мы просто приучаем свой ум к таким состояниям, как расслабление, устойчивость, ясность, сострадание и любящая доброта.

Некоторые люди из-за особенностей нервной системы могут легко соскальзывать в измененные состояния сознания. Именно попытка воспроизводить эти состояния (равно как и навязчивая фиксация на идее о сверхспособностях, обретаемых с помощью медитации) причиняет наибольший вред: вместо развития здравомыслия мы теряемся в лабиринте иллюзорных переживаний.

Эти переживания весьма разнообразны: от пугающих (к примеру, острого чувства иррационального страха) до глубоко приятных (блаженства, вдохновляющих образов) и просто странных (один человек рассказал мне, что однажды в медитации внезапно увидел на месте своих кистей рук стопы, а на месте стоп — кисти рук). Все эти состояния рассматриваются тибетцами как временные аберрации: игра ума и нервной системы. Цепляясь за эти состояния как за реальные, мы спонсируем свой внутренний Голливуд: картинки и чувства продолжат возникать, но будут отвлекать нас от реальных признаков очищения ума (которое в долгосрочной перспективе и ведет профессиональных практикующих к таким состояниям, как нирвана).

Медитация — это инструмент повышения субъективного качества нашей жизни. Один из признаков успеха в ней — даже если мы практикуем совсем понемногу — постепенное усиление пяти признаков эмоционального интеллекта, которые описывает Дэниел Гоулман. Мы лучше замечаем свои эмоции (и мысли), лучше контролируем их, развиваем большую эмпатию, способны эффективнее мотивировать себя на полезные дела (включая служение обществу) и укрепляем свои социальные навыки. Если же медитация ослабляет наш социальный интеллект, наше чувство юмора и нашу доброту, — что-то пошло не так. В этом случае лучше вернуться к «уму новичка», найти качественные источники, вспомнить исходное определение — и начать сначала.

Лобсанг Тенпа


Источник: vk.com

Комментарии: