Магическое мышление: почему люди верят в материальность мыслей и думают, что могут влиять на реальность |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-10-31 18:10 Этот текст является неким научным продолжением темы, затронутой мною ранее. Чтобы не оставлять прошлый текст голословным, с опорой только на личные мысли и клинические случаи, я постаралась кратко систематизировать важные тезисы из научной литературы. Магическое мышление - это убеждение о возможности влияния на действительность посредством символических психических или физических действий и/или мыслей. [1] Говорить о магическом мышлении можно относительно убеждений, в которых происходящие события не имеют причинно-следственную связь, но влияют друг на друга. Примерами таких убеждений являются распространённые суеверия, где нарушается причинно-следственная связь между объектами и явлениями. Например, если чёрный кот перешёл человеку дорогу, человек убеждён, что быть беде. Хотя эти явления, кот и судьба человека, никак не связаны. Магическим мышлением является также вера в материальность мыслей. Феномен магического мышления весьма распространен. Наличие большого числа магических убеждений является симптомом шизофренического расстройства или фактором предрасположенности к нему. [2] Основными признаками магического мышления, по мнению исследователей, являются: игнорирование законов логики, нечувствительность к объективным причинно-следственным связям, оценка событий на основе софизма «после того, значит, вследствие того» [3]. В исследовании Байрамова Э.Э., Ениколопова С.Н., была показана связь магического мышления с личностной тревожностью, наивным оптимизмом и суеверным мышлением. Отрицательными связями явились: конструктивное мышление, эмоциональное совладание, поведенческое совладание и социальная желательность. Магическое мышление может быть при различных соматических и психических заболеваниях. Люди, склонные к магическому мышлению, могут избегать определенных мыслей, которые кажутся им опасными. Они убеждены в том, что такие мысли могут привести к проблемам в реальности. Для людей с магическим мышлением характерна связка «мысли=реальность», так называемое слияние мыслей и реальности. Если человек о чём-то подумает, это может исполниться, «материализоваться». Он может быть убеждён, что способен влиять на реальность собственными мыслями, причём, не только на свою реальность и на самого себя, но и на других людей. Это отчетливо наблюдается в вере в сглаз, порчу или проклятие. Многие предрассудки связаны именно с магическим мышлением. Психологи также говорят о локусе контроля как об одном из составляющих магического мышления.
Люди с внутренним локусом контроля ориентированы на личную ответственность, скептически относятся к информации и более уверены в себе. Люди с внешним локусом контроля приписывают ответственность за свою жизнь и судьбу внешним силам, верят в сверхъестественное, в экстрасенсорику, мистику и т.д. Это связанно с неуверенностью, которая вызывает у людей тревожность и потребность взять ситуацию под контроль. По мнению авторов, в России наблюдается невиданная прежде тяга к вере и религии. Религиозный человек, по мнению специалистов, всегда верит и в магию. [4] [2] Байрамова Э.Э., Ениколопов С.Н. «Исследование магического мышления у лиц с эндогенными психическими заболеваниями», (Москва, Россия) [3] Карагодина Е.Г. Социальные и индивидуальные аспекты современного мистического мышления (по материалам исследования целителей-экстрасенсов) // Социальная и клиническая психиатрия. – 1997. – Т. 7, № 3. – С. 67—89. [4] Свечников В. С., Чевтаева Л. Н. «ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» Источник: www.b17.ru Комментарии: |
|