Часто можно услышать рассуждения о том, что у всякого своя правда, что все мнения равноценны, и что ничего истинного нет, у каждого и истина тоже своя |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-10-03 14:56 Часто можно услышать рассуждения о том, что у всякого своя правда, что все мнения равноценны, и что ничего истинного нет, у каждого и истина тоже своя. Это все обывательские суждения, а как на это все смотрит наука? Например, с т з марксизма и диалектического материализма утверждать что-либо определенно в системе координат "правильно - неправильно" можно. Объективное знание существует и принципиально достижимо, это касается как сферы науки, так и всех остальных жизненных ситуаций. А все это потому, что исходный пункт гносеологии марксизма — это признание объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и отображаемого им. Знание, адекватно отображающее объективную реальность, есть объективная истина, поскольку конкретно-историческая форма этого знания обусловлена имеющимся уровнем и потребностями развития практики. «Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса ?...? признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (В. И. Ленин). С материалистической точки зрения объективность истины производна от объективной необходимости исторического прогресса. Настаивая на том, что истина — это произвольное творение субъекта, и утверждая множественность истин, плюралисты, релятивисты и вообще идеалисты ссылаются просто на факт наличия разных теорий, идеологий и моделей реальности и пытаются этим доказать равноценность их. Но факт их существования не доказывает равноценность, он может означать многосторонность объекта исследований, и это не исключает его целостности, объективной и закономерной связи его различных сторон. Поэтому содержательный синтез знаний о них не только объективно возможен, но и с прогрессивным развитием науки происходит в высших формах систематизации научного знания. Отрицание системной связи и субординированности разных сторон знания, согласно В. И. Ленину, ведет к идеализму. Что касается системы координат "правильно-неправильно" в этике, то она также объективно существует по вышеописанным законам. В частности, как догматизм и абсолютизм вечных моральных истин считается с т з диамата некорректным, так и моральный релятивизм, утверждающий равноценность разных систем морали. С т з диамата мораль имеет конкретно-историческую, и только в этом смысле относительную (релятивную), природу. Вот что написано по этому поводу в книге В. С. Пазенка "Критический очерк буржуазного этического релятивизма" (1982 г.): "Марксизм-ленинизм установил социально-историческую и в этом смысле релятивную природу морали и тем самым нанес решительный удар по моральному абсолютизму и догматизму. Однако научная диалектико-материалистическая этика не ограничивается признанием факта относительности и изменчивости моральных регуляторов и тем более не преувеличивает, не абсолютизирует его значение. Будучи относительной (по отношению к конкретным социальным условиям, исторической ситуации, интересам определенных классов), мораль как общественный институт обладает определенной автономией, устойчивостью и оказывает большое обратное воздействие на социальные детерминанты, продуцирующие мораль как форму общественного сознания и вид практических отношений между людьми. Марксистская этика выяснила и общественно необходимую природу морали, установила, что в своем функционировании мораль отражает некоторые общие всем социальным классам и группам потребности (элементарные правила общежития), что в содержании морали отражены и некоторые общечеловеческие тенденции, делающие возможным поступательное развитие морали, нравственный прогресс. Создается, таким образом, основа научного познания сущности моральных явлений, решения проблемы истины и морали, а также тех вопросов, которые представляются принципиально неразрешимыми с позиций как морального абсолютизма, так и морального релятивизма. В общей научной методологии социального познания предусматривается выявление критерия повторяемости в общественной жизни, сведение индивидуального к социальному, учет взаимосвязи и взаимообусловленности всех сторон изучаемого явления, последовательное проведение принципов историзма, классового подхода и т. д. Всякий иной, альтернативный марксизму-ленинизму путь решения основных проблем морали и этики на основе метафизической методологии оборачивается конструированием еще одной, очередной ненаучной этической схемы, бесплодность которой не компенсируется наличием большего или меньшего числа рациональных элементов. По своей сущности абсолютизм и релятивизм представляют собой крайности одного и того же антидиалектического метода, они преувеличивают, абсолютизируют определенные стороны, моменты в содержании нравственной жизни. В своих наиболее радикальных формах абсолютизм и релятивизм нередко переходят друг в друга, граница между ними размывается, становится трудноразличимой. Выступая против абсолютизма, догматически преувеличивающего значение вечных и неизменных факторов в морали, релятивизм в свою очередь абсолютизирует многообразие моральных ценностей, плюрализм источников моральных суждений. ...Услужливые апологеты буржуазного строя, пытаясь и в этих условиях представить моральный кризис капитализма как временное и даже прогрессивное по своей сущности явление, провозглашают становление «новой» морали, морали соответствующей-де новому, постиндустриальному этапу общественного развития. И в этом случае методология этического релятивизма оказывается наиболее подходящей. Воспринимая практический моральный релятивизм как «новую реальность», буржуазные теоретики стремятся, используя учение о полной относительности моральных норм и взглядов, легализировать его." Таким образом, критерии истинности в морали объективно существуют и могут быть установлены для данного времени в конкретном обществе. Источник: vk.com Комментарии: |
|