Почему некоторые плохо разбираются в людях?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-09-28 09:14

Работа разума

Видеть людей насквозь. Разбираться во внутреннем мире окружающих, как в детской головоломке. Многие мечтают о таких талантах, но лишь немногие действительно овладевают подобными навыками. Почему же это так сложно? Что мешает нам научиться понимать людей?

Для психологии проблема объективного понимания другого человека тоже стала актуальной. Было обнаружено множество особенностей нашего социального восприятия, которые мешают нам быть объективными. Одни и те же ошибки совершаются всеми, часто и психологами, профайлерами, HR-менеджерами, не имеющими достаточного опыта. Эти феномены были названы эффектами и механизмами социальной перцепции.

Эффект ореола

Достаточно известное явление. На основании небольшого количества информации или даже общего впечатление у нас складывается определённый образ человека, а далее поступающая информация либо не учитывается, либо корректируется под уже сложившийся образ. Человек, которого нам представили как добродушного и честного, или совершивший на наших глазах какой-то хороший поступок, или даже просто внешне привлекательный, будет долго оцениваться нами как хороший, даже если мы узнаем о нём то, что может противоречить этому образу. Плохое впечатление будет иметь то же воздействие. Человек долго и не заслуженно может считаться нами плохим даже при совершении хороших поступков (они будут либо не замечаться/восприниматься, либо, например, расцениваться как способ расположить к себе в корыстных целях).

Эффект первичности

Этот эффект проявляется при восприятие незнакомых людей. Выяснилось, что при анализе незнакомца, человек больше опирается на первую полученную им информацию. В экспериментальных условиях одной группе испытуемых сначала говорилось, что человек, которого им нужно оценить, — интроверт, а потом «исправились» сказав, что он всё же экстраверт. Другой группе испытуемых было сказано всё наоборот. В обоих группах при оценке незнакомца возобладала первая полученная информация. Несмотря на то, что первая информация была обозначена как ложная, она всё равно повлияла на впечатление испытуемых. Известно, что данный эффект может проявляться 3-4 недели.

Эффект новизны

В отличие от предыдущего эффекта, этот проявляется при общении со знакомым человеком. Можно увидеть человека в другой обстановке, (например, хорошего друга детства на рабочем месте) или близкий человек совершит неожиданный для Вас поступок. Такая последняя/новая информация оказывает наибольшее влияние на восприятие человека. Данный эффект обычно работает 3-5 дней. В течение этого времени знакомый человек будет восприниматься через призму этой новой информации.

Эффект установки

Восприятие другого также зависит от наших представлений о той группе, в которую он входит. Это может быть социально-экономическая группа, этническая, субкультура. Например, отношение к человеку в связи с его национальностью или размером зарплаты. Схожим с ним является эффект роли, когда, например, должностные обязанности принимаются за личностные черты (например, воспитатель в детском саду — значит, добрая, заботливая, милая).

Стереотипизация

Всем знакомое понятие стереотип возникает в результате стремления сделать выводы, основываясь на малом количестве информации. В начале стереотипы помогают нам усвоить и структурировать информацию. Например, стереотипное представление о компетентном сотруднике у HR-специалиста или стереотип об определённом типе личности. При отсутствии достаточного опыта опора на стереотипы позволяет быстро научиться решать несложные задачи. В дальнейшем стереотипы начинают мешать нашему развитию: сложные задачи не укладываются в стереотипное представление о людях. С опытом приходит понимание того, что представитель определённого типа личности или компетентный сотрудник могут восприниматься абсолютно непохожими людьми.

Каузальная атрибуция

Так называется один из основных механизмов нашего социального восприятия. Это механизм приписывания причин поведения, мотивов, чувств, целей человеку, которого мы пытаемся понять. Казуальная атрибуция интересна нам в связи с тем, что в результате её исследования было обнаружено, что в ситуации нехватки информации мы склонны переоценивать значимость личностных характеристик по сравнению с обстоятельствами. Пример: опоздавший человек с большей вероятностью будет считаться нами неорганизованным, нежели мы посчитаем, что так сложились обстоятельства (например, сломался трамвай).

Что помогает?

Научный подход в исследовании этих феноменов позволяет сказать, что с этими явлениями сталкивается каждый человек при взаимодействии с другими людьми. Важно помнить о существовании этих «помех», так как знание этих эффектов помогает нам их избегать, делая наше познание другого человека более объективным. Ещё одним способом объективации впечатления является обратная связь: каждая гипотеза/предположение о человеке должно быть проверено вопросом. Конечно же, это требует определённого опыта как в подборе формулировки вопроса, так и в интерпретации ответа. Простым и неожиданным способом повысить объективность познания другого является самопознание, а именно понимание того, как другие нас воспринимают, соотнесение представления о себе с оценками окружающих.


Источник: vk.com

Комментарии: