Питер Вульфендейл — О Неорационализме

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-09-15 13:42

Философия ИИ

Итак, слово «неорационализм» придумал не я, но его систематически применяли для обозначения трудов Рэя Брасье, Резы Негарестани и моих собственных, а также [работ] множества наших попутчиков. Сами мы их никогда таким образом не определяли, и как раз потому, что это прозвище мы никогда сознательно не выбирали. Однако сегодня мне напомнили о неявном обязательстве, которое, возможно, отличает неорационализм от [точек зрения] его оппонентов, если о нём вообще можно рассуждать как о последовательной философской программе. Вот оно:

Мы отбрасываем любую рациональную интуицию во имя разума, мы не только утверждаем, что не существует никакой интуитивной способности к рациональному знанию, но также нет и никакого интуитивного подхода к самому устройству разума, его возможностям и ограничениям. Разум – это не то, чем вы его считаете. Разум – это не рационализация. Разум – это не что-то благоразумное.

И неорационалистов отличает не только это принципиальное обязательство, но и наш практический отклик на него. Наше основное расхождение с классическим рационализмом Декарта, Лейбница и Спинозы состоит в приверженности вычислительному повороту, начало которому положено в начале 20-го века, и чьи следствия продолжают разворачиваться [на наших глазах]; следствия, наносящие удар за ударом по нашим интуитивным представлениям о том, чем является мышление, ломающие наши подходы к рационализации того, чем мы являемся, разбивающие наши иллюзии относительно того, каких убеждений разумно придерживаться.

Рассуждение – это то, что осуществляется, и нечто, что может осуществляться посредством процессов, отличных от наших, процессов, которые могут [изучаться] и уже изучались при помощи разума, с беспощадной точностью математического доказательства. Парадокс Рассела и теоремы Гёделя лежат у истоков продолжающегося процесса поиска ограничений разума, а затем, согласно Тьюрингу, эти ограничения лягут в основу подхода к извлечению разума из наших гоминидных черепов и осуществления его новых, странных форм. Искусственные рациональные агенты пока не созданы, только их фрагменты, однако гуманистическое высокомерие, которое уклоняется от того, чтобы разглядеть в этих процессах фрагменты сущностей, похожих на нас, выглядит всё более безнадёжным, и только увеличивает желание рационально обосновать развитие математической логики, прогресс искусственного интеллекта и вторжение вычислительной нейронауки.

Если вы считаете, будто вас нельзя изучить в качестве системы обработки информации, и это позволяет вам городить стены ваших интуитивных представлений не только о том, что значит быть человеком, но и что в этой человечности является благом, то, боюсь, грядёт волна, которая накроет ваши стены и потопит ваши местечковые амбиции. Неорационализм обещает, что этой волной окажется не эмпирическая наука, которая раскроет кошмары вашего нейронного субстрата, но математическая наука, которая раскроет чудеса вашей вычислительной души. Мы являемся безостановочными процессами, взаимодействующими со средой и друг с другом, в нашем совместном исследовании математических и эмпирических сфер, играх доказательств и опровержений, и в строительстве систем и моделей, которые начинают включать в себя и нас самих. Мы прекрасны. Мы свободны. Вычислительное самосознание только усовершенствует это состояние, даже если изменит при этом наше представление о том, что оно означает.


Источник: vk.com

Комментарии: