"Из жизни архивариусов": история как музыка |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-09-15 13:09 Это эссе появилось неожиданно для самого автора и, к сожалению или счастью, не отражает ни одной биографии музыканта. Клеммы случайно замкнулись: подготовка к вступительным экзаменам в магистратуру истории, где одним из вопросов оказался “Искусство в отражении истории” и – органный концерт в лютеранском Соборе Петра и Павла, во время которого автор бешено строчил заметку о джазе на свой телефон. Барокко на джаз, ум за разум, проводок на проводочек – так в результате короткого замыкания появляются тексты. Заметка – скорее интуитивное и субъективное понимание джаза, о котором было написано так много эссе. Они, как снег, превращающийся в наст, утрамбовались, спрессовались в единое ощущение, и каждое новое имя и эссе будет добавлять новый слой, создавать причудливые формы и оттенки этого выскальзывающего из рук и никогда не объяснимого явления – джаза. Искусство в истории. Искусство старше истории – как традиции, которую стали передавать и осмысливать, и, тем более, как науки. Это очевидный факт. Несмотря на то что письменность, благодаря которой можно написать и литературное произведение, и историческую хронику, появилась много позже, танец, музыка – прежде всего, в своем ритуальном значении, появились ровно тогда, когда некоему племени понадобилось что-то попросить у своих богов. На протяжении времени эпосы, передававшиеся из уст в уста, являлись “помощниками” для историков более позднего времени, использовавших их в качестве исторического документа (не раз это вызывало неразбериху – например, “Гомер”, которого традиционно считали автором “Илиады” и “Одиссеи”, как выяснилось, был лишь одним из множества поэтов-сказителей, сочинявших, дополнявших или изменявших легендарные тексты на протяжении античной эпохи). Об особой роли искусства в отражении эпохи и главенствующего в ней мышления, верований, эмоций (ученые назвали это “ментальной историей”) написано множество трудов, однако я хотела бы остановиться только на одной мысли – искусство музыки, к которому, без всяких сомнений, принадлежит джаз, способно воссоздавать историю благодаря одному удивительному свойству: оно не объясняет смысл вербально, музыкальный текст обладает возможностью воссоздавать реальность той или иной эпохи, ее настроение – и передавать свое “сообщение” благодаря воссозданию ощущений. Время оживает и не воспринимается как “навсегда ушедшее”, когда мы слушаем Перголези или Генделя; можно слушать Кёрта Эллинга и знать, что именно такие концерты проходят в "Карнеги-Холле". Музыке не требуется времени на объяснения: она стирает время и географию за несколько минут. Музыка как мысли эпохи. Конечно же, музыка отражает мышление времени. Не было бы ритуальной музыки, для которой изобретались музыкальные инструменты, григорианских хоралов для совершения литургий, а затем – появления светской музыки для увеселения сформировавшейся аристократии... Не появилась бы импровизация в эпоху барокко – факт удивительный, гораздо превосходящий появление авторских подписей на иконах в раннем Средневековье... Для историка это маркер – появилась мысль о том, что индивидуальное начало как творение Божье уникально и, стало быть, имеет возможность выражения себя... У человека как творца произведения появляется собственный голос в истории, и это колоссальный сдвиг в осознании человеком самого себя.. Искусство во многом фиксирует именно эту историю – историю осознаний, представлений человека о самом себе в определенный момент времени... В связи с чем интересен вопрос о джазе как искусстве воссоздавать время – какие мысли времени можно услышать, когда слушаешь, скажем, Джона Колтрейна или Клода Торнхилла? Именно джаз, на мой взгляд, явился наиболее примечательным искусством времени (несмотря на не менее яркий "выход" изобразительного и перформативного современного искусства), создавший из разных имен, произведений, течений и жанров коллективный коллаж, портрет человека нашего времени... Его характер, эмоции, страхи и прозрения, надежды.. По джазовым стандартам историку можно изучать социальную и религиозную историю Америки (work songs американских негров Миссисипи или gospels баптистских и других протестантских церквей). По этим сюжетам, мелодиям можно понимать, как трансформировались в народной культуре библейские сюжеты (хотя, "It ain’t nessesseraly so"), видоизменялась религиозная культура (например, появление эмоциональных экстатических элементов – во многом благодаря тому, что основными посетителями церквей являлось афроамериканское население, гораздо более эмоциональное, нежели европейцы). Однако джаз развился до массовой культуры и Америки, и Европы – почему? Джаз как манифест времени: «различие», «индивидуальность», «импровизация», «чувственность». У философа, профессора Нью-Йоркского университета Михаила Ямпольского в книге «Пространственная история» есть такая фраза: если в веке XIX-м всю эпоху можно было характеризовать одним словом – «история», то век XX-й можно обозначить как «различие», difference. Джазовое искусство импровизации, главенство индивидуального начала над общими правилами – думаю, это и причина успеха, и следствие характера людей, сформировавших эту эпоху (и – бывших частью ее). Версии исполнения “Summertime”, «Funny Valentine», «In a sentimental mood» могут повторяться, если вы либо не в настроении, либо бездарь. Искусство джаза впервые за всю историю музыки объявило импровизацию основным художественным методом, отразившим и основной message эпохи. Джаз означал свободу самовыражения, свободу совести и свободу мыслей – именно поэтому, я уверена, джаз охватил, в первую очередь протестантские страны (где свобода совести являлась общим культурным бэкграундом) и захватил людей с таким образом мыслей. Играть джаз – однозначно читается как манифест свободы – не только потому, что он «американский», а потому что сама культура импровизации подразумевает индивидуальное мнение. За XX век джаз прошел ряд удивительных трансформаций, которые я бы разбила на несколько стадий – возможно, отличающихся от версий профессиональных музыковедов. Часто эти “версии” одновременно живут в одном и том же времени, однако имеют какие-то едва уловимо или явно разные концепции понимания джаза. И каждая из них необычайно ценна и, более того, живет до сих пор. Джаз 1.0 – то время, когда мы можем различить "ингредиенты", сформировавшие джаз. В это время смешиваются не только расы, но и этносы, их культура, их музыка, их религия: мазурки, полонезы, джиги, польки, европейская классическая музыка с многовековой культурой и традицией музыковедения, теориями музыки, новоорлеанские карнавалы Марди Гра – с музыкой церковных служб... Именно из этой эпохи джаза появляются новые музыкальные жанры – блюз, госпел-музыка, кантри, появляются регтаймы и техника страйд-пиано, не говоря уже об огромном количестве потрясающих исполнителей, чьи имена не все остались в памяти и записях.. Здесь каждый может начать свой парад-алле того невероятного количества музыкантов, сформировавших именно эту эпоху и задавших направление для следующих... В моем параде, скорей, заправлять будут Бэсси Смит, Юби Блэйк, Скотт Джонсон и Фэтс Уоллер... Самое интересное, что эта "эпоха", ее музыкальные традиции не стали прошлым, она до сих пор живет и развивается – одним из таких примеров может быть фильм Хью Лори "Down Вy The River", посвященный блюзу. Следующая страница 2.0 – это массовая культура 40-х, в которой, наряду с бешеной популярностью и разнообразием направлений и персон, отчетливо обозначилась еще одна концептуальная черта джаза. Простота, сердечность, в которой герои мелодий Гершвина, Мела Торме, Дайны Вашингтон, Билли Холидей, Каунта Бэйси или Бенни Гудмана и многих других могут открыть удивительно близкое каждому слушателю переживание – это, пожалуй, достойно отдельных эссе специалистов, занимающихся историей эмоций (а есть и такая!). Именно это время джаза, его "новая чувственность" является актуальной для новых поколений музыкантов и слушателей. Певцы, такие как Майкл Бубле и другие, продолжают традицию и строят свою карьеру в стиле "той" эпохи, трибьюты Синатре, Эллингтону вы можете увидеть в программах самых разных музыкантов. Почему? Потому что она была коммерчески успешной? Безусловно, но это следствие... Та предвоенная и кризисная эпоха обладала невероятной искренностью и глубиной незамысловатых текстов. Несмотря на обвинения в коммерциализации джаза, эти тексты сложно обвинить в топорной и пошлой конъюктурности: у кого поднимется рука на "Somewhere Over the Rainbow" или "Autumn in New York"? Думаю, что такие тексты сейчас почти не создаются. И пока загадка этого странного воздействия музыки и текста не раскроется, это время будет продолжаться. Джаз 3.0 – своеобразный “ответ” музыки общим культурным и философским изменениям 20-го века. Философия джаза, вернее, философствование в джазе, на мой взгляд, появилось в 40-х с появлением би-бопа, настаивающего на джазе как искусстве индивидуальной интерпретации-импровизации, и экспериментов над формами, устойчивыми музыкальными структурами. Эта "деконструкция" музыки наиболее ярко выразилась в музыке поколения авангардистов 60-х – Эрика Долфи, Колтрейна, Теда Кёрсона, Фэроу Сандерса, Майлса Дэвиса, Джона Кейджа. Хотя в строгом смысле слова они принадлежали разным поколениям или музыкальным направлениям, но делали они одно и то же: изрядно трудились над освобождением из-под “власти языка” (в случае с джазом, языка музыкального), стремились выйти за пределы формы, квадратной структуры джазовых композиций, разбирая музыку на болты и гайки до звучания чистых “идей” или же индивидуальности автора. В этом их близость к постструктурализму – течению 60-х в философии, культурологии и лингвистике, работавшему над темой власти языка методами лингвистического и семиотического анализа, деконструкцией текста. Деконструкция, критический анализ традиций, устойчивых, и поэтому никому не заметных форм жизни, – по сути, главенствующее явление не только в науке или джазе, но и в целом в искусстве – театре, литературе, нон-конформистском изобразительном. Все это трансформирует понимание джаза и снимает с него подозрения в простоватой массовой культуре для американских клабберов 40-х и поднимает до одного из интеллектуальных и актуальных видов искусства современности, в котором индивидуальность, исторически зажатая в рамки канонов – семьи, религии, экономического уклада, повседневную работу и поденщину – впервые “зазвучала” в качество главного героя. Думаю, что одной из высших концептуальных точек джазовой культуры является творчество таких музыкантов, как Джон Колтрейн или же Джон Кейдж. В первом случае мы видим понимание джаза как некоей религиозной практики трансценденции, где “выход за границы” собственного существования и попытка философствования осуществляются с помощью музыки (хотя я поспорила бы сама с собой – настоящие музыканты, на мой взгляд, только и делают, что выходят за пределы собственного человеческого опыта и общаются с Господом Богом на глазах у публики). Кейдж же это делал по-своему – через рассуждения о форме и содержании, и был в этом случае более рационален и близок к аналитикам-постструктуралистам... Удивительно то, что джаз развивается как непрерывная традиция, образуя параллельно и массовые суб-жанры (фанк, r&b), и “философские” жанры (фри-джаз, авангард). Сейчас, слушая джазовых музыкантов Нью-Йорка, уже практически невозможно проследить какие-то исторические, жанровые корни, отследить “историю”, традицию, на которую опирается музыкант. Скорее, мы имеем дело с версией джаза 4.0, в котором индивидуальность автора причудливо смешивает миры, историю и эмоцию. Именно поэтому каждый джазовый музыкант, играющий в версии 4.0 – создатель собственной вселенной (и “Джазовый архивариус”, описывающий именно биографии, а не общую хронологию джаза или джазовые направления, скорее, наиболее точен в отражении джазовой современности: каждая персона понимает, реконструирует, создает собственное мироздание, в котором мы можем услышать отголоски чего-то похожего, близкого нам и – обнаружить огромное количество различий: в культурном бэкграунде или еще чем-то). Интерпретация истории стала равна персоне – это отмечено в трудах историков и философов (Мишель Фуко или Гадамер), а джаз как никакое другое искусство стал близок к воплощению этой культурной реальности XX-XXI веков. Именно поэтому порой в джазе появляются “музыканты-миры”, не принадлежащие определенной джазовой культуре или направлению. Опять-таки, 4.0 – это не хронология последовательного развития джаза, это другая его концепция, которая особенно чувствуется сейчас, но существовала одновременно с другими в разное время. Например, думаю, что Нина Симон или Дейв Брубек создавали именно такой джаз 4.0. Гипотезы и ощущения. Это дело скорее ощущений и опыта, чем объективных фактов (если они все еще бывают). На мой взгляд, джаз все-таки имеет какие-то национальные черты. Германия, Австрия, как страны с богатейшим философским бэкграундом, развивают абстрактные формы джаза; Швеция, Финляндия – часто в них можно увидеть ту сохранившуюся эпоху “золотого джаза”, в котором нет чрезмерного умствования или абстракций, но есть “тот самый джаз”, наполненный эмоциями, переживаниями – человечностью, что сейчас многим может показаться несколько “простоватым”. Почему он там именно такой? На мой взгляд, сохраняя этот “архивный” стиль 30-х-40-х, джаз играет в какой-то степени терапевтическую роль для высокоорганизованного общества, в котором человеческое редуцированно до его социальной и экономической функции... Конечно же, в Скандинавском регионе есть и другие направления – так, например, те же Швеция, Норвегия ярко демонстрируют собственную традицию джаза, основанную, на мой личный взгляд, на каком-то смешении совершенно особенного ощущении жизни – интровертного, наполненного богатыми литературными традициями, безусловным присутствием специфики природы и климата, внесшего в характер и привычки жителей Скандинавии свой отпечаток. И этот джаз всегда думает, размышляет, погружает на глубину, а не только сообщает эмоцию. Так сложилось, на мой взгляд, что культура протестантизма, привезенная в Америку – вместе с пониманием труда как религии и основы жизни, вместе с ценностью “свободы совести” (из-за которых реформаторы, спасаясь от преследований в своих странах, осваивали американский континент), вместе с этническим наследием афроамериканцев сформировали эту музыку... В которой простые, часто незатейливые, но ёмкие тексты способны достучаться до сердца каждого; в которой чувство конкуренции или желание “делать лучше” создавали биографии величайших музыкантов, упорно работавших над собственным стилем и звучанием; где эмоциональность, сердечность, неравнодушие к человеку стали, пожалуй, одним из главных и редчайших качеств, обеспечивших джазу успех как массовой культуры и признание – как искусства. Александра Блок. Источник: vk.com Комментарии: |
|