Цифровая любовь: как работает тиндер

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В декабре 2020 года японское правительство объявило, что профинансирует систему знакомств на базе искусственного интеллекта [1]. В стране, где любят технологии, а дети редко появляются вне брака, дейтинговые приложения выглядят элегантным решением падения рождаемости. Японские приложения для брачных знакомств — Omiai и Pairs [2], — по популярности опережают Tinder [3].

Пока непонятно, может ли приложение для свиданий решить проблему в стране, где многие молодые люди вовсе не хотят романтических отношений [4], а кому-то просто не хватает времени из-за печально известных японских переработок. Тем не менее впервые искусственный интеллект ввязывается в амурные дела на государственном уровне. Государственному «?тиндеру» предстоит умножить число новых браков и повысить рождаемость.?

Значит ли это, что ИИ создает пары лучше человека и способен решить проблему одиночества в масштабах государства? Стоит ли доверять алгоритму столь деликатное дело? Давайте разбираться.

Немного статистики онлайн-знакомств

Поиск пары онлайн широко распространен и не зависит от социально-демографических характеристик. Люди разных поколений ищут пару по сети, делая выбор лишь в пользу того или иного девайса. В Великобритании примерно 7–12% людей в возрасте от 30 до 60 лет используют сайты знакомств. 20-летние британцы выбирают мобильные приложения, 30-летние пользуются и приложениями, и сайтами, а те, кто старше, предпочитают сайты [5].

Статистика также говорит, что влюбленные по-прежнему знакомятся оффлайн (и даже чаще, чем онлайн). В 2020 году только 13% британских пар познакомились через сайт или приложение для знакомств [5]. В США через приложения или соцсети в 2017 году познакомились почти 40% влюблённых разного пола, а среди гомосексуальных пар популярность онлайн-знакомств ещё выше [8]. В России знакомством через соцсети, форумы или сайты для знакомств могут похвастаться только 12% пар [9].

Пандемия COVID-19 подогрела интерес к онлайн-знакомствам. 29 марта 2020 года пользователи Tinder установили новый рекорд в 3 млрд свайпов за день [6], а число скачиваний приложения Hinge за 2020 год выросло на 63% [7].

Как искусственный интеллект соединяет сердца

Если вы пользовались дейтинговыми приложениями, то наверняка задавались вопросом — как это все работает?

В 2017 году журналистка Жюдит Дюпортей запросила у Tinder персональные данные своего аккаунта, чтобы понять, что о ней знает приложение. К своему удивлению, в ответ она получила 800-страничный документ [10]. Искусственный интеллект подбирает пару, анализируя персональные данные, и тот самый «?match» — результат не только взаимной симпатии, но и работы алгоритмов.

Невозможно точно описать, как работает ИИ на дейтинговых платформах. Алгоритмы запатентованы, и компании не заинтересованы в их разглашении. И все же на основе информации, раскрытой компаниями добровольно или в рамках Европейского законодательства о защите данных, можно составить общее представление о том, на основе чего алгоритмы применяют решения.

Прежде всего алгоритмы машинного обучения выстраивают систему персональных рекомендаций. Система присваивает каждому человеку сложносоставный рейтинг, на основании которого вычисляет степень его совместимости с другими людьми в базе данных.

На языке ИИ степень совместимости — это вероятность того, что двое кликнут друг друга. Скажем, Tinder сохраняет каждый свайп в отдельный вектор, который включает все характеристики пользователя: адрес, интересы и даже сленг из чата. Когда система встречает два похожих вектора, она рекомендует их хозяев друг другу. С каждым свайпом алгоритм обучается, а рекомендации становятся точнее. В принципе, что-то похожее работает и в любой другой рекомендательной системе, но там нет задачи свести конкретных людей.

Сервисы для знакомств ориентируются на разный спектр характеристик. Например, OkCupid соединяет людей с близкими ценностями, разрабатывая сотни вопросов для максимальной точности, а Badoo применяет технологию распознавания лиц и обещает подобрать партнера, похожего на вашу любимую знаменитость.

ИИ помогает на свидании

Кстати, ИИ не только разыскивает вторую половинку, но и помогает наладить отношения. К примеру, Лара, чат-бот Match.com, даёт рекомендации на старте, учитывая 50 факторов, алгоритм eHarmony оценивает диалог и предлагает вариант следующего шага, а приложение Loveflutter подбирает ресторан для свидания.

Данных у сервисов для знакомств действительно много. Только у OkCupid больше 57 млн пользователей в 113 странах [11]. Все платформы запрашивают пол, возраст, геолокацию и фотографии, а ещё сексуальную ориентацию, политические и религиозные взгляды. Также они неусыпно отслеживают активность пользователя: свайпы, мэтчи и переписки. Если пользователь связывает аккаунт с соцсетью, его досье пополняется лайками и контактами, а отдельные платформы собирают список посещенных сайтов через сторонние ресурсы [12].

Кажется, что ни одна голова не сможет вместить эту лавину информации, и у искусственного интеллекта больше шансов подобрать вам идеальную пару. Но у Елизаветы Мусатовой, психолога-психоаналитика и ведущей телеграм-канала «?Записки злого терапевта», такое преимущество ИИ над человеком вызывает сомнения:

«Мы осознаем некоторую часть себя, которая способна анализировать мир вокруг и принимать решения, и называем ее „я“. Однако в процессе принятия решений участвует не только сознание, но и бессознательное: область психики, в которой происходят неподвластные нашему контролю процессы. Работу бессознательного описать и объяснить труднее. Однако это не значит, что наша психика не способна обрабатывать большой объем информации и принимать решение с учетом множества факторов».

Романтические отношения скоро изменятся. И вот как

Искусственный интеллект уже сегодня меняет наши представления об успешных отношениях. OkCupid заметил связь между близостью политических взглядов и договоренностью о свиданиях. Выяснилось, что в ряде американских городов женщины-миллениалы предпочли критерий «?Та же политика» критерию «?Классный секс», а у людей, которые указали свои политические взгляды в анкете, на 52% больше шансов понравиться друг другу и на 78% — завязать успешный диалог [13].

Возможно, в будущем ИИ не только даст толковый совет, но и «?отрепетирует» с вами свидание, ориентируясь на информацию о партнере. В виртуальной реальности можно будет даже физически «?пройти» различные сценарии свидания, чтобы преодолеть неловкость и научиться флиртовать перед реальной встречей. Ситуация, когда ИИ помогает парню подготовиться к свиданию с девушкой, показана в короткометражном фильме «Sight». Правда, и на самом свидании он педантично следует советам алгоритма.

Der Autor hat den Zugriff auf dieses Video begrenzt

Der Autor hat den Zugriff auf dieses Video begrenzt

Короткометражный фильм «Sight» (на русском языке можно посмотреть здесь)

Не исключено, что в будущем будет возможность заказать любовника «?под ключ» и в виртуальной реальности получать те же впечатления, что в отношениях с реальным человеком [14]. Сегодня прообраз такой услуги можно увидеть в мобильных видеоиграх типа Mystic Messenger, где игрок строит романтические отношения с виртуальным персонажем до финала «долго и счастливо». Этот жанр игр появился в Японии еще в 1980-х, но с развитием игровой индустрии стал распространяться по всему миру.

Вот что пишут о Mystic Messenger русскоязычные пользователи [15]

Возможно, кастомизированный любовник будет не только воплощен в виртуальной реальности или в физическом «роботе», но и внедрен в мозг напрямую. Система будущего «подгонит» продукт под клиента во время использования: загрузит воспоминания и эмоциональные состояния в сознание, а затем соберет обратную связь для калибровки услуги [16].

Кстати, романтические отношения с искусственным интеллектом — уже давно не сюжет антиутопий. В 2018 году 36-летний японец Акихико Кондо женился на Мику Хацуне — виртуальной певице [17].

Если ИИ плохо ищет, то кто виноват?

ИИ в сфере отношений при всей прокаченности и возможностях все еще сталкивается с рядом проблем. Почти четверть американцев, которые пользовались дейтинговыми приложениями, уверены, что сервисы для знакомств негативно повлияли на их отношения [18]. Основания для недовольства есть, но искать их стоит по эту сторону экрана мобильного телефона.

  1. Все лгут

Одна из главных причин того, почему алгоритмы до сих пор не научились подбирать идеальную пару, — искаженная информация от самих пользователей. Алгоритм предполагает, что пользователь честен и точно знает, кто он и чего хочет.

В реальности же люди могут лгать о себе, плохо себя знать, не всегда понимать или уметь выразить то, чего они хотят от партнера и отношений. Часто люди не готовы к отношениям своей мечты, не имеют адекватного представления о том, на какое общение могут претендовать. То есть алгоритм соединяет людей, ориентируясь на изначально неверные данные [11][19].

«Наш образ себя и представление о том, как к нам относятся другие люди, начинает закладываться в раннем детстве. Если ребенок получал сигналы о том, что с ним что-то не так, его потребности не важны или чрезмерны, он усваивает, что таким как есть его не смогут принимать и любить. Во взрослом возрасте такой человек может испытывать потребность скрывать настоящего себя и демонстрировать другим образ более хорошего себя.
Но и люди, которые выросли с базовым доверием миру и позитивным образом себя, не могут рассказать о себе „всю правду“ хотя бы потому, что человек — сложное существо и по-разному проявляет себя в разных отношениях. Не существует одного непротиворечивого образа себя, высеченного в камне. Мы по-разному чувствуем и ведем себя с партнером, руководителем, мамой, лучшим другом и незнакомцем в очереди», — Елизавета Мусатова.

Создавать пары на основе внешности и ценностей можно и без ИИ: брачные агентства занимались этим годами. Однако ИИ — единственная «сваха», которая быстро и ненавязчиво распознаёт расхождение теории и практики. К примеру, если пользователь заявляет, что любит высоких, хотя обычно общается с людьми низкого роста, то алгоритм поймет, что этот критерий не имеет большого значения, и незаметно начнет менять рекомендации. Проблема «лживого» пользователя частично решается анализом его активности.

Но самый эффективный способ обойти неточности и ошибки — синхронизировать аккаунт с соцсетями. После объединения данных ИИ как минимум определит, что из указанного в анкете, скорее всего, является правдой, и присвоит этой информации больший вес [11], а как максимум — составит ясную картину ценностей и интересов пользователя.

Алгоритмы уже определяют черты личности точнее, чем коллеги, друзья или даже члены семьи. Для этого требуется всего лишь 150 лайков на Facebook [20]. В будущем такая точность и вовсе может освободить человека от самостоятельных поисков любви. Пугающий исход такого развития событий показан в 4 серии 4 сезона сериала «Чёрное Зеркало». Стоит ли бить тревогу, и не делают ли нас жертвой возможности искусственного интеллекта?

«Даже если мы „делегируем“ выбор партнера алгоритму, в этом всё равно есть личное решение: принять этот выбор или отклонить, довериться алгоритму или нет. Кроме того, выбрать человека не значит только пойти с ним на свидание.
Да, мы даём кому-то шанс на то, чтобы узнать друг друга. Но потом этот выбор совершается ещё и ещё: когда отношения переходят на новый этап или когда случается конфликт. Каждый раз мы снова решаем: выбрать этого человека или нет. Даже если партнера якобы подобрал искусственный интеллект, отношения всё равно строят люди», — Елизавета Мусатова.

2. Неуловимая магия любви

Мы всё ещё очень мало знаем о любви и её причинах. Именно это подразумевают противники онлайн-знакомств, указывая, что в онлайне теряется необъяснимое притяжение, которое возникает при встрече и побуждает больше узнавать друг о друге.

Но не исключено, что в перспективе ИИ может «расколдовать» и этот ингредиент любовного зелья. Имея достаточно данных о людях и их отношениях, алгоритм обнаруживает неведомые ранее связи и прокси-переменные, которые не обязательно имеют внятную интерпретацию, но коррелируют с долгосрочным удовлетворением в отношениях [16].

«Алгоритм не может учитывать эмоциональную историю и прошлый опыт человека. Нас притягивает то, что уже знакомо из прошлого опыта, и мы склонны выбирать людей, с которыми можно воспроизвести этот опыт: либо в том же виде, либо в надежде его „переиграть“. Если мы неосознанно угадываем или предполагаем хорошо известное в незнакомом человеке, то чувствуем притяжение», — Елизавета Мусатова.

3. Люди на блюде

Как бы ни был прекрасен ИИ, а общаться придется с людьми. В США почти 40% пользователей приложений для знакомств страдают от навязчивости собеседников, 35% получают сексуальные сообщения или фотографии вопреки своему желанию, а 28% терпят оскорбления в свой адрес. Для пользователей-женщин от 18 до 34 лет эти показатели еще хуже — 60%, 57% и 44% соответственно. Кроме того, каждый десятый пользователь или каждая пятая женщина от 18 до 34 лет испытали угрозы нанесения физического вреда [18].

Разработчики уже пытаются решить эти проблемы. К примеру, алгоритм машинного обучения Tinder сканирует сообщение перед отправкой и оценивает, не содержит ли оно чрезмерный флирт или прямые оскорбления. Если сообщение двусмысленное, система отправляет адресату форму, с помощью которой он может подтвердить, что сообщение содержит оскорбительный контент.

К сожалению, такой механизм часто ошибается из-за разного порога чувствительности людей и того факта, что приемлемость флирта зависит от контекста [21].

Дейтинговый алгоритм может усиливать социальное неравенство
Приложение Hinge анализирует, кого пользователь пропускает и лайкает, с кем получает мэтчи или обменивается телефонами. Затем алгоритм разбивает людей на группы, в зависимости от того, кто их лайкнул, и ищет паттерны. Hinge показывает пользователю профили, которые понравились людям из той же группы, к которой его определил алгоритм.
При такой системе первые действия создают предвзятость конечного результата. Этот феномен называется «совместной фильтрацией»: действия первых пользователей оказывают преувеличенное влияние на то, какие профили увидят более поздние пользователи. И если первый пользователь свайпит влево (то есть, отказывает) профили, например, евреев, а второй пользователь свайпнет вправо (захочет познакомиться) первый профиль, алгоритм определит их к одной группе и посчитает, что второй пользователь тоже не любит евреев. И поэтому он никогда не увидит их профили [12].
Неравнозначность пользователей может быть заложена еще на этапе разработки. К примеру, рейтинг привлекательности Elo при определении потенциальных партнеров в Tinder «поощрял» мужчин за хорошее образование и финансовое положение, но «штрафовал» за них женщин. Система рекомендаций формировала пары, в которых мужчина имел бы статусное преимущество: был старше, больше зарабатывал, имел более высокий уровень образования [22]. И пусть Tinder заявил, что компания отказалась от использования этого индекса, в условиях непрозрачности алгоритмов по-прежнему существуют риски.

4. Свайп, свайп… Слишком долгая игра

Сложно оценить, какую роль играет искусственный интеллект, не держа в уме цели его использования. С точки зрения пользователя, приложение для знакомств эффективно, если человек быстро находит себе пару и перестает им пользоваться. На деле коммерческие платформы стимулируют пользоваться ими как можно чаще и дольше.

Стоит только начать пользоваться дейтинговым сервисом, сохранить хоть какую-то осознанность становится сложно. Получив мэтчи, такие «социальные поглаживания», пользователь какое-то время чувствует себя привлекательным. Очевидно, у него повышается самооценка. Обратная сторона этой медали — тревога, которая возникает при отсутствии постоянного позитивного подкрепления и оборачивается стремлением поддерживать свою популярность.

Количество переписок множится, процесс затягивается, сценарий общения повторяется: задаются одни и те же вопросы, озвучиваются одни и те же ответы. И, по словам Жюдит Дюпортей, которая исследовала Tinder, «к тому моменту, когда мужчина и женщина наконец включаются в беседу на дейтинговом приложении, они уже вымотаны и опустошены предыдущим опытом» [22].

В самом деле, пользователи жалуются на ощущение перегруженности [23] и разочарования, а люди, которые тяжело переживают свое одиночество, часто теряют контроль при использовании приложений для знакомств [24].

«Разочарование предполагает, что у человека были ожидания, которые не оправдались. Конечно же, никто не приходит в новые отношения чистым листом, без надежд и ожиданий. Важно понимать, какие они, чтобы определить свои границы и лучше понимать, стоит или нет продолжать переписку или свидания. Существуют социальные мифы и предписания об отношениях. Часть этих мифов мы впитываем с детства и некритично принимаем за свои личные причины вступать или не вступать в отношения.
Важно разобраться, для чего именно вам нужен партнер и отношения. Это источник эмоциональной поддержки, или радости и удовольствия, или крепкий тыл, или соратник по достижению общих целей? Есть ли потребность и желание близких эксклюзивных отношений или прямо сейчас нужно что-то другое? В целом, чем лучше человек знает себя, тем выше шанс выбрать то, что подходит ему здесь и сейчас», — Елизавета Мусатова.

Идея дейтинговых сервисов привлекает нас, потому что предлагает построить отношения, психологически «не взрослея». Некритическая настроенность на то, что где-то ходит «твой человек» и его можно «заказать», просто написав список требований, не даёт выйти из порочного круга. «Супермаркет отношений» и одиночество в современном мире — проблемы, справиться с которыми ИИ не под силу.

Но, может быть, если не ожидать от приложения для знакомств решения всех проблем, оно принесёт пользу? В 2020 году вышла книга Радмилы Хаковой «147 свиданий. Как я искала себе пару и что из этого вышло», в которой автор ходит на свидания, используя 18 мобильных приложений. В интервью Ирине Шихман Радмила призналась, что не считает пустой тратой времени даже самое посредственное свидание, а эксперименты типа «пойти на свидание страшненькой» помогают лучше понять себя и окружающих. [25]

Источники

  1. Reuters
  2. Dating Apps In Japan For 2021: What’s Worth It And What’s Not?
  3. Most popular matchmaking apps among Japanese smartphone users as of March 2020, by gender
  4. Cyrus Ghaznavi,Haruka Sakamoto,Shuhei Nomura,Anna Kubota,Daisuke Yoneoka,Kenji Shibuya,Peter Ueda . The herbivore’s dilemma: Trends in and factors associated with heterosexual relationship status and interest in romantic relationships among young adults in Japan—Analysis of national surveys, 1987–2015 // Plos One. November 9, 2020
  5. How do people find love?
  6. Онлайн-сваха и вино по FaceTime: где, как и зачем знакомятся во время пандемии
  7. Задумались о семье: эксперты предсказывают бум знакомств этим летом
  8. How Couples Met // by Katharina Buchholz, Feb 13, 2020
  9. Самые распространенные места для знакомств у россиян
  10. «Я_хочу_чтобы_кто-нибудь_мне_написал» Фрагмент книги «Любовь по алгоритму» — о том, как работает тиндер
  11. Love in a Hopeless Place: Machine Learning at OkCupid // The HBS Digital Initiative
  12. Tinder may not get you a date. It will get your data.
  13. OkCupid Is Teaming Up With ACLU To Connect Like-minded Daters Looking For Love (and Justice)
  14. Love in the time of algorithms: would you let artificial intelligence choose your partner?
  15. Mystic Messenger. Оценки и отзывы // AppStore
  16. Artificial Intelligence and the Future of Dating and Love
  17. AI love you: Japanese man not alone in ‘marriage’ to virtual character
  18. 10 facts about Americans and online dating // Pew Research Center
  19. How could machine learning best be applied to online dating apps? // Quora.com
  20. Wu Youyou, Michal Kosinski, David Stillwell. Computers judge personalities better than humans // Proceedings of the National Academy of Sciences Jan 2015, 112 (4) 1036-1040
  21. The Unexpected Love Affair Between Tinder and Artificial Intelligence
  22. Жюдит Дюпортей: «Тиндер создает растущую враждебность между полами»
  23. Tinder. UX Case Study
  24. Kathryn D. Coduto, Roselyn J. Lee-Won, Young Min Baek. Swiping for trouble: Problematic dating application use among psychosocially distraught individuals and the paths to negative outcomes // Journal of Social and Personal Relationships. July 3, 2019
  25. Радмила Хакова. Как найти себя за 147 свиданий?! // А почитать?..

Авторы: Ирина Дружинина, Александра Моисеенко

Редактор: Лола Самеева

Иллюстратор: Юлия Бобкова


Источник: m.vk.com

Комментарии: