Книги в жанре Киберпанк

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-08-29 16:35

Трансгуманизм

Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968)

Главным предшественником классического киберпанка считается знаменитый роман Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Действие романа происходит в 1992 году, через несколько лет после того, как Завершающая мировая война опустошила значительную часть Земли. Бо?льшая часть населения уже эмигрировала (каждому эмигранту предоставлялся личный слуга-андроид) на внеземные колонии, а оставшаяся часть скрывается в полузаброшенных городах, страдая от радиации. Все животные либо вымерли, либо находятся на грани вымирания. Поэтому обладание и уход за животным считается добродетелью, практически долгом каждого, а вид домашнего животного во многом определяет социальный статус его владельца. У главного героя, Рика Декарда, была овца, которая умерла от столбняка и была заменена им на электроовцу, чтобы создать видимость владения животным.

Андроиды — полностью биологические создания и физически практически неотличимые от людей. Многие из них, убив своих хозяев, отправляются на Землю, чтобы освободиться от своего рабского положения. Охотники за головами — те, кто выслеживают их, и главный герой романа как раз таки один из охотников. Рику Декарду предстоит вычислить и «проверить» шесть беглых андроидов, но в ходе расследования его начинают мучить сомнения и вопросы, на которые ему только предстоит найти ответы...

По мотивам этого романа знаменитый режиссёр Ридли Скотт снял не менее знаменитый фильм «Бегущий по лезвию».

Уильям Гибсон «Нейромант» (1984)

«Нейромант», как и вся трилогия «Киберпространство» Уильяма Гибсона — это своеобразная библия, краеугольный камень киберпанка, откуда многие авторы черпали вдохновение. Однако сам по себе «Нейромант» — традиционный нуар про некогда крутого преступника, который пытается вновь заявить о себе. Гибсон просто перенёс действие в недалёкое будущее, населив его хакерами-киберковбоями, клонами, «корпоративными самураями» и ИскИнами (ИИ, искусственный интеллект).

Увлекательный сюжет, герои «вне закона», терпкая атмосфера нуара, информационно-технологический антураж и жесткое неприятие мира тотального капитализма — вот отличительные черты и «Нейроманта», и всего классического киберпанка.

Мир недалёкого будущего пронизан виртуальным пространством, а людская плоть сплошь иссечена высокотехнологичными устройствами. Огромные мегаполисы покрыли поверхность Земли, а гигантские корпорации самозабвенно сражаются между собой всеми доступными методами.

Однажды совершивший ошибку кибер-пространственный «ковбой» получает шанс вернуться в родную информационную стихию, трудясь на неизвестного работодателя. Его спутницей становится очаровательная наёмница — «уличный самурай» Молли.

Название книги является игрой слов, производной от слова «некромант» (англ. necromancer) и «нейромант» (neuromancer).

Брюс Стерлинг «Схизматрица» (1985)

Схизматрица — масштабный научно-фантастический роман Брюса Стерлинга, куда вместилось почти сто лет человеческой эволюции. Считается одним из первых и наиболее значительных произведений киберпанка. Был номинирован на премию «Небьюла» в 1985-м году в номинации «Лучший роман».

Люди переселились с Земли на орбитальные станции, астероиды и спутники больших планет. Эта новая среда обитания и называется Схизматрица, все винтики которой — отдельные цивилизации, непохожие на остальные. Земля заброшена: на ней уже выработаны все минеральные ресурсы. Находящиеся у власти группировки постоянно конфликтуют между собой, и эта политическая игра перерастает в войну двух основных сил — шейперов и механистов. Мир приходит в Солнечную систему с появлением пришельцев — Инвесторов, межпланетных торговцев, определивших новые правила игры и хрупкое равновесие людских цивилизаций-схизофреников. И они уложились, словно математические переменные, в клеточки Схизматрицы — замкнутые на себя, враждебно-настороженно относящиеся ко всему чужому, движимые миражами стратегических сверхидей...

Брюс Стерлинг «Зеркальные очки» (1986)

Составленная Брюсом Стерлингом антология — манифест киберпанка как нового поджанра научной фантастики. Причём те из читателей, кто привык считать киберпанк исключительно историями «про компьютеры», будут изрядно шокированы многими текстами антологии. Ведь рассказов про футуристических хакеров и хищные корпорации здесь не так уж много.

Разгадка в том, что классический киберпанк 1980-х был тесно привязан к общекультурному контексту тех лет. И в дюжине рассказов, вошедших в антологию, этот контекст чётко просматривается.

«Зеркальные очки» — антология «киберпанка», которая до сих пор считается лучшим источником для любого, кто желает познакомиться с литературной стороной этого движения. «Киберпанк» тогда был ещё молодое, только формирующееся движение, с нечёткими целями, и с не совсем сформировавшимися понятиями. Стерлинг попытался всё это как-то систематизировать, хоть как-то обобщить. Для этого он и выбрал 12 рассказов своих друзей, таких же любителей и пропагандистов «киберпанка», как и он сам...

Джордж А. Эффинджер «Когда под ногами бездна» (1987)

XXII век. Экономический хаос и пандемии превратили крупнейшие державы мира в лоскутное одеяло монархий и диктатур. Доступны и полулегальны искусственные наркотики и электронные мозговые имплантаты. Смена пола, модификации собственного тела давно стали заурядными явлениями. Вокруг частного детектива, расследующего загадочное исчезновение бывшей подружки, растёт число странных и страшных убийств.

Это был первый и лучший роман из цикла о Мариде Одране, частном сыщике и авантюристе, который пытается выжить в «джунглях» футуристического мегаполиса. Одран — истинный герой киберпанка: он не просто балансирует на грани между законом и криминалом, а всем своим образом жизни бросает вызов обществу.

Удался Эффинджеру и облик серьёзно изменившегося будущего, в котором исламская культура вытеснила западную. Этот приём «замещения цивилизаций» в дальнейшем использовали многие авторы киберпанка.

Руди Рюкер «Обеспечение» (1982-2000)

Тетралогия («Софт», «Тело», «Полная свободна», «Реал») Руди Рюкера долгое время не переводилась на русский язык, хотя была создана примерно в то же время, что и «Нейромант» Гибсона. Описывая мир, в каждом новом романе всё дальше и дальше уходящий от современного, Рюкер успел затронуть все основные темы киберпанка: виртуальную реальность, искусственный интеллект, породивший целую новую расу разумных существ, неолуддизм, вызванный страхом человека перед засильем компьютерных технологий и в единочасье избавивший человечество от ЭВМ, и приход им на смену информационных технологий на основе биологических компонентов. Наиболее ценное в романах — обилие уникальных сюжетных находок, социально-экономических моделей и свойственных им проблем.

Отдельно стоит отметить крайне мерзкий антураж романов Рюкера: «панк»

в виде разнообразных пороков и извращений захлёстывает читателя с головой.

Нил Стивенсон «Лавина» (1992)

Классический период киберпанка миновал, и в начале девяностых появился посткиберпанк, чьё рождение ознаменовал культовый роман Нила Стивенсона «Лавина». Автор описал балканизированное будущее, где огромную роль играет завлекательная виртуальная реальность — успешно соперничает с мрачным и безысходным материальным миром. Заявленная в «Лавине» агрессивная экспансия «виртуала» в обыденную жизнь стала одной из доминирующих тем всего последующего посткиберпанка.

Книга описывает недалёкое, но мрачное будущее, где страны управляются корпорациями, мафия контролирует доставку пиццы, и весь мир объединяет трёхмерная виртуальная реальность, зовущаяся Метавселенной. Хиро Протагонист в реальной жизни — не слишком удачливый разносчик пиццы, но в Метавселенной он — известный хакер и воин-самурай. Только ему под силу остановить распространение Лавины: наркотика, опасного и в реальности и в Метавселенной, и спасти мир от Инфокалипсиса.

Джефф Нун «Вирт» (1993)

Психоделический посткиберпанк Нуна , по прочтении которого понимаешь, почему западные критики именовали автора «наследником Филипа Дика». Это очень своеобразный гимн абсолютной свободе, за которую по нынешним временам и срок легко схлопотать, причём не только в России. Герои романа неполиткорректно несут что в голову взбредёт, употребляют всё, что приносит кайф, и не вылезают из виртуальных миров, которые сами по себе абсолютный духовный наркотик.

В повседневной реальности, описанной в книге, существует такое понятие, как «вирт» — мир трип-снов, вход в который приносят с собой новые виды наркотиков, так называемых «перьев», разнообразие которых не раз описывается в книге. По улицам Манчестера помимо людей бродят теневые люди, люди-псы, виртуальные люди, робо-собаки и прочая «нечисть». Группа отвязанных молодых людей, именующих себя Тайными Райдерами, во время очередного трипа в вирт потеряла там свою подругу Дездемону. Вместо неё в реальность из Вирта вынесло некое непонятное бесформенное существо с шестью щупальцами. Чтобы вызволить Дездемону из виртуального плена, главный герой книги — брат потерянной девушки, должен обменять её обратно на этого пришельца. Но обмен можно произвести, только попав в мета-вирт — вирт, находящийся внутри виртуальной реальности, куда открыт доступ только существам высшего порядка, постоянно живущим в вирте.

Брюс Бетке «Интерфейсом об тейбл» (1995)

Когда-то Бетке придумал термин «киберпанк», сочинив рассказ под таким названием. Символично, что именно его роман считается реквиемом классическому киберпанку, который к середине девяностых уже изжил себя. Писатель сочинил абсолютно киберпанковский роман про отвязных хакеров, которые бросают вызов и надоедливому государству, и любым навязанным обществом моральным нормам, и вообще всему и вся. «Интерфейсом об тейбл» — апофеоз многих идей и символов киберпанка и одновременно язвительная, остроумная и временами пошлая пародия на него.

А вы не пробовали при помощи персонального компьютера украсть золотой запас США? А вам не случалось при помощи модема поженить Папу Римского и Наоми Кэмпбелл? А вам не приходилось ломать секретные коды Пентагона и стравливать Шестой флот с Седьмым? Зачем? А затем, что скучно. А затем, что труден жребий современного хакера, и вся-то его жизнь есть борьба. А затем, что частенько лайф настолько не в кайф, что впору хоть интерфейсом об тейбл...

Нил Стивенсон «Алмазный век, или букварь для благородных девиц» (1995)

Действие происходит в Шанхае, который во время событий романа оставался преимущественно китайским городом, связанным дамбами с искусственными островами, которые контролируются новоатлантической, японской и индостанской силами. В романе параллельно развиваются несколько сюжетных линий.

В центре — история девочки Нелл из бедной и неблагополучной семьи, в руки которой попал «Букварь для благородных девиц» — уникальная интерактивная книга, разработанная блестящим новоатлантическим инженером Джоном Хаквортом для воспитания аристократок.

Нил Стивенсон обрисовал мир нанопанковского «неовикторианства», балансирующий на грани утопии и антиутопии. С одной стороны — общество, где все имеют гарантированный минимум, позволяющий жить без забот. С другой — мир, «верхи» которого осознанно разрушают любые социальные лифты, чтобы лишить «низы» возможности изменить свою жизнь к лучшему. Естественно, возрождение сословного общественного устройства не может закончиться ничем хорошим…

Ричард Морган «Видоизменённый углерод» (2002)

В антиутопическом мире романа человеческие личности могут быть оцифрованы и загружены в новые тела, названные «оболочками». Большинство людей имеют мозговые импланты — стэки, которые содержат их сознания. В случае смерти тела стэк может храниться вечно.

Бо?льшая часть человечества может позволить себе приобрести новую оболочку к концу своей жизни, однако они не могут постоянно обновлять свои тела и каждый раз проходят через все стадии старения. Это отбивает желание менять оболочку больше чем один или два раза. Так что хотя обычные люди могут жить, в теории, бесконечно, большинство выбирают этого не делать. Только обеспеченные люди могут позволить себе постоянную смену тел. Такие люди зовутся Мафами (отсылка к Библейскому персонажу Мафусаилу, прожившему 969 лет). Очень богатый человек может также позволить себе регулярно сохранять копию своего разума и в удалённом хранилище.

«Видоизменённый углерод» — первый роман цикла о межзвёздном наёмнике-Посланнике Такеси Коваче. Автор придумал высокотехнологичный, несправедливый и полный насилия мир, где богатые люди способны жить практически вечно. Цикл Моргана считается главным образцом «космического» посткиберпанка, экранизация которого вышла 2 февраля 2018 в виде сериала от Netflix.


Источник: vk.com

Комментарии: